Около сотни фур с овощами не могут выехать из области из-за отсутствия ФСС

8 Июл 2020 10:56
Количество просмотров: 1320

Ситуация с выдачей фитосанитарных сертификатов (ФСС) в Туркестанской области напоминает фильм «День сурка».

В прошедшие выходные и праздник обстановка настолько накалилась, что даже шилде кажется теперь приятной ветреной порой.

Когда в области произошел капустный коллапс, специалисты предупреждали: надо просчитать все варианты, чтобы в июле, когда созреют бахчевые, не наступить на те же грабли.

Пришел июль, созрели дыни и арбузы, не говоря уже о болгарском перце, луке, яблоках. По дорогам южных районов области в сторону российской границы ежедневно направляется около 600 фур. Как ни странно, но единственная головная боль – получение ФСС. Даже транспортная инспекция с постами на дорогах, таможенники и пограничники вместе взятые не отнимают драгоценное время и не выматывают нервы, как это делает Туркестанская областная территориальная инспекция Комитета госинспекции в агропромышленном комплексе Минсельхоза РК.

А. Сошкин и Ф. Алиев (слева направо). «Фермер Ф. Алиев всегда отправлял свой груз в сопровождении кого-либо из сыновей или племянников. Другой фермер — А. Сошкин — тоже раньше всегда помогал сыну и ездил продавать урожай в Россию. А теперь они не могут: из-за ограничений границу пересечь может только водитель-дальнобойщик с категорией «Е». Аббасу Алексеевичу 71 год. Даже если бы у него была категория «Е», он не сел бы за руль на такое расстояние. Водители торговыми представителями быть не хотят. Оно и понятно. Зачем им дополнительная ответственность? Продавать на рынке дальнобойщик не будет. Это один из ответов на вопрос: почему такая низкая цена покупки у фермера — 40 тенге за кг бахчевых?» — рассказал К. Павлов.

В воскресный предпраздничный день, 5 июля, мониторинговая группа выехала в Мактааральский и Жетысайский районы, откуда идет основной поток сельхозпродукции.

Пересекая административную границу Келесского и Мактааральского районов, группа встретила более 40 фур.

Еще более 60 машин стояли на пятачке при въезде в Макта-арал. 15 фур — на развилке Жетысая и Мактаарала. Именно здесь должен работать межрайонный мобильный пост. Но из-за отсутствия инспекторов водители здесь не задерживаются.

На каждом поле и пункте погрузки также много машин: кто-то грузится дынями, арбузами, кто-то — свеклой или баклажанами.

«В мае я уже говорил и писал, что нас ждет большой урожай бахчевых. ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ! Мы столько не съедим. К этому надо подготовиться. Бесполезно. Ни одна «добрая душа» из Минсельхоза, НПП или какого-нибудь Союза фермеров пальцем не пошевелила, чтобы помочь крестьянам со сбытом. Ни один специалист не сказал: «Давайте уберем с дороги те грабли, которыми мы уже получили по капустному лбу», — поделился журналист, агроэксперт и инициатор создания мониторинговой группы К. Павлов.

Только начало сезона, а дыни продают уже по цене ниже себестоимости. Это, может быть, и хорошо для потребителя, но только один раз — сейчас, а завтра дынь может и не быть вообще. Долго в минус работать никто не сможет.

А страдают водители. На стоянке «Dala-транс» в Шымкенте на момент приезда мониторинговой группы скопилось около ста фур. Многие стояли уже двое суток. Причем двигатели авто урчали без остановки, обеспечивая работу рефрижераторов. По словам водителей, за время простоя они истратили 140 литров дизтоплива. А это – два дня пути до российской границы. В прошлые годы до покупателя доходило максимум 30 % подпорченной продукции. Сейчас этот показатель вырос до 50! При этом водители из Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана сказали, что такого безобразия больше нигде нет. Например, в Узбекистане ФСС выдают в течение двух часов, в Беларуси – трех. И это с учетом проведения лабораторных анализов.

В чем же причина? Почему те, кто мог бы получить ФСС в районных госинспекциях, едут в Шымкент? Как выяснилось, все проблемы из-за режима работы инспекторов.

В мае, когда из-за задержек с выдачей документов в фурах гнила ранняя капуста, руководитель областной территориальной инспекции АПК МСХ РК Н. Кашкенов заявил: «Согласно стандарту, выдача ФСС производится в будние дни. В выходные и праздничные по регламенту мы документы не выдаем».

Несмотря на все инструкции, нужно учитывать ситуацию, сложившуюся с экспортом сельхозпродукции в Туркестанской области. Тогда председатель Комитета госинспекции в агропромышленном комплексе МСХ РК А. Марс дал распоряжение работать не только в выходные и праздники, но и организовать мобильные межрайонные посты на пограничных пунктах пропуска.

Что же оказалось на самом деле? Кроме того, что выявлены нарушения по базе данных (об этом «ЮК» писал в материале «Не упустить бы шанс», 30 июня 2020 года), в телефонном разговоре с районными инспекторами выяснилось, что на выходные и праздничные дни они не получали ни одной заявки. В субботу и понедельник работали полдня, а в воскресенье — выходной. И это в разгар сезона?!

Почему произошло скопление машин на стоянке «Dala-транс» в Шымкенте, объяснил руководитель городской территориальной инспекции А. Макулбаев: «Соглашусь, что ситуация критическая. Из семи городских инспекторов шесть – на карантине. К нам на помощь приехали три инспектора из Тараза. До выходных и праздников мы справлялись с потоком. В основном через Шымкент едут транзитники. Но с субботы, в течение трех дней, на нашу инспекцию легла дополнительная нагрузка из области, потому что коллеги отдыхают».

«ЮК», имея информацию, что районным инспекциям установили негласную квоту – не более 10-15 сертификатов в день, поинтересовался у Абдибакыта Тиллабаевича, правомерно ли это распоряжение? «Никаких квот не должно быть. Это незаконно. Тем более в условиях, когда идет отправка овощей и фруктов на внутренний рынок и экспорт», — ответил руководитель шымкентской инспекции.

На момент разговора с А. Макулбаевым городские инспектора до обеда и в течение первого послеобеденного часа выдали 50 ФСС для транзитников и областников из 120 заявленных. Выдачу документов контролировал непосредственно руководитель.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Если раннюю капусту нельзя перерабатывать, то бахчевые, яблоки и другие виды сельхозпродукции мы могли бы консервировать, делая из них соки, варенье, джемы, у которых срок годности намного выше срока хранения скоропортящихся овощей и фруктов. Однако сельхозперерабатывающих предприятий в области мало. А переработка могла бы сократить экспортный отток. Фермеры этого делать не будут. Их задача – вырастить. А для строительства перерабатывающих предприятий без субсидий и господдержки не обойтись.

В таких жестких условиях работа фермеров превращается в мартышкин труд. А ведь можно было на опыте капусты проработать все нюансы, чтобы не сталкиваться с проблемой выдачи ФСС. Но мы не можем, чтобы все было хорошо и работало как часы. К уже имеющимся проблемам нам нужны дополнительные.

Уважаемые депутаты — Нуржан Альтаев, Владимир Божко, Айдарбек Сапаров!

Участники мониторинговой группы и фермеры обращаются к вам с просьбой подключиться к решению вопроса.

Поддержите фермеров, дайте возможность представителю товара выехать для его реализации. Пусть он этой же машиной возвращается.

Никто не будет из фуры устраивать автобус, а вот возможность продать товар у фермеров появится.

В условиях жесткого карантина и падающих цен на нефть беспрепятственная реализация сельхозпродукции должна стать приоритетом в экономике страны. О каком развитии сельского хозяйства мы можем говорить, если ежедневно в области простаивают сотни фур со скоропортящимися овощами и фруктами? А это валютная выручка, налогами от которой пополняется казна государства.

Владимир Привалов
Фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *