Уже очень скоро для первоклассников впервые распахнутся школьные двери. Мальчишки в наглаженных рубашках, девчонки с огромными бантами — все они завтра станут первоклассниками. В руках — первые в жизни букеты, в глазах — волнение и любопытство.
Этот день малыши запомнят навсегда: как дрожали ладошки, держащие мамину руку, как пахли новые учебники, как громко звенел первый школьный звонок… Это начало новой, «взрослой» жизни.
Им только предстоит узнать, что линейка — это не только праздник, а школьный звонок бывает не только первый.
Для родителей это тоже волнительный момент, ведь хочется, чтобы ребенок адаптировался в школе легко и с радостью.
И сегодня педагог-психолог Л. Калатур даст несколько советов родителям, чьи дети пойдут в первый класс.

— Людмила Сергеевна, у вас большой педагогический стаж, скажите, всех ли детей в обязательном порядке надо отдавать в школу с шести лет?
— По своему личному опыту могу сказать, что не все дети готовы к шести годам к школе. Дело в том, что в это время организм ребенка активно развивается, но не всегда успевает адаптироваться к нагрузкам, которые предполагает школьное расписание. Длительное сидение за партой, необходимость концентрироваться на уроках, ранние подъемы — все это может стать серьезным стрессом для ребенка, чья нервная система и опорно-двигательный аппарат еще не полностью сформированы. Усталость, снижение иммунитета, проблемы с осанкой и зрением — вот лишь некоторые из возможных последствий преждевременного начала школьного обучения.
Школа — это ведь не только знания, но и новый социальный опыт, который требует от ребенка определенной зрелости. В шесть лет многие дети еще не готовы к длительному взаимодействию в коллективе, к соблюдению строгих правил и дисциплины. Им бывает сложно справляться с эмоциями, выстраивать отношения со сверстниками и учителями. Особенно трудно деткам, которые не посещали детский сад.
Кроме того, у ребят еще преобладает игровая активность. Им хочется больше играть, двигаться, познавать мир во всех его красках.
В этом возрасте мыльный пузырь кажется чудом расчудесным! А тут надо за партой сорок минут сидеть и не двигаться.
Представляете, как малышу трудно усидеть на месте?! И резкий переход к обучению может подавить естественную любознательность и творческий потенциал ребенка, вызвать чувство тревоги и неуверенности в своих силах.
— Какой совет родителям вы можете дать?
— Надо понимать, что каждый ребенок уникален, его готовность к школе должна оцениваться индивидуально. Некоторые дети в шесть лет действительно могут успешно адаптироваться к школьной жизни, а для других это может стать преждевременным и травмирующим опытом. Важно учитывать не только возраст, но и уровень развития ребенка, его эмоциональную и физиологическую зрелость, способность к концентрации и другие факторы.

В свою очередь, Татьяна, хочу задать вам вопрос: сколько вам было лет, когда вы пошли в школу?
— Мне было без четырех месяцев восемь лет.
— Меня тоже отдали в школу с восьми лет. В сентябре я села за школьную парту, а в октябре праздновала день рождения. При том, что я в шесть лет умела уже бодро писать и читать, моя мама посчитала, что морально и физически я к школе не готова. Она дала возможность моему организму и психике окрепнуть перед школой. И знаете, считаю, что я ничего не потеряла. А куда торопиться? Зачем? Понимаю, что детские сады только до шести лет, и не у всех родителей есть возможность сидеть с ребенком еще год дома. Но есть группы продленного дня, где с ним будут заниматься, но в игровой форме.
— Какие рекомендации можете дать родителям?
— Остались считанные дни до первого звонка, и я настоятельно рекомендую родителям внимательно понаблюдать за своим ребенком.
Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок готов к школе, обратите внимание на следующие аспекты.
Насколько он самостоятелен в бытовых вопросах?
Способен ли сосредоточиться на задаче хотя бы на 15-20 минут?
Как он взаимодействует с другими детьми?
Проявляет ли интерес к обучению, задает ли вопросы, стремится ли узнавать новое?
Если вы замечаете, что ребенок еще не готов, то не стоит торопиться. Школа — это важный этап в жизни каждого ребенка, но она не должна становиться источником стресса и перегрузок.
Все дети разные. Один в три года уже «богатырь» — сильный, самостоятельный, может есть самостоятельно, а другая «Дюймовочка» — нежная и эмоциональная. Естественно, что и развитие у них разное. Он к шести годам и школьный рюкзак сам утащит, и другому еще поможет. А Дюймовочка будет рюкзак еле-еле по полу тащить. Она, может, и готова к школе интеллектуально, но физиологически еще слаба. Если такого ребенка отдали в школу, то родители должны понимать, что рюкзачок туда и обратно они пока должны носить сами. К слову, советую родителям уделить особое внимание выбору школьного ранца. От вашего выбора зависит осанка ребенка.
Давайте помнить, что главная цель — сохранить здоровье и интерес к обучению, а не просто «успеть» к определенному возрасту.

— Первый класс — это важный этап в жизни ребенка?
— Безусловно. Как психолог, я хочу подчеркнуть, что этот период имеет огромное значение для формирования личности, социальных навыков и отношения к обучению.
Школа — это первое место, где ребенок учится взаимодействовать в коллективе, находить общий язык с учителями и одноклассниками.
Если говорить о развитии личности, то в школе он учится быть организованным, ответственным, проявлять инициативу и справляться с трудностями.
Первые учебные годы помогают ребенку понять, что ему нравится, а что нет, и развивать свои способности.
Если вы видите, что ваш ребенок готов к школе, то тоже дам несколько советов.
Поддерживайте ребенка эмоционально. Первые дни в школе могут быть стрессовыми. Важно показать, что вы рядом, готовы помочь и поддержать.
Создайте комфортную атмосферу. Организуйте рабочее место для занятий, следите за режимом дня, не перегружайте ребенка дополнительными кружками.
Обязательно хвалите за усилия. Даже если что-то не получается, важно подчеркнуть старания ребенка, а не только результат. Ошибки — это нормально, это часть учебного процесса. Дайте ребенку право на ошибку.
Не перегружайте его дополнительными занятиями, если он еще не готов.
Если у вас возникают трудности, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, школьному психологу или другим специалистам. И, конечно, держите регулярную связь с учителем. Узнавайте, как ребенок ведет себя в школе, какие у него успехи и трудности?
Важно, чтобы ребенок шел в школу с радостью, а не со страхом. Позитивный настрой родителей передается детям.
— Учителя бывают разные. Я хорошо помню свою первую учительницу. Звали ее Маргарита Николаевна — очень чуткая, внимательная и добрая. Какую роль играет первый учитель в жизни ребенка?
— Очень важную роль. Первый учитель становится одним из ключевых взрослых в жизни ребенка, который помогает ему адаптироваться на новом этапе — в школьной жизни. Для многих детей школа — это первый опыт длительного пребывания вдали от родителей. В этот момент учитель становится не только наставником, но и опорой, которая помогает справиться с тревогами, страхами и неуверенностью.
Первый учитель закладывает основы отношения ребенка к обучению. Если учитель доброжелательный, поддерживает интерес к знаниям и создает комфортную атмосферу, то у ребенка формируется положительное восприятие школы и учебы в целом. Это важно, потому что именно в первом классе закладываются фундаменты для дальнейшего учебного пути.
Кроме того, учитель играет важную роль в развитии социальных навыков. В школе ребенок учится работать в коллективе, строить отношения с одноклассниками, сотрудничать и помогать другим. Первый учитель помогает ему усвоить не только учебные знания, но и важные жизненные навыки: умение слушать, принимать решения, проявлять терпимость и уважение к мнению других.
Учитель может также стать для ребенка примером для подражания. Его подход к обучению, ценности и отношение к жизни могут повлиять на мировоззрение малыша. Зачастую учитель становится другом и наставником, который помогает понять, что школа — это не только место для учебы, но и пространство для личностного роста, творчества и самовыражения. Поэтому важно, чтобы первый учитель был не просто квалифицированным педагогом, но и человеком, способным создать в классе атмосферу взаимопонимания и доверия.
Это не только педагог, но и друг, наставник и проводник в мир знаний. И учитель должен это помнить!
— Как облегчить процесс адаптации ребенка?
— Важно, чтобы в жизни первоклассника было как можно больше стабильности. Создайте четкий режим дня, который включает время для учебы, отдыха и сна. Распределите время правильно. Не надо постоянно долдонить ребенку о школе: спи — тебе завтра в школу, хватит играть — тебе завтра в школу, иди быстрее — в школу опоздаешь и так далее. В таком контексте она становится для ребенка каким-то наказанием. О школе с ребенком надо говорить с положительными эмоциями, выделять интересные моменты, чтобы он с радостью туда шел, а не из-под палки, потому что так надо.
Интересуйтесь у ребенка, как прошел его день в школе, что ему нравится, а что нет. Это поможет лучше понять его переживания и настроить на позитивный лад.
P.S. Итак, первый день в школе — это начало важного пути. Этот день, полный волнений и открытий, запомнится ребенку на всю жизнь. Но важно помнить, что школа — это не только знания, но и развитие личности, социализация и формирование отношений с окружающим миром. Чтобы этот путь был успешным, нужно поддерживать ребенка, помогать ему адаптироваться и создавать такие условия, при которых он будет чувствовать себя уверенно и с радостью стремиться к новым достижениям.
Справка «ЮК»

Выбор школьного ранца с ортопедическими характеристиками очень важен для здоровья ребенка, так как неправильно подобранный рюкзак может негативно сказаться на осанке и позвоночнике. Вот основные официальные нормы и рекомендации, которые следует учитывать.
► Вес ранца с учебниками и принадлежностями не должен превышать: для учащихся начальных классов — 10-15% от веса ребенка, для старшеклассников — до 20%.
► Размер рюкзака: его ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний — ниже поясницы, оптимальная высота — 30-36 см.
► Ортопедическая спинка должна быть жесткой, с анатомической формой, повторяющей изгибы позвоночника, а также должны присутствовать мягкие вставки для комфорта и поддержки спины, спинка должна быть вентилируемой, чтобы предотвратить потоотделение.
► Дно ранца должно быть жестким и устойчивым, чтобы он не деформировался и не провисал.
► Рюкзак должен иметь светоотражающие элементы со всех сторон для безопасности ребенка в темное время суток.
Татьяна Бурдель
В наших соцсетях : Telegram-канал, Telegram-канал найдете много интересного, только важные и новые события! Наш Instagram. Подписывайтесь!