Не секрет, что здоровье — главное богатство и ресурс любого человека, считается, что экономить на нем нельзя. Но когда государство, помимо бесплатной медицины, предлагает дополнительные возможности для получения медуслуг, то бережливость вполне разумна. В нашей стране таким инструментом стала система обязательного
социального медицинского страхования (ОСМС), и сокращение карманных трат населения на здравоохранение только одно из ее преимуществ.
О том, какие еще плюсы получили казахстанцы после введения ОСМС, как эта система влияет на медицинское обслуживание, «ЮК» попросил рассказать главного врача Шымкентской городской поликлиники №12 М. Бердалиева.
— Обязательное социальное медсоцстрахование гарантирует всем застрахованным гражданам Казахстана независимо от пола, возраста, социального статуса, места проживания и доходов равный доступ к медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда социального медицинского страхования, — говорит Мадет Кенжебаевич. — Система медстрахования значительно расширяет права и возможности пациентов. Если раньше можно было пройти бесплатное обследование только в определенной поликлинике, поэтому приходилось долго ждать, то сегодня можно обратиться за консультацией узкого специалиста или диагностическим обследованием в частную клинику, которая является прямым поставщиком фонда, даже если она находится в другом городе. При использовании ОСМС граждане получают доступ к информации об услугах, которые предоставляет фонд. В первую очередь потребитель имеет возможность выбрать своего провайдера медицинских услуг. Люди уверены, что куда бы они ни обратились, это учреждение здравоохранения проверено фондом. Пациенты получают регулярную медицинскую помощь в тех медучреждениях, к которым прикреплены. А в случае необходимости получить более серьезное лечение фонд предоставит информацию о работе провайдеров, о тех или иных преимуществах каждой медорганизации. Сами пациенты этой информацией не владеют и в выборе провайдера опираются на то, что предоставит фонд. В свою очередь, данные в фонде формируются по результатам обработки статистики.
Благодаря внедрению ОСМС объем финансирования по сравнению с 2019 годом заметно увеличился. Финансирование выросло по таким приоритетным направлениям, как кардиохирургия, нейрохирургия, ЭКО, реабилитация и другие. В рамках исполнения поручений Главы государства обеспечено повышение зарплаты медработникам. В частности, врачам — до 30%, среднему медперсоналу — до 20%, повышение тарифов на медицинскую помощь — на 34,7%, внедрены и финансово обеспечены новые технологии диагностики и лечения (гамма-нож, ОФЭКТ, ПЭТ), новые методы скрининга у детей.
— Поделитесь, пожалуйста, опытом участия возглавляемой вами медорганизации в системе ОСМС? Как вы стали работать после внедрения обязательного медицинского страхования?
— В настоящее время поставщиками фонда в Шымкенте числятся 58 медорганизаций, 13 из них — государственные, оставшиеся — частной формы собственности. Таким образом, реализуются право свободного выбора врача, принцип «деньги следуют за пациентом», обеспечивается оплата оказанных медуслуг поставщиками независимо от форм собственности.
Сегодня к медучреждениям предъявляются очень высокие требования. В первую очередь это касается качества оказываемых услуг и комфортного сервиса. Одним словом, человек, обратившийся сюда, должен своевременно получить квалифицированную помощь, не ожидая своей очереди часами, не тратя драгоценного времени. Всем этим требованиям сполна отвечает наша поликлиника.
Хотел бы вкратце рассказать о ней и объяснить, почему многие пациенты выбирают именно нас. В 2021 году наша организация была передана в доверительное управление. Это придало новый импульс ее развитию. Проделана огромная работа для того, чтобы жители жилого массива «Сайрам» получали действительно качественную медицинскую помощь. Сегодня за нашей поликлиникой закреплены более 64 тысяч человек. По многим показателям она считается образцовой, заметно уменьшился поток жалоб от пациентов. Мы расположены в современном просторном здании, где созданы все необходимые условия для комфортной работы.
Чтобы людям не нужно было ехать в центр города для прохождения диагностики, был привлечен инвестор из Турции, благодаря которому закуплено современное оборудование: аппараты КТ, МРТ, УЗИ, цифровой рентген. В рамках ОСМС люди могут пройти обследование совершенно бесплатно, причем идти далеко не нужно.
В нашей поликлинике вы не увидите очередей. Дело в том, что люди звонят в колл-центр, работающий с раннего утра до позднего вечера, и записываются к врачам заранее. Это очень удобно, экономит время и помогает избегать недоразумений. Жалобы, претензии, предложения, интересующие вопросы тоже можно озвучивать операторам горячей линии. Мы выступаем за прозрачность и открытость. Каждое обращение фиксируется и отображается на специальном экране.
Если театр начинается с гардероба, то наша поликлиника — с современной регистратуры. На первом этаже — просторная зона ресепшн. Здесь встречают посетителей, открывают электронную карту, записывают на прием к врачу, выдают талоны. Регистратура готова к услугам посетителей с восьми утра до 20:00. Каждому гарантирован теплый прием. Наши сотрудницы обязательно отведут к нужному врачу, ответят на все интересующие вопросы. Пациентам в регистратуре предложат посетить доврачебный кабинет. Мамочек с детьми направят в кабинет развития ребенка.
Еще одно новшество, которого, пожалуй, нет в других поликлиниках: мы внедрили новое приложение. Оно позволяет отслеживать здоровье беременных женщин и новорожденных малышей. Устанавливается на мобильное устройство. Каждая медсестра, отправляющаяся проведать будущих мам или грудничков, записывает в него основные показатели здоровья, данные артериального давления, указывает, если ли у пациентов жалобы на самочувствие, обязательно делает фотоотчет, что действительно был проведен обход. Эти данные затем поступают старшей медсестре с указанием точного времени посещения.
Для самых маленьких наших пациентов оборудован настоящий островок детства. Здесь они могут поиграть с яркими игрушками. В детском отделении на стенах можно увидеть сказочных персонажей.
Свидетельство тому, что мы на правильном пути, стало то, что к нам прикрепилось очень много новых пациентов, которые ранее обслуживались в других клиниках. У людей появилась возможность выбора медучреждений, врачей и методов лечения. Это большой шаг вперед, показатель роста социально-экономического развития. Совершенно нормально, что человек стремится получить высококвалифицированную медицинскую помощь в самой лучшей клинике.
На первом, втором и третьем этажах поликлиники расположены кабинеты врачей. Помимо терапевтов, или, как их сейчас называют, врачей общей практики, прием ведут невролог, хирург, эндокринолог, кардиолог, ревматолог, психолог, травматолог-ортопед, окулист, гастроэнтеролог, онколог, маммолог, ревматолог, психолог. Создан и успешно действует акушерско-гинекологический участок. В нашей аптеке, где созданы все условия для правильного хранения препаратов, выдают бесплатные лекарства для диспансерных больных.
Не секрет, что многие клиники приглашают на работу высококлассных специалистов, которые сумели себя зарекомендовать, имя которых на слуху. Есть такие и у нас.
Развитие и расцвет государства напрямую зависят от благополучия и здоровья нации. Поэтому приоритетной задачей становится создание необходимых условий для поддержания здоровья людей и получения качественных медуслуг. На решение этой важной задачи и ориентирован коллектив нашей поликлиники. Возможности лечебного учреждения позволяют оказывать медпомощь по принципу полного цикла: проводить профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию пациентов в одной медорганизации. У нас работают настоящие профессионалы своего дела. Критериями отбора врачей и медсестер являются наличие категории, стажа практической работы, владение новыми методиками лечения и диагностики.
Мы и еще 24 поликлиники города подписали с филиалом Фонда обязательного социального медицинского страхования по городу Шымкенту меморандум о сотрудничестве. В рамках этого документа предусмотрены повышение доступности и качества медицинской помощи, обратная связь с пациентами, совершенствование системы ОСМС и информирование населения.
Недавно в нашей поликлинике прошло мероприятие с участием начальника отдела филиала ФОМС по городу Шымкенту Ахмета Бедена. На встрече говорилось о том, что общая задача фонда и поликлиники — оказание качественных медицинских услуг населению. Обсуждались текущая работа, актуальные вопросы. А также высказаны предложения по улучшению качества медуслуг.
В завершение хотел бы отметить, что ОСМС выгодно для всех: и для государства, и для медорганизаций, и для врачей, и для населения. Клиника может привлекать новых врачей, отправлять их на обучение, расширять спектр оказываемых услуг. Врач повышает квалификацию, изучает новые методы лечения, обслуживает больше пациентов и, соответственно, зарабатывает больше.
Государству выгодно, что развивается плановая медицина, население заботится о своем здоровье, не доводя ситуацию до критической. А пациент получает возможность лечиться и в частной клинике по ОСМС. Важно понять, что сейчас для клиник созданы условия для развития. Главное — правильно использовать возможности системы ОСМС, верно выстраивать менеджмент в организации, именно от него зависит вся работа клиники. Если качественно оказывать услуги, то отбоя от пациентов не будет.
— Благодарю за интервью!
Салтанат Абдижаппарова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!