Палата предпринимателей как ускоритель движения

26 Фев 2024 15:00
Количество просмотров: 336

Картина отечественного бизнеса стремительно меняется у нас на глазах.

Казахстанские предприниматели становятся мобильнее, стремятся к новым формам ведения дел, активно включаются в процессы принятия решений по затрагивающим их вопросам. О роли и месте Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (НПП) в этих процессах и перспективах развития отечественного бизнеса рассказал директор Туркестанского областного филиала НПП «Атамекен» А. Ибадуллаев.

В будущем, хотелось бы уже в ближайшем, мы предлагаем сделать цифровую карту энергомощностей области. Чтобы предприниматель мог сразу понять, стоит ли ему в этом месте что-то строить. В Шымкенте такая карта есть.

— Асылан Сейлбекович, в стране огромное количество структур, поддерживающих предпринимательство, государственных и общественных. Какова роль НПП в этом нестройном хоре?

— Национальная палата предпринимателей, как сегодня модно говорить, «это совсем другое». Это не структура по поддержке бизнеса, это сам бизнес. НПП объединяет всех предпринимателей. Это их әкесінің үйі — отчий дом. У каждого ведомства при всем патриотизме его сотрудников есть определенные ведомственные интересы. А они не всегда совпадают с общественными. У нас один интерес — помощь бизнесменам. Наши задачи — оказывать им максимальную помощь в решении возникающих вопросов, разрешении проблем, организация обучения новым умениям и навыкам, открытие доступа к новым технологиям, помощь в конкретных делах. НПП ищет для бизнеса оптимальные пути развития, расчищает дорогу предпринимателям. Проблемы ведь возникают не только у мелкого и среднего бизнеса. Принято считать, что богатые и влиятельные все могут решить по звонку. Это далеко не так.

К примеру, крупный бизнесмен обратился за возмещением экспортных расходов. Не может получить по процедурным причинам: есть сертификат СТ 1, а в правилах прописано — СТ Кз. Оказывается, что сотрудник «Казтрейда», когда давал ему информацию, неправильно назвал сертификат. Я сам проверил, как юрист. Вопрос тупиковый. В этом конкретном случае его разрешить невозможно. Уперлись в инструкции. Но мы разглядели в этом лишний, не нужный барьер, дублирование. Кем-то когда-то зачем-то внесенное в нормативные акты. По логике нужен сертификат страны происхождения СТ 1. СТ Кз — то же, только в профиль. Зачем ввели, спрашивается? Составили мотивированное представление и вышли в центральный аппарат «Атамекена» с предложением срочно внести изменения в правила — устранить лишнюю форму. Вот для этого НПП и нужна. Сам предприниматель, даже крупный, богатый, такую проблему не решит. Работники акимата, например, не имеют права лоббировать интересы предпринимателей. Чиновнику от греха подальше проще развести руками: «Ничем помочь не можем», чем рисковать быть заподозренным в пристрастности. Предприниматель в таких тонкостях организации психологии госслужащих, как правило, не разбирается. Он своим делом занят. Тогда мы помогаем, сопровождаем проекты. С самого начала — от составления бизнес-плана — помогаем просчитать риски, выбрать выгодное направление развития. Организуем личные контакты с возможными партнерами.

Мебельный цех в Туркестане.

НПП Туркестанской области подписан меморандум с предпринимателями, поставляющими оборудование из Китая. Сейчас они дают коммерческие предложения. С другой стороны, есть люди, которые ищут, куда вложить деньги. Мы их сводим вместе, организуем очные или онлайн-встречи. Они изучают возможности друг друга, договариваются. Дальше продвигают свои проекты самостоятельно. Палата, со своей стороны, сотрудничает с госорганами: помогает подобрать земельный участок, помещения. Если это инвестор, то мы организуем встречу с акиматом: какие есть нюансы, какие проблемы? Выявляем узкие места. Нужны техусловия на электричество, газ, воду? Выходим на монополистов и выясняем все обстоятельства. Нам это сделать намного проще и быстрее, чем отдельно взятому бизнесмену. Особенно, если он не местный.

Организуем выезды на проблемные предприятия. Выясняем, в чем проблема. У НПП есть районные филиалы. Работники там местные, всех знают. С их помощью идет постоянный мониторинг. Еженедельно составляется реестр проблем по районам и городам, области, республике. Есть законодательные, есть областного и районного уровня.

На местном уровне предприниматели часто сталкиваются с тем, что нет электричества или не дают необходимый объем. Разбираемся с поставщиками электроэнергии и владельцами электросетей. Как правило, успешно.

В Сарыагаше построили огромное овощехранилище, а электричество не дают. Хотя техусловия были оформлены вовремя. Энергетики говорят: пока вы строили, потребление выросло, не можем дать. А ребята не местные, из Тараза. Куда и к кому обращаться, не знают. Пришли к нам. Начали обзванивать всех. Не помогло. Применили «тяжелое оружие» — диалоговую площадку. Собрали всех предпринимателей района, прокуратуру, антимонопольный комитет, Антикор, Совет по защите прав потребителей. На собрании с акимом района озвучили проблему. Вопрос быстро стал решаться. Монополист, в данном случае «Онтустик Жарык Транзит», — это организация. А конкретные вопросы решают конкретные люди. Человеческий фактор дал отрицательный эффект. Специалисты из области проверили, и выяснилось, что рядом есть трансформаторная подстанция. Можно протянуть линию, и все проблемы снимаются.

Тепличное хозяйство.

Конечно, это ненормально, в ручном режиме проталкивать каждый вопрос.

Но и это не решение вопроса. Соответствующую норму для всех поставщиков энергоресурсов нужно прописать в законе.

Мы проблемы озвучиваем, предлагаем их решения. К нашим предложениям, по большей части, относятся внимательно. Работаем с депутатами. Они потом ретранслируют вопросы в законодательные органы. Чем больше озвучено, тем больше внимания фокусируется на этом вопросе.

Мы настойчивые, не устаем напоминать. Это не занудство. Это практика. Некоторые вопросы поднимаются год, два, три, а на четвертый решаются. Не все и не всегда получается сделать быстро. В НПП на республиканском и региональном уровнях есть реестр проблемных вопросов. Оцифрованный. Отслеживается движение, систематически анализируется ход решения поставленных вопросов. Чиновникам, готовящим новые правовые акты, настоятельно рекомендовал бы заглядывать в этот реестр. Чтобы не наступать на одни и те же грабли.

— Госорганы к вашим предложениям и замечаниям прислушиваются?

— Политика государства, поведение бизнес-сообщества и их взаимоотношения должны меняться. Сегодня мы в процессе трансформации. В НПП «Атамекен» созданы отраслевые советы, больше объединений по интересам, где предприниматели обсуждают насущные вопросы. Слышащее государство — это как раз об этом: о взаимодействии государства с народом. А бизнесмены — это часть народа. Причем самая активная. Нас слышат и видят. Удается отстоять интересы предпринимателей.

НПП активно участвовала в реализации поручения Президента Касым-Жомарта Токаева «Регулирование с чистого листа».

Представляете, какая колоссальная работа была проделана? Но она рутинная, неэффектная. По телевизору про нее не покажешь. Читать, изучать, таблицы составлять, разговаривать с предпринимателями, чиновниками, коллегами из других областей… Советовались, проводили мозговые штурмы. Потом, сформировав и обосновав мнение НПП, долго обсуждали и спорили с работниками министерств. Согласовывали с другими областями. Казахстан большой и разный. Что туркестанцу хорошо, павлодарцу — сплошной убыток. Приходили к общему знаменателю по каждой норме. Уже единое мнение выдавали в Правительство.

Форель, первый выпуск.

Сейчас результаты этой кропотливой работы обрабатываются в Правительстве. Готовятся предложения в Парламент по изменениям законодательства. Регулирование с чистого листа означает, что некоторые законы можно полностью убрать. Некоторые написать заново, разумнее, чем бесконечно изменять и дополнять. Сейчас любой закон, подзаконный акт открываешь — сплошные изменения на изменениях, уточнения на дополнениях. Сайт Zakon.kz весь красный от исправлений.

Необходимо изменить и практику разработки ведомственных актов — министерских приказов, правил. Те, кого регулируют, — предприниматели, с самого начала должны активно участвовать.

Ведомства должны созывать, приглашать, а не имитировать гласность: «Мы на сайте показали». Когда бинесмену по вашим сайтам ходить?! Он делом занят.

Есть формат диалоговых площадок НПП. Он хорошо себя зарекомендовал. Можно в министерствах такие же организовать. Важно вовлечь в обсуждение всех заинтересованных лиц. В НПП эта технология отработана. Когда к нам обращаются, мы можем быстро собрать предпринимателей и представителей ведомств. Предоставляем госорганам всю необходимую информацию.

Вопросы реально решаются. Где нет — просим содействия акиматов, отраслевых управлений. Если вопрос касается управления сельского хозяйства, то они выходят на свое министерство, мы — в центральный аппарат «Атамекен», на депутатов Парламента от области. Депутаты активно сотрудничают с палатой. Они же все предприниматели, им эти вопросы и проблемы классово близки. На областном уровне работаем совместно с маслихатом.

Нынешних депутатов люди на местах хорошо знают. Мы в выборах тоже участвовали. Видели: реально было соревнование людей и программ. Если человек активен, справедлив, думает не только о своем, но и об общем, то его услышат.

Законы должны писаться так, чтобы потом не было мучительно больно по ним жить. За 30 лет мы много чего построили. Теперь нужно капитально отремонтировать правовой фундамент и на нем строить будущее. Пока работаем, повторюсь, в ручном режиме.

— В ручном режиме — это как?

— Медленно и печально. Но с верой в конечный результат. В НПП «Атамекен» есть отраслевые советы. В агропромышленном комплексе область взяла направление на развитие рыбоводства. У предпринимателей, пошедших в эту отрасль, возникли проблемы с получением субсидий. Сами ходили по инстанциям, писали. Все тянется, откладывается. Мы это видим и понимаем, что проблема системная. Не одного предпринимателя, даже не десятка. Точечно работаем, отдельно. Когда у всех одна проблема, нужен диалог. Тогда собираем всех, приглашаем начальника отраслевого управления. В ходе обсуждения выясняется, что из-за передачи из управления сельского хозяйства в природные ресурсы бюджета по рыбоводству не выделили. В конце года видим, что деньги ушли, но в программу не включили. На следующий год несколько раз собирались: есть проблема — надо решать. Обещают. В сентябре уже приглашаем СМИ, курирующего заместителя акима области. Госорганы вынуждены реагировать. Составляется протокол, фиксируется проблема, пути решения, берется на контроль. НПП может только рекомендовать. Когда участвует заместитель акима, это уже обязательное решение. Он дает поручение, управление выполняет, мы контролируем, напоминаем: есть протокол, где, почему не исполнен?

Проанализировали в прошлом году нашу хлопковую отрасль. Выявили проблему: практически не внедряются новые технологии. Все идет по старинке. Как деды завещали. Сначала предложили акимату выделить деньги и создать демонстрационную площадку для хлопководов. Бюджета нет, акимат предложил договориться с предпринимателями о финансировании.

Собрали крупных хлопководов, предложили опробовать новые технологии — органику. Пригласили ученых, организовали онлайн-встречу в «Ютубе». Один заинтересовался. Создал в своем хозяйстве демонстрационную площадку. А рядом — множество мелких, по 2-3 гектара, хозяйств. Они видят. Оценивают. Группируются вокруг этой площадки. На демонстрационном поле собрали очень хороший урожай. Предприниматель потом сознался: «Было страшновато. Хорошую землю под экспериментальное поле не дал. Несмотря на это, получил хороший результат. А если бы на лучшей земле попробовал?»

Зато соседи наглядно убедились в преимуществах технологии. Говорим: объединяйтесь вокруг этого успешного проекта. Предприниматель-экспериментатор предложил объединяться. Риск в этом оправдан. Те, кто предложил технологию, тоже рисковали, оплата им была после урожая. Все довольны. Новое всегда идет трудно. Поэтому здесь нужна поддержка государства и науки. Нужны эксперименты. Удачно — будем масштабировать.

По всему Казахстану разделили все нормативно-правовые акты по отраслям между работниками НПП и вместе с экспертами с утра до вечера детально разбирали: вот этот пункт для бизнеса преграда, этот просто бесполезен, эти дублируются, эти взаимоисключающие и т.д. В результате выявили более десяти тысяч(!) излишних правовых норм.

«Атамекен» продвигает органические технологии ведения сельского хозяйства. Это земля. Применяем химию — получаем быстрый результат. А завтра что? В Китае сколько земли вышло из сельхозоборота из-за погони за быстрыми урожаями? Органика у нас показала хорошие результаты. Будем поэтапно развивать. Сил немного не хватает. Мы же берем одного предпринимателя, а сельхозугодья огромные. Всех не привезешь на показ.

Создали центр ветеринарного обслуживания для молочного животноводства. Пригласили специалистов из Украины. Организовали обслуживание в радиусе 160 км в сторону Тюлькубаса, Туркестана и Сарыагаша. Специалисты обследовали маточное поголовье голштинской породы коров, которую разводили под производство «Борте Милка». Выявили кучу проблем. Хозяева даже не знали о многих тонкостях работы с этой породой. Нет кормовой базы, инфраструктуры заготовки и хранения кормов. Вся технология неправильная, не дает эффекта, как должно быть. На всем экономят, не там, где надо.

Это тоже системные проблемы. Есть специалисты, которые это понимают, вместе вырабатываем решения.

В районе Сауран и Шардаринском посадили сорго на корма для скота. Просчитали, должен быть хороший урожай. Культура для наших земель очень перспективная. Сорго вытягивает соль из почвы. В долгосрочной перспективе можно улучшить земли. В 2024 году совместно с Академией сельского хозяйства будем развивать этот опыт.

Это только некоторые направления повседневной работы НПП «Атамекен». Мы, как и вся страна, движемся вперед и помогаем идти нашим предпринимателям. Дорогу осилит идущий!

 

Интервью записал Игорь Лунин

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *