Педагогика без границ

10 Окт 2018 14:20
Количество просмотров: 1607

 Канун Дня учителя для сотни преподавателей русского языка и литературы шымкентских школ выдался особенно интересным. Два дня, проведенные на познавательных лекциях в рамках научно-методической программы представительства Россотрудничества в Казахстане, позволили педагогам не просто пополнить учительский багаж, но и по-новому взглянуть на свою профессию, почувствовать невероятную значимость уроков литературы не только в образовании, но и в воспитании школьников. Уже по завершении семинара учитель школы-гимназии № 50 Ф. Утебаева мечтательно произнесла: «Настроение — тютчевское! Хочется взять в руки томик стихов Тютчева и заново его перечитать».

 В Шымкент после Астаны и Караганды впервые приехала группа российских лекторов для оказания практической помощи коллегам в школах. Площадкой для проведения семинара стала областная научно-универсальная библиотека им. А. Пушкина.

Д. Тищенко.

Программа Россотрудничества по научно-методической поддержке преподавателей русского языка и литературы охватила практически все страны мира, исключением стали лишь государства Центральной Африки и Южной Америки. Продолжается она не первый год, и интерес к программе только растет.

— В зарубежных странах интерес к русскому языку возникает, в первую очередь, как к языку Пушкина, Толстого, Достоевского, Тургенева, — говорит один из экспертов центра оценки качества образования, кандидат экономических наук Д. Тищенко. — Люди стремятся прочесть произведения великих русских писателей на языке оригинала. По-моему, это самая лучшая мотивация к изучению.

Самые познавательные и информативные электронные ресурсы, сетевые библиотечные сервисы, содержащие массу полезных, а главное — бесплатных материалов, в помощь учителю-русоведу и полная навигация по ним — лекция Дмитрия Сергеевича напоминала шкатулку с драгоценностями. Педагоги старательно записывали.

— Рунет (русскоязычный интернет — Авт.) — второй по объему и востребованности после англонета, — поясняет Д. Тищенко. — Огромное количество контента, научных и познавательных трудов, дистанционных образовательных технологий, в которых, безусловно, нужно уметь ориентироваться. И мы помогаем педагогам в этом, ведь в XXI веке не использовать эти ресурсы нельзя. Популяризация русского языка в странах постсоветского пространства идет естественным путем, без ущерба развитию языков национальных, ведь это не только язык межнационального общения, но и науки, литературы, приносящий громадную пользу.

Т. Тернова.

Опыт регионального изучения творчества Л. Толстого в школе, а также тютчевские традиции в русской поэзии стали темой лекции доктора филологических наук, заместителя декана филологического факультета Воронежского государственного университета Т. Терновой. Как оказалось, поэзия одного из самых лиричных русских поэтов XIX века может стать даже основой литературной игры, которая непременно увлечет школьников.

— Языкознание и литературоведение, как и любые науки, не стоят на месте, развиваются, и педагогам жизненно необходимо держать руку на пульсе, — поясняет Татьяна Анатольевна. — Возможность, которую предоставляет сегодня Россотрудничество педагогическому сообществу преподавателей русского языка и литературы, в этом смысле очень ценна. Поддержание культурных контактов, естественных для дружественных народов-соседей, взаимообогащает, позволяет ближе узнать друга друга. На прошлой неделе с этой миссией мы были в Армении и Азербайджане, сегодня — в Казахстане.

Мы, кстати, впервые в вашей стране и получили ожидаемо сильное впечатление, потому как наслышаны об успехах Казахстана. Надо отметить, что с казахстанскими коллегами у нас много общего: мы говорим на одном языке, нас волнуют общие проблемы развития системы образования. Очень символично, что мы приехали накануне Дня учителя, услышали Послание Президента, в котором Нурсултан Назарбаев много внимания уделил педагогам и их статусу. Искренне порадовались за коллег. Знаем, что в Казахстане катастрофическая нехватка учителей русского языка и литературы. Помочь в этом могут многие российские вузы, в том числе и наш, где есть квоты для казахстанских студентов. Можно обучиться бесплатно и вернуться на Родину, получив гарантированное трудоустройство.

С. Ларин.

О новых подходах к изучению творчества русских писателей Л. Толстого и Н. Чернышевского шымкентским коллегам рассказал кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и типологии русской и зарубежной литературы филологического факультета Воронежского государственного университета С. Ларин.

— О Льве Толстом говорили как о писателе, художнике и философе, о Николае Чернышевском — как о философе и человеке своего времени, — поясняет Сергей Алексеевич. — Несмотря на то, что родились они в один год, судьбы у них абсолютно разные. Жизнь писателя на уроке литературы не должна укладываться в короткую биографию с указанием основных дат, а иметь познавательное и воспитательное значение. Взять, к примеру, Чернышевского. Проведя около 20 лет на каторге за революционные идеи, он не озлобился, не ожесточился сердцем. Религиозное начало, данное родителями-священниками, и рациональные, материалистические взгляды соединились в нем в удивительно гармоничную, цельную натуру, которая, безусловно, может быть примером для молодежи. А в современной школе все его творчество сводится к роману «Что делать?», не самому ценному, может быть, с художественной точки зрения. Поэтому так важны для понимания автора его идеи, мысли, развитие.

Сегодняшние школьники погружены в гаджеты и соцсети, и как в этот цифровой мир впихнуть князя Болконского на поле Аустерлица — современная наука еще не придумала. Однако все гениальное просто, уверена кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Воронежского государственного университета А. Фролова, предложившая в рамках своей методической площадки обсудить новые формы подачи творчества И. Тургенева и Л. Толстого.

А. Фролова.

— Именно в поисках новых форм работы многие наши школы наладили сотрудничество с музеями, особенно если это еще и дом-музей определенного писателя, библиотеками. И это вполне применимо и в вашем регионе, ведь можно создавать и виртуальные музеи. У нас есть школы, где прямо в фойе вместо скучных портретов писателей на стенах устроили свою Третьяковскую галерею в миниатюре, развесив репродукции ее картин на стенах. А ребята из школьного кружка искусствоведов выступают в роли гидов. Нередко на помощь приходят театральные кружки, где дети не просто актеры, но и сценаристы, и декораторы, и костюмеры. На одной из школьных постановок «Мастера и Маргариты» мне посчастливилось побывать. Впечатление спектакль произвел в том числе и игрой юного актера, исполнявшего роль Афрания. Руководитель театрального кружка рассказал, что у парня тяжелое детство: отца нет, мать пьющая, учится плохо. Одним словом, трудный ребенок. Но учитель от него не отмахнулся, хотя интереса к кружку парень явно не проявлял, просто наблюдал со стороны репетиции. На роль Афрания сознательно никого не брали, но и не предлагали ее пареньку, зная, что он откажется. После нескольких репетиций он вроде бы случайно интересуется: а почему этого героя никто не играет? Учитель объясняет, что роль хоть и небольшая, но очень значимая и нужно хорошо ее сыграть, а найти актера не удается. Парень, как бы между прочим, говорит, что готов попробовать ее сыграть. А у учителя встречное условие: роман надо прочитать. Это незыблемое правило для всех кружковцев. Он вынужденно соглашается, читает, учит роль и блестяще воплощает образ на сцене. Безусловно, все это меняет и характер, и отношение к школе.

По-моему, великолепный педагогический прием. Вообще, литература имеет громадное значение для воспитания личности подростка. Обсуждение образов литературных героев, анализ произведения с детьми — это всегда открытие даже для опытного учителя, потому как мышление учеников иногда выдает такое! Вот, к примеру, последнее объяснение Онегина и Татьяны. Ее слова «Но я другому отдана, я буду век ему верна» в одном из классов породили дискуссию о нравственности и чувстве долга. Один ученик безапелляционно заявил, что Татьяна — безнравственная женщина, так как согласилась на брак без любви. И как в этом случае парировать? Урок литературы важен и своим послевкусием, тем самым эффектом последействия, который продолжается уже в душе и мыслях ребенка. И в этом заключается мастерство педагога.

То самое послевкусие осталось и у шымкентских учителей, участвовавших в двухдневном семинаре. Эмоции, впечатления, слова благодарности российским лекторам. «Такие встречи, такое живое общение невероятно полезны, необходимы нам!» — признается учитель СШ № 5 им. М. Мусы Л. Шахова.

Организаторы семинара выражают благодарность управлению образования г. Шымкента за помощь в проведении мероприятия.

Алиса Масалева
фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *