Пора уже переходить от слов к делу

24 Июл 2023 12:39
Количество просмотров: 3287

В Туркестане в центре «Ұлы Дала елі» состоялось обсуждение развития сферы туризма на территории области. В заседании коллегии приняли участие заместитель акима Туркестанской области Б. Тажибаев, временно исполняющий обязанности руководителя областного управления культуры и туризма А. Конысбеков, ответственные специалисты отрасли, представители сферы туризма. Были приглашены также руководители, ответственные за особо охраняемые природные территории, управляющие отелей и ресторанов, гиды, туроператоры, общественники.

Б. Тажибаев сообщил, что осенью текущего года планируется провести важное совещание с участием министров туризма стран-членов организаций тюркских государств. На масштабном мероприятии планируется присвоение Туркестану статуса туристической столицы тюркского мира в 2024 году.

Минарет Хызыра Пайгамбара — почитаемая святыня Сайрама.

На заседании были презентованы работы и проекты в области туризма. Руководитель отдела областного управления культуры и туризма Н. Медеуов рассказал, что в Туркестанской области работа ведется по направлениям историко-познавательного, экологического и лечебно-оздоровительного туризма.

В 2022 году область посетили 470 тысяч туристов. За пять месяцев 2023 года — 100 тысяч.

Инвестиции в сферу туризма увеличились по сравнению с прошлым годом. Наблюдается активное участие частных инвесторов. До конца года планируется реализовать 16 проектов и организовать 20 событийных туристских мероприятий. Также планируется расширение авиарейсов.

Будет налажено сотрудничество с другими регионами Казахстана, ведутся переговоры по развитию туризма с Республикой Узбекистан.

После выступления чиновников к микрофону стали подходить те, кто на деле знает все плюсы и минусы нашей туристической сферы.

Главной проблемой по-прежнему остаются туалеты. Мы уже пятый год пытаемся хоть что-то изменить в этой сфере, а воз и ныне там. Причем вопрос не только не решен, но даже нет надежды на его решение. В первую очередь это касается придорожных туалетов. «Мне стыдно привозить иностранных туристов», — говорит практически каждый гид.

В качестве примера, как исправить ситуацию, можно привести заповедник-музей «Азрет Султан»: три санитарно-гигиенических объекта на его территории переданы в частное управление. По такому принципу решается вопрос в соседних Узбекистане и Кыргызстане, где тема туалетов уже закрыта. Посмотрим, что из этого выйдет у нас.

Один предприниматель, поверив обещаниям о большом потоке туристов, влез в кредиты, открыл пару точек, результат — ни туристов, ни денег. Арендную плату в «Караван сарае» с него берут огромную (за небольшой бутик — более 500 тыс. тенге), причем зимой даже за летник.

Не решен вопрос с поворотом на городище Сауран. Об этом не раз писал «ЮК»: чтобы посетить эту достопримечательность, туристы вынуждены проехать по Кызылординской области 25 км.

Бурное обсуждение вызвала и проблема детского туризма. Особенно остро стоит вопрос будущего детского туристического лагеря в Бургулюке. В прошлом году областная станция юных туристов должна была передать его на баланс областного дворца школьников. Но по непонятным причинам директор турстанции тормозит процесс приема-передачи. А страдают дети.

На коллегии присутствовал гражданин Узбекистана Е. Малахов, который под Ташкентом реализовал уникальный детский проект «Высота», поддержанный на уровне Президента соседней страны. Хотя изначально эта идея родилась у Евгения в Южно-Казахстанской области и должна была реализоваться на базе детского лагеря. Но у нас никто из чиновников, не говоря уже о руководстве областной станции юных туристов, не заинтересовался ею.

Что касается совместной с Узбекистаном работы по запуску единого турмаршрута, то с нашей стороны слышны только слова и не видно никаких дел. Два года назад автор общался в Туркестане с министром культуры и туризма Узбекистана А. Абдухакимовым, который сказал, что для совместной работы у них все готово. Тормозит запуск проекта именно казахстанская сторона.

На городище Мартобе хан Тауке поставил печать на «Жеті Жарғы».

Еще одна больная тема этой сферы — гиды. Каков их юридический статус? У нас есть сертифицированные гиды, а есть те, кто пару раз съездил в составе тура и сам стал возить людей. Что он расскажет туристам?

То, чего нахватался во время поездок? Как и на какой базе обучать профессиональных гидов-экскурсоводов, горных инструкторов?

История Шымкента тесно связана с историей Сайрама.

Были высказаны также предложения по систематизации инфраструктуры, развитию экологически активного туризма, изданию информационно-познавательной литературы, консультированию и реализации проектов с представителями сферы туризма.

Организаторы встречи все же заверили, что озвученная критика и поднятые вопросы не останутся без внимания, а плодотворное сотрудничество в развитии сферы туризма области будет расширено.

***

Пока в Туркестане обсуждали, как развивать туризм, шымкентский визит-центр организовал экспедицию по памятникам древнего Сайрама.

Первый день был посвящен мавзолеям города. Наши туроператоры зачастую работают по накатанному маршруту, который включает в себя посещение мавзолеев родителей Х. А. Ясави — Ибрагим ата и Карашаш ана. Но в Сайраме более 80 мавзолеев. И их посещение — это не только паломнический туризм. Это история архитектуры, начиная с эпохи Караханидов (X-XII вв.) и до рубежа XIX-XX вв.

Добрый день уважаемые родители! Напоминаю в первых числах августа начнем принимать учеников в 10 класс, пакет документов ещё не известен, но думаю медсправка форма 026/у-3 пригодится, запишитесь к участковому терапевту и начинайте проходить специалистов

Не так часто мы возим наших гостей и к единственному сохранившемуся минарету, который является частью мечети Хызыра Пайгамбара — памятника XVIII-XIX веков. Мечеть Хызыра Пайгамбара была одной из почитаемых святынь Сайрама и представляла собой небольшой компактный историко-культурный комплекс. От него к 1920 году сохранились лишь подземное помещение и полуразрушенный минарет.

Святой Хызыр был одним из пророков ислама. В 1866 году в подземном помещении мечети побывал известный ученый и этнограф А. К. Гейнс. В своем дневнике он написал: «Здесь спасался в созерции величия Аллаха Хазыр, не выходя на свет Божий шестьдесят лет, а потом, прожив еще очень многие годы, взят живой на небо». У всех тюркских народов существуют поверья, связанные с культом Хызыра.

Практически вокруг каждого мавзолея впоследствии возникали родовые кладбища, на которых покоятся известные и сайрамцам, и шымкентцам люди.

Например, рядом с мавзолеем знаменосца предводителя войск мусульман Абдель-Азиз Баб похоронен знаменитый шымкентский регулировщик дядя Сережа — Сайдакбар Сатыбалдиев, памятник которому установлен в Шымкенте рядом со зданием бывшего облГАИ. А еще на одном кладбище похоронен фронтовик, один из двух сайрамцев Героев Советского Союза Зиямат Хусанов. Его подвиг заслуживает отдельного описания.

Кстати, один из тревел-блогеров, принявший участие в экспедиции, рассказал, что сейчас набирает популярность так называемый черный туризм — экскурсии по кладбищам.

Есть в Сайраме еще одно культовое место, где, по преданию, Арыстанбаб передал аманат семилетнему Ахмеду Ясави. Первое письменное описание этой легенды можно прочесть в рукописи «Музаккир-и ахбаб» 1566 года. Там указывается, что Арыстанбаб был одним из ближайших сподвижников пророка. Аналогичная легенда об Арыстанбабе на русском языке была впервые опубликована в 1873 году в сборнике среди преданий адайцев о святых в городе Тифлисе.

Сейчас здесь установлена табличка, рассказывающая об этой истории. Но, по общему мнению участников экспедиции, на этом месте можно установить малую архитектурную форму — старца на ослике, передающего финик мальчику.

Мавзолеи Сайрама — безмолвные хранители истории архитектуры.

***

Во второй день экспедиции участники знакомились с памятниками истории и археологии Сайрама.

Многие из нас знают, что в центре Сайрама находится базар. А рядом, напротив мавзолея матери Х. А. Ясави, — торговый центр. Спускаясь на цокольный этаж центра, вы проходите мимо рядов с тканями и даже не подозреваете о том, что за рулонами материи скрывается дверь, которая ведет в… средневековую баню.

Несколько лет назад во время строительства торгового центра археологи провели охранные работы. В верхних культурных слоях они нашли хумы с золотыми слитками и ювелирными украшениями. А в нижних взору археологов предстала баня периода государства Караханидов. Можно смело сказать, что для Шымкента это уникальный объект. Ближайшие средневековые бани расположены в Таразе, Отраре и Туркестане.

От сайрамской бани осталась лишь топочная часть, но это не делает объект менее ценным для истории, чем другие подобные памятники. Поэтому необходимо, чтобы эта баня стала доступна для туристов. И для этого нет необходимости сносить здание торгового центра. Достаточно уполномоченным органам совместно с владельцем центра провести работу по сохранению, и в первую очередь по вентиляции и музеефикации подвального помещения, где находятся остатки бани. И это место станет одним из самых посещаемых в центре Сайрама.

Было озвучено также предложение о сохранении городской средневековой крепостной стены. Хотя бы небольшой ее части. Дело в том, что современный Сайрам стоит на культурных слоях древнего Испиджаба.

И, как поясняют археологи, с каждым из жителей должно быть заключено охранное соглашение. Ежегодно, особенно во время весенних работ в полях и на огородах, сайрамцы находят различные артефакты.

И, к сожалению, многие из находок остаются у владельцев земли. Но есть и те, кто ответственно подходит к делу и сдает найденное в музей.

А музей истории Сайрама заслуживает большего внимания, нежели ему уделяется сейчас. Руководство хранилища древностей пояснило, что на следующий год запланирован капитальный ремонт здания. Пока же музей, построенный еще в советское время, никак не призывает гостя зайти в него. Однако за серым фасадом, частично покрытым алюкобондом, хранятся удивительные, а порой и редкие вещи. Это место, где сконцентрирована вся история Сайрама. Но почему-то, проводя экскурсии по древнему городу, музей игнорируется гидами. Хотя именно с него надо начинать знакомство с историей.

Мавзолей деда Х. А. Ясави — шейха Махмуд ата.

К сожалению, газетная полоса не дает возможности описать все эмоции и знания, полученные во время экспедиции, организованной визит-центром Шымкента.

Не раз город Сайрам менял название.

Поездка в очередной раз подтвердила, что Сайрам является крупнейшим памятником городской культуры. Это своеобразный музей под открытым небом, где современность соседствует с древностью. Как пояснил археолог А. Ергешбаев, на территории Сайрама находятся три поселения, являющиеся протоядром древнего города. Сам Сайрам (Испиджаб), по письменным источникам, известен с IX века. Это подтверждают и археологические находки. А вот культурные слои поселений датируются I- II веками нашей эры. Более того, поселение Улыктобе дает датировку III-II век до нашей эры.

Таким образом, несмотря на то, что в современной историографии предположительный возраст Шымкента 2000 лет, все же история мегаполиса начинается в Сайраме.

***

К сожалению, сейчас наблюдается тенденция, когда Туркестанская область и Шымкент в сфере развития туризма отделяются друг от друга. Причем, по словам шымкентцев, нежелание совместной работы исходит от туркестанцев. Причины неизвестны. Но не дело делить горы, степи, памятники. Чтобы развить туризм, нужно действовать сообща. Иначе так и будем заседать, говорить, а в это время соседи вместо слов будут работать и оттягивать турпоток на себя. При этом неплохо зарабатывать, оправдывая не только частные инвестиции, но и государственные вложения в развитие туризма.

 

Владимир Привалов

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *