Они тоже наши дети

14 Окт 2021 09:44
Количество просмотров: 760

С каждым годом растет количество детей, нуждающихся в особом образовательном подходе. Эти ребята имеют отклонения от условной возрастной нормы, им сложно, а порой просто невозможно адаптироваться в обычной общеобразовательной средней школе.

Именно для детей с особыми образовательными потребностями в нашей области впервые была открыта частная школа «Асыл бала», учредителем которой является руководитель уже хорошо известного в регионе Центра развития «Алиар» Г. Усенова.

«ЮК» попросил Гульнару Каримовну рассказать, как для коллектива школы и ее особых воспитанников начался первый учебный год и с какими трудностями пришлось столкнуться.

— Гульнара Каримовна, почему Вы решили взяться за этот проект и как продвигается столь непростая работа?

— Идея открыть образовательное учреждение для детей с особыми потребностями мне пришла давно, но начать это дело долго не могла решиться. Признаюсь, было страшно, потому что это совершенно новое направление. То есть в педагогике мы уже давно, но с таким контингентом пока еще не работали. Одно дело — оказывать разовую поддержку, проводить какие-то мероприятия, другое — работать ежедневно. Но все-таки мы решились и с сентября этого года начали принимать детей. Сейчас их у нас около 50. Детки разные: с задержкой психического и речевого развития, аутисты, «солнечные» детки — даунята. Изначально мы открывались как специальный комплекс детский сад-школа. В этом направлении и планируем развиваться дальше.

— Что оказалось самым сложным в становлении школы?

— Начав работу с сентября, мы столкнулись с огромной проблемой. Оказалось, что ни в области, ни в Шымкенте совершенно нет специалистов для работы с детками, имеющими особые образовательные потребности.

Вроде бы в наших вузах по специальности «логопед-дефектолог», например, их готовится немало, но куда они потом деваются — вопрос. Их просто катастрофически мало. А знающих и опытных еще меньше. Поэтому мы оказались в сложном положении. Но постепенно этот вопрос, конечно, решаем. Кого-то сумели убедить перейти к нам, кто-то совмещает занятия с работой в других учреждениях. В общем, выходим из положения как можем.

— Как родители ваших воспитанников отнеслись к появившейся наконец-то у них возможности передать ребенка в руки профессионалов?

— Сначала многие отнеслись с недоверием. Ведь подобного учебного заведения в нашем регионе до сих пор не было. Мы — пионеры, поэтому у родителей было много вопросов, уточнений, сомнений. Но сейчас они с радостью наблюдают за тем, как их малыши развиваются, меняются, и уже с удовольствием ведут к нам. Ведь мы принимаем детей на целый день.

Приводят их к нам в 8:30, а забирают между пятью и шестью часами вечера. Здесь с ними занимаются специалисты, организовано трехразовое питание, они учатся, играют, общаются. Стараемся сделать интересным и внеурочное время. Недавно открыли шахматный клуб. Планируем и другие кружки, секции.

У родителей появилось больше возможностей для работы. Ведь такие детки требуют постоянного внимания и заботы. А мамам и папам нужно было успевать еще зарабатывать, чтобы содержать семью. Не каждый родитель может себе позволить вкладывать большие деньги в развитие своего малыша и при этом сидеть с ним целый день дома. То есть, открывшись, мы помогли им решить сразу несколько проблем. И они это уже высоко оценили.

— Вы сказали, что существует большая проблема с нужными специалистами.Как считаете, что можно сделать, чтобы решить ее как можно успешнее и быстрее?

— Первое, что, на мой взгляд, необходимо сделать, это организовать для студентов, обучающихся на психологов, логопедов-дефектологов и других, практику, где они могли бы пообщаться с детками с особыми образовательными потребностями. Потому что теория — это хорошо, но практика просто необходима. Особенно в этой сфере. В этом я убедилась: за сентябрь в общей сложности от нас сбежало с десяток педагогов. День побудут и уходят, потому что оказались психологически неготовыми к работе с такими детьми.

Еще, считаю, было бы правильно, к каждому молодому специалисту на какое-то время прикреплять тренера, уже имеющего опыт работы с таким контингентом школьников. Наставники будут подсказывать, какие нужны подходы к каждому ребенку. Ведь детки разные, с каждым нужно работать сугубо индивидуально.
Честно говоря, я уже готова сама оплачивать такое обучение, только чтобы оставались у нас и работали. Согласна заключать договоры с вузами об этом. Кроме того, нужны тесные связи с управлением развития человеческого потенциала и с ПМПК. Это должна быть большая совместная работа, без объединения усилий в новом для всех деле не обойтись.

Думаю, не стоит объяснять, что учитель в образовательном учреждении, где учатся дети с особыми образовательными потребностями, это не только непосредственно учитель, но и воспитатель, и дефектолог, и психолог, и социальный педагог, и психотерапевт, и няня. Отсюда следует, что на учителя возложена особая миссия: создать комфортные условия для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка, дать шанс этому не окрепшему, но уже поврежденному ростку подняться, вырасти и расцвести. И мы стремимся принимать на работу именно таких специалистов.

— Ждете ли Вы какой-то помощи от родителей?

— Конечно. Их участие в образовательном процессе необходимо. Только всем вместе — педагог, школа, родитель и ребенок — можно добиться наилучших результатов. И нам, несомненно, нужно быть более терпимыми друг к другу.

Родители по отношению к ребенку занимают уникальное положение. Они постоянно находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо другой. У малыша нет никого ближе и важнее родителей. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, поддержка, забота, усилия и, прежде всего, любовь. И это тоже важная составляющая нашего общего успеха. Поэтому взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты.

Однако некоторые родители почему-то думают, если у них ребенок особенный, то им все должны и государство, и школы. Такую позицию им нужно пересмотреть. Все-таки в первую очередь это ответственность родителей. Государство помогает — выделяет деньги.

Школы тоже очень стараются, хотя вряд ли все мамы и папы понимают, насколько сложно создать нужные условия, найти педагогов. Поэтому, уверена, такое потребительское отношение родителей не всегда приемлемо и немного, признаюсь, даже пугает. Пугает еще и то, что родители не всегда могут принять, что их детки имеют некоторые ограничения в здоровье. Надо принимать и развивать их, работать с ними, активно заниматься, пока дети маленькие, потом это сделать гораздо сложнее. Это нужно понять и изменить свое отношение к реальности.

— Расскажите, Гульнара Каримовна, о планах развития своей школы?

— Мы пока не принимаем с тяжелыми диагнозами. Но не исключаем, что, поработав годик-другой, рискнем заняться теми, с кем будет более сложно. Ведь главная наша задача — сделать так, чтобы в будущем наши воспитанники стали самодостаточными, уверенными в себе и своих возможностях людьми. Ведь это тоже наши дети, и мы должны сделать все, чтобы они были счастливыми. Чтобы каждый из них, повзрослев, смог почувствовать себя достойным гражданином Казахстана, востребованным специалистом. Чтобы мог хорошо зарабатывать, даже если у него ограничения в здоровье. Сидя дома, он может быть юристом, финансистом, айтишником и ни от кого не зависеть.

Официальные данные говорят о том, что с каждым годом, к сожалению, количество таких детей увеличивается. А ведь еще есть родители, которые не посчитали нужным обследовать своего ребенка, несмотря на какие-то странности в его поведении. В первую очередь это касается аутистов. Значит, востребованность нашего учебного заведения и других подобных школ, которые, думаю, еще будут открываться в нашем регионе, повысится.

Вообще, изначально мы планировали не ограничиваться только школой. В наши планы входило открытие специального комплекса «Асыл бала», который включает еще детский сад. Чтобы была возможность начинать заниматься с особыми детьми как можно раньше. Именно к этому мы сейчас и идем. В следующем учебном году детский сад будет открыт, и наш комплекс начнет функционировать.

И, конечно же, пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к родителям, в чьих семьях подрастают ребята с особыми образовательными потребностями: не игнорируйте нашу помощь. Приходите, приводите своего ребенка. Мы сделаем все возможное, чтобы он стал успешнее.

— Спасибо за полезную информацию, удачи Вам в этом непростом деле!

 

 

 

Ирина Притула

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *