«Поднялся в небо наш советский трактор и улетел обратно в свой колхоз»

8 Июл 2022 14:44
Количество просмотров: 527

Хотите верьте, хотите нет, но некоторые фонды областного государственного архива, в частности, ДОСААФ, связанные с тракторами и подготовкой трактористов, были засекречены. Наверное, не зря существовал советский анекдот, как шпион сумел раздобыть документы на новую советскую ракету, но не смог выяснить, чем занимается ДОСААФ. Считалось, и правильно, что сегодняшний тракторист — завтра боевой танкист. И сколько их — большой секрет.

Под грифом «Совершенно секретно» в СССР был разработан мобилизационный наряд, по которому на второй день после начала войны к шести утра шоферы, трактористы с техникой, коневоды с лошадьми должны были быть отмобилизованными. В 1931 году в рамках этого плана в нашей области было подготовлено 56 трактористов, которые тут же были поставлены на воинский учет в военкоматы.

Появление трактора на просторах Российской империи было событием громадного значения. В первые годы советской власти трактор вообще сравнивали с танком в бою. А еще говорили: «Трактор в колхозе — хлеб в обозе». Это уже пословица времен коллективизации. Так что трактор — объект особого внимания.

Сейчас, когда на наших полях какой только техники ни встретишь, не вспоминают, как непросто осваивал просторы страны трактор. Его появление в какой-то степени связывают с именем генерал-губернатора Туркестана Константина Петровича фон Кауфмана, отправившего на два года за счет казны в Америку для изучения опыта выращивания хлопка двух опытных агрономов — М. И. Бродовского и В. В. Самолевского.

Утверждать, что генерал очень любил все, что связано с хлопковой отраслью, не стоит. Но то, что через нее решались многие вопросы экономической независимости от Америки, сущая правда. Фон Кауфман подходил к делу прагматично: надо было создать свою независимую отрасль в Средней Азии, приносящую огромную прибыль, стимулирующую развитие сопутствующих производств.

Десятилетиями шло соперничество между американскими сортами хлопчатника и так называемыми туземными, что отражалось на казне империи. Ведь соперничество оборачивалось в пользу заокеанских сортов. Пуд американского хлопка продавался за рубежом по 12 рублей, местный — по 4 рубля 15 копеек. В год прихода фон Кауфмана к управлению Туркестаном из Средней Азии вывозилось товаров на 22,4 млн. рублей, из них более чем на 5 млн. — хлопка. Так что стоило обратить внимание на хлопковую отрасль.

М. Бродовский и В. Самолевский привезли из Америки не только семена лучшего сорта хлопчатника «упланд», оборудование для очистки сырца, но и машину — локомобиль, используемый при вспашке. Сейчас такую технику назвали бы трактором. Происходило это так: локомобиль стоял на обочине поля и с помощью системы тросов двигал плуг. (Кстати, название «трактор» было дано в одной из американских фирм. И прижилось, как явствует из истории, на века). Кауфман организовал сельскохозяйственную фирму под Ташкентом, где нашли свое место машина для очистки семян и трактор. Один трактор был тем стимулом для его приобретения, а также изготовления, чтобы достойно конкурировать с зарубежной продукцией.

В Российской империи не было своих тракторов, утверждают одни источники, другие опровергают, приводя примеры появления тракторной техники у некоторых «Кулибиных». Например, Ф. Блинов сконструировал трактор с металлическими колесами, правда, без кабины для тракториста, который запатентовал еще в 1879 году, а также был «Русский трактор» Я. Мамина. Упомяну факт изготовления небольшого количества техники в Самарской губернии.

При советской власти важнейшим документом для развития тракторостроения стал декрет СНК «О сельскохозяйственном машиностроении», изданный в 1921 году. Он-то и стал толчком для создания специализированных производств. Первым в этом списке оказался ленинградский «Красный Путиловец», на котором стали изготавливать трактора «Фордзон-Путиловец».

По данным областного государственного архива, еще в 1922 году по указанию В. Ленина управлением водного хозяйства СССР был составлен пятилетний план реконструкции водного хозяйства в хлопководческих районах Средней Азии. В план входили организация совхозов и оснащение их механизмами.

В ноябре 1924 года на территории Голодной степи был создан первый хлопководческий семхоз «Пахтаарал» на основании специального приказа Туркестанского хлопкового комитета от 1 ноября 1924 года. Семхоз «сел» на земли бывшей «Грузаренды».

И уже в этом году по железной дороге в «Пахтаарал» были поставлены 18 «Фордзонов», свидетельствуют материалы истории совхоза.

В 1927 году директор совхоза «Пахтаарал» А. Орлов, будущий Герой Социалистического Труда, в составе советской делегации побывал в Америке. Конечно же, чтобы научиться выращивать высокие урожаи хлопка, применять новые технологии, тракторы, сельхозинвентарь. В музее истории хлопководства Мактааральского района хранится тетрадь Орлова, где он подробно записывал, что интересного узнал в поездке. На многих страницах — сделанные его рукой чертежи некоторых деталей тракторов, сельхозинвентаря. Все это впоследствии пригодится совхозу, который станет лабораторией передового опыта в Союзе. В 80-е годы прошлого столетия в «Пахтаарал» приезжали на практику студенты Московского университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне РУДН).

На полях области работали не оригинальные американские тракторы, а произведенные в СССР под названием «Фордзон-Путиловец». Позже изготовлением тракторов занялись в Сталинграде. Благодаря архиву удалось узнать, что каждый «Фордзон», доставленный в «Пахтаарал», стоил 2100 рублей. Но это не была реальная цена, на самом деле, себестоимость была на треть выше, но советское правительство взяло на себя покрытие убытков.

Тут надо сделать пояснение: в 1929 году между РСФСР и компанией «Форд» был подписан договор о сотрудничестве. Когда говорим «Фордзон», имеем в виду того самого «путиловца» и то, что в колесном тракторе «Универсал» есть узлы «Фордзона». Какие-то детали в тракторах первоначально не были доморощенными, технологии тоже сохранялись импортными. Между прочим «Универсал» был первой моделью нового Владимирского тракторного завода. Выпускали его и ленинградцы.

У старого здания историко-краеведческого музея Шымкента стоял именно «Универсал», изготовленный в Ленинграде в 1934 году, честно отработавший на полях колхоза «Победа» Сайрамского района, прежде чем подняться на пьедестал. Стоит трактор-труженик такой модели и у музея истории хлопководства Мактааральского района.

Поступали в нашу область трактора и под другим названием из других заводов. Например, со Сталинградского тракторного завода, заработавшего в рамках плана индустриализации в 1930 году.

21 июня 1933 года наша газета опубликовала письмо тракториста Марженко: «15 июня я получил со Сталинградского тракторного завода трактор «Интер-62238». У машины не хватало нескольких деталей, которые были похищены во время перевозки по железной дороге. 16 июня я вместе со слесарем тов. Любченко подогнал недостающие детали. И 17 июня трактор вступил в ударную штурмовую тракторную бригаду совхоза. Я дал ему имя газеты «Правда Южного Казахстана». Даю обязательство ежедневно прицепкой «Три травянки» скашивать не менее 30 гектаров».

Речь идет о том, что трактористы стали хорошо разбираться в технике и могли сами привести ее в порядок.

Сталинградский тракторный завод выпускал танки Т-26, Т-34 — это к вопросу, что «сегодня трактор — завтра танк боевой».

Харьковский тракторный завод наряду с основной продукцией изготавливал гусеничные тракторы, используемые Красной Армией как артиллерийские тягачи.

Но вернемся к совхозу «Пахтарал», где в первые годы его создания был организован машинно-испытательный пункт (МИП), ориентированный на специализированную хлопковую технику и инвентарь, чему очень помогли записи А. Орлова. Возглавил пункт инженер Е. А. Коляскин, выпускник Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Забегая вперед, отмечу, что в совхозе «Пахтаарал» после войны был испытан первый в мире вертикально-шпиндельный хлопкоуборочный комбайн.

В МИПе работали талантливые инженеры, которые все реже и реже оглядывались на Америку. В 1929 году в совхозе «Пахтаарал» была собрана куракоуборочная машина системы Ю. Чекменева, которую назвали «Догнать и перегнать» (Америку?). Как сообщала газета «Советская степь», 11 ноября 1931 года начались испытания хлопкоуборочных машин: «Работают пять «Турманов» советских и столько же американских. Наши показывают лучшую производительность труда», — написал автор. Демонстрировалась техника, сконструированная в МИПе: плугопалодеятель механика совхоза Хрусталева, пневматические машины Новгородцева. Соперничала с ними американская техника, в частности, машина «Экельба». Автор заметки с удовольствием отмечает совхозный тракторно-комбайновый прогресс. Он делает вывод в пользу нашей техники, поэтому «машина «Турман-вакуум», собранная в совхозе, отправлена на работу в хутор Интернациональный».

Тем не менее своих тракторов и сельхозинвентаря СССР не хватало. Закупали американские. Обратимся к скудной статистике 30-х годов. В нашей области из «иностранцев» было десять тракторов «Интернациональный» («Интер» для краткости) и 38 заокеанских «Фордзонов».

Хорошему покупателю из СССР компания Форда продавала один трактор за 400 долларов, к тому же прилагала к каждому двухлемеховый плуг «Оливер», запчасти и инструменты, в том числе шкиф для работы в стационарных условиях. Из документов областного государственного архива: трактора «Интернациональные» обходились государству в 1150 долларов (2300 рублей). Но и их закупали, потому что своих не хватало.

Что происходило с отечественными тракторами? Их было очень мало. В 1929 году Казахстан получил 1423 трактора, в нашу область не поступило ни одного. В 1930 году в Туркестане удельный вес тракторной обработки равнялся нулю. Однако уже через год Туркестан начал получать «Фордзоны» и «Универсалы», с помощью которых было вспахано 13 тысяч га. Хотелось бы, чтобы в твоем колхозе был хотя бы один трактор. Но кто на нем будет работать?

Стали организовывать курсы, учиться на которые шли не только мужчины, но и женщины. Профессия тракториста становилась престижной. Говорили так: «Первый парень на деревне — гармонист, а второй, конечно, будет тракторист».

Нужны были сеялки, но и это уже стало придумкой наших инженеров. Трактористы со стажем помнят, как сеяли хлопчатник квадратно-гнездовым способом: сначала трактор с сеялкой проходил поле вдоль, потом поперек, дважды натягивая для точности квадрата проволоку. Морока еще та!

В 1931 году на базе машинно-тракторной мастерской был создан машиностроительный завод, выпускающий сельхозтехнику.

Трактор — серьезная техника, однако не лишенная фольклора. Есть целая серия стихов о «мирном советском тракторе», которую по моей просьбе при встрече поет мой хороший товарищ. Нравится мне она. И поется на мотив песни «На границе тучи ходят хмуро». Песня касается советско-китайского конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году.

Привожу стихи в интерпретации товарища:

Мы сообщаем вам о вопиющем факте.
На берегу Амура средь полей
Подвергся нападению
Советский мирный трактор.
Он был обстрелян из шести
китайских батарей.
Заслышав дикий крик китайского
десанта,
Простой наш тракторист
по званию старлей
Ответил им одним могучим залпом
И уничтожил сразу шесть
китайских батарей.
А потом, слив бензин
и запустив реактор,
Он быстро допахал гречиху и овес.
Поднялся в небо наш советский
трактор
И улетел обратно в свой колхоз.
Назавтра в интервью
Спецкорам их редакций
Советский бригадир
по званью капитан
Сказал, что в случае второй
Подобной провокации
На поле вместо трактора
Мы выпустим комбайн.
Несмотря на иронический тон стихов, ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной Армии
им. Фрунзе (впоследствии им. Александрова) неоднократно исполнял в ранние годы своего создания эту песню на концертах. И всегда под горячие аплодисменты зрителей.
Тракторов в 1929 году было мало, но автор понял, какой огромный потенциал кроется в этой машине!
И угадал…

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации
Х. Кичкембаеву, сотрудницу бластного государственного архива.

 

Людмила Ковалева

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *