От театрального возрождения зависит уровень культуры

17 Апр 2024 13:38
Количество просмотров: 627

Прошедший в Шымкенте городской фестиваль «Театральная весна» для служителей Мельпомены стал поводом встретиться вместе в очередной раз, поделиться творческими планами, обсудить проблемы и пути их решения. И, конечно же, еще раз показать свои лучшие работы не только шымкентскому театральному зрителю, но и высокостатусному жюри.

Актеры единственного в стране узбекского драматического театра.

Фестиваль «театральная весна» не новь, Зародился он еще при Южно-Казахстанской области и имел статус областного. Однако в 2018 году все поменялось: областной центр переехал, область изменила название, многие годами проводившиеся культурные мероприятия также сменили место жительства. А вот про фестиваль «Театральная весна», но уже в городском статусе, почему-то забыли. И реанимировали его только в этом году.

В программе фестиваля приняли участие пять из шести городских театров: казахский академический драматический театр имени Ж. Шанина, русский драматический театр, театр кукол и юного зрителя, узбекский драматический театр и театр сатиры и юмора.

Не было лишь театра оперы и балета. Открытие фестиваля началось с торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Ж. Шанину перед зданием казахского академического драмтеатра.

С поздравлением выступил заместитель акима города С. Куранбек, отметив, что неспроста второй заключительный день фестиваля совпал со Всемирным днем театра и что в этом есть определенный знаковый смысл.

Фестиваль состоялся в том числе благодаря спонсорам.

За два фестивальных дня зрители увидели трагикомедию С. Вануса «Сұлтанның аты — Сұлтан» в исполнении актеров городского театра сатиры и юмора. Узбекский драмтеатр показал арт-этнофольклорную постановку Ш. Исаханова «Тановар», а казахский академический театр имени Ж. Шанина — поэтическую музыкальную постановку М. Макатаева «Дариға жүрек».

Городской театр кукол и юного зрителя представил на суд зрителей и жюри, возглавляемого литературным критиком и театроведом А. Бопежановой, сказку В. Гауфа «Карлик Нос», а русский драматический театр — спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» по пьесе Б. Брехта.

«Посмотрел работу коллег в казахском академическом театре имени Шанина. Спектакль «Дариға жүрек» («Сердце Дариги») мне очень понравился. Великолепные голоса. Очень хорошее вокальное исполнение. Очень профессионально и художественно показана трагедия неразделенной любви», — высказал свое мнение актер русского драматического театра А. Землянов.

Более 40 лет театр кукол радует своего зрителя.

Аналогичные отклики получили и конкурсные работы остальных участников городского театрального фестиваля. Причем как от зрителей, так и от коллег по цеху и беспристрастного жюри.

«Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» сильно воздействует на разум зрителя. Сам автор пьесы реалист. Художественная форма, которую придал пьесе режиссер Шемес, ухватила суть того, что хотел сказать автор, прошедший две мировые войны. Не секрет, что Брехт в молодости был увлечен идеями шовинизма. Но поняв, к чему ведет эта дорога, он отрекся от этой идеологии. И только он начал созидать, в его жизнь, как и в жизнь миллионов, врывается вторая мировая война. Поэтому основной посыл всех произведений Брехта — будь проклята война! Хочу отметить хорошую игру актеров. В общем, я посмотрел полноценный спектакль, за что огромное спасибо», — сказал во время пресс-конференции один из членов жюри фестиваля.

В Шымкенте может появиться театр юного зрителя.

Насыщенная двухдневная программа дала возможность увидеть не только лучшие работы театральных деятелей, но и узнать из первых уст о проблемах наших театров и возможностях их решения.

Что касается организации, начнем с того, что у города, а точнее, у городского управления культуры, не оказалось бюджетной возможности провести столь масштабное мероприятие. Благо нашелся помощник в лице генерального директора «Казмедприбор» Р. Байзакова, который и выделил денежные призы победителям театральных номинаций. И это при том, что разговор о фестивале в чиновничьих кабинетах начался еще в декабре прошлого года.

Общаясь с директорами и художественными руководителями шымкентских театров, недоумевал: как в таких условиях и при минимальных возможностях можно еще что-то творить? Так, например, по словам худрука узбекского театра драмы Ж. Саитова, сегодня единственный в стране узбекский театр не имеет профессионального здания. Сложность и со зрителем. Не потому, что его нет, а потому, что у этих зрителей «один день год кормит» — многим просто физически не хватает времени на развлечения, в том числе театральные.

Театр сатиры и юмора работает в аварийном здании.

Но несмотря на трудности, театр успешно гастролирует по Туркестанской области, а также соседним регионам страны. Успешно проходят гастроли и на театральных площадках Узбекистана. Ежегодно театр ставит по четыре-пять новых спектаклей. За 20 лет работы коллектив наработал богатый репертуар. Зрителям показали свыше 80 постановок разного направления — драматические, комедийные, детские и музыкальные спектакли. Среди особо полюбившихся спектаклей — «Железная леди», «Белое облако Чингисхана», «Одинокая яблоня», «Ночь, когда воют волки».

Кстати, если русский драматический театр был представлен на театральном фестивале своим премьерным спектаклем в постановке А. Шемеса «Мамаша Кураж и ее дети», то в репертуаре узбекского театра драмы этот спектакль уже несколько лет. Так что коллегам было о чем поговорить.

По словам художественного руководителя узбекского театра, городские власти знают об их проблемах и в первую очередь предлагают провести реконструкцию здания. Впрочем, это касается и еще нескольких театров Шымкента.

Театры Шымкента с удовольствием гастролируют по Туркестанской области.

В свою очередь директор русского драматического театра И. Вербицкий посетовал на то, что система госзакупок для театров абсолютна несовершенна. Условно говоря, ради трех метров ткани приходится проходить всю длинную и изнурительную процедуру. И может еще статься, что выигравший тендер подрядчик оказывается недобросовестным. И три метра ткани перерастают в судебные разбирательства.

«Не лучше ли в таких случаях вернуться к старой, проверенной временем системе: завхоз купил вещь для постановки, предоставил в бухгалтерию все необходимые финансовые документы — и вопрос закрыт. Или использовать комбинированные способы закупок», — сказал И. Вербицкий.

Оставляет желать лучшего и оплата труда сотрудников и служащих провинциальных театров. Именно это основная причина того, что к нам не едут молодые специалисты. К тому же многим иногородним, но талантливым выпускникам театральных вузов нет возможности предоставить даже комнату в общежитии.

В этом плане показателен пример Туркестана, где в прошлом году распоряжением акима области было пересмотрено штатное расписание Туркестанского конгресс-холла, и для работы в творческом коллективе после профессионального отбора были приглашены молодые специалисты из разных регионов страны. При этом стимулом для переезда стали заработная плата и предоставление жилья.

И, как бы это ни парадоксально звучало, но наибольшее количество проблем в своей работе испытывает казахский академический театр драмы им. Ж. Шанина. Хотя развитие именно казахской культуры, в том числе театральной, — одно из приоритетных направлений государственной политики.

Для понимания полной картины состояния театрального искусства в третьем городе страны «ЮК» задал вопросы и получил на них ответы от курирующего сферу городской культуры заместителя акима Шымкента С. Куранбека.

«Чтобы получить полную картину состояния наших городских театров, я не только посетил их все, но и пообщался со специалистами. Почитал специальную техническую литературу. Были приглашены эксперты и специалисты из Москвы. По всем зданиям театров уже получили экспертные заключения. Остался только русский драматический театр», — сказал Сарсен Абаевич.

По словам замакима, в вопросах финансового и технического состояния городских театров особо пока похвастать нечем. Театр кукол и юного зрителя находится в здании храма. То, что ему нужно профессиональное здание, — факт. В прошлом году он отметил свое 40-летие, в стране таких театров всего восемь. Театр сатиры и юмора находится в предаварийном состоянии. Нынешнее здание — один из первых городских кинотеатров, построенных в конце 30-х годов прошлого века.

Но даже не в этом дело. Наличие в здании сцены не значит, что там может быть театр. Если это, конечно, не самодеятельный коллектив. Кроме профессиональной звуковой и световой техники, театральная сцена должна быть не только с глубоким задником, но и с глубокими кулисами.

И здесь подумалось: может быть, поэтому в нашем театре оперы и балета до сих пор нет балетной труппы? Чтобы уходящая за кулисы в быстром па балерина не убилась об электрощитки, обнесенные рабицей?

Узбекский театр разместился в бывшем Доме культуры, и ему требуется современное здание со всей техникой.

«У театра оперы и балета здание добротное. Отремонтировано отопление. Сейчас занимаются ремонтом крыши. По факту — это театр оперы. Но не балета. Хотя сейчас идет работа по созданию балетной труппы. Новое здание для театра обязательно будет. Уже есть эскизные проекты, начало строительства планируется на следующий год», — пояснил С. Куранбек.

Сложности и с казахским академическим театром им. Ж. Шанина. Здание построено в 2014 году. Из верхних механизмов в рабочем состоянии только 15 процентов приспособлений. Нижние механизмы никогда не работали. Круг на сцене сделал лишь полоборота и больше не двигался.

Нарушена техника безопасности на сцене. Вместо палубной доски использовали обычную. Из 33 штанкетов работают только шесть.

Нервирующая акустика.

«Надо сделать инфотур по театру Шанина», — отметил в беседе заместитель акима Шымкента, видимо, имея в виду тему «Кто так строит?».

Ни в одном театре города театральное оборудование не пропитано противопожарной смесью. И это проблема всего Казахстана. В СССР были стандарт и регламент. Но этого мы почему-то не переняли. Хотя эти нормы по-прежнему действуют в России, Беларуси и Украине. И даже стали жестче.

«Учитывая последние события в мире, работу в этом направлении необходимо срочно проделать и нашему Министерству культуры», — сказалС. Куранбек.

Соответствующим необходимым требованиям по многим планам, по словам заместителя акима Шымкента, является русский драматический театр. Большая часть техники работает. Отличная акустика.

Что же в ближайших планах? В этом году городские власти предложили провести в Шымкенте IX Международный театральный фестиваль стран Центральной Азии. Предыдущий прошел в ноябре прошлого года в Алматы. В нем приняли участие театры из Казахстана, Татарстана, Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и Таджикистана.

«Мы уже согласовали этот вопрос с Министерством культуры. Но на такой сцене, какая у театра имени Шанина, проводить фестиваль такого уровня стыдно. Поэтому сейчас мы намерены обновить в первую очередь сцену», — сказал С. Куранбек.

Кстати, стоит вспомнить, что недавно в Шымкенте прошел Международный фестиваль театров кукол. Причем, по отзывам как зрителей, так и профессионалов, успешно, и было что посмотреть из привезенных участниками постановок.

Есть идеи и по оживлению здания бывшего кинотеатра «Казахстан», в котором расположился Дом дружбы при Ассамблее народа Казахстана. Сейчас оно в основном пустует.

«Хотим создать в городе театр танца. Собрать в одном месте все хореографические коллективы города, которые сейчас находятся на балансе различных учреждений культуры. Плюс пригласить туда этнические танцевальные коллективы», — поделился планами заместитель акима Шымкента.

В техническом плане для этого в первую очередь необходимо собрать паркетную сцену и установить станки.

Прозвучал вопрос и о судьбе здания из красного кирпича по улице Казыбек би.

«Что касается здания, в котором сейчас находится Туркестанская областная филармония, не буду забегать вперед. Переговоры с коллегами из Туркестанской области ведутся. Городская же филармония разместится в здании нового Конгресс-холла», — ответил Сарсен Абаевич.

«Театральная весна — 2024» — первый городской фестиваль и надеемся не последний.

По словам заместителя акима Шымкента, необходимо привести в соответствие с требованиями и концертный зал «Туркестан».

Есть также идея сохранить за театром кукол его изначальное художественное направление. И создать отдельный театр юного зрителя.

«Будем поддерживать все театры. Помогать материально, усиливать штатное расписание. Без этого сложно поднять в городе общий уровень как театрального искусства в частности, так и культуры в целом. И надо помнить, что театры необходимо не только оснащать технически, но и постоянно обслуживать», — сказал в завершение беседы С. Куранбек.

Сложно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком. И многое в этой непростой работе зависит от того, чего, к сожалению, по словам С. Куранбека сегодня не хватает городским театрам Шымкента.

Хочется верить и даже помочь в том, чтобы идеи городских властей в отношении театров получили практический ход. Ведь те же театральные фестивали — это не только театральная новизна для зрителя и хорошая профессиональная площадка для обмена опытом. Это и хороший трек для событийного туризма. Не говоря уже о том, что Шымкенту как воздух необходимо культурное возрождение. К тому же есть мнение, что театральная традиция в городе сложилась вовсе не при советской власти, а намного раньше. Еще до революции в Петрограде. Но это тема другого обстоятельного разговора. О ней в следующий раз.

 

 

Владимир Привалов

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *