Пожалейте, господа, инвалидов

12 Авг 2019 15:03
Количество просмотров: 575

В Шымкенте новый аким. И первое, за что он взялся, — разработка социальной карты четырех районов города-миллионника. Она предусматривает решение острых социальных проблем, оказание помощи нуждающимся — в унисон задачам, озвученным К. Токаевым на официальной церемонии вступления в должность Президента РК.

«Город с республиканским статусом должен быть комфортным. Мы будем формировать благоприятную среду для проживания шымкентцев», — заявил Е. Айтаханов на недавнем аппаратном совещании.

Комфорт предусматривает безупречную работу общественного транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры. Это должно быть непременно учтено при разработке социальной карты города-миллионника.

Полкилометра на… костылях

В Шымкенте проживает свыше 36 тысяч инвалидов. Ежегодно их ряды пополняют от 3000 до 6000 человек. Для оформления, переосвидетельствования инвалидности, определения степени утраты трудоспособности, коррекции индивидуальной программы реабилитации, протезирования и по многим другим жизненно важным вопросам эта категория наших сограждан обращается в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК). Все четыре ее районных подразделения находятся по одному адресу: г. Шымкент, ул. Диваева, 148.

Пять лет назад в МСЭК можно было добраться на маршрутке под номером 13, она единственная ездила сюда. Здесь была конечная остановка. Потом ее маршрут изменили. До МСЭК перестал ходить вообще какой-либо общественный транспорт. Если ехать на автобусе по ул. Казыбек би, нужно выйти на остановке «Водоканал». А дальше — пешком: сначала вверх до офиса ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», потом направо вниз по ул. Диваева. И здесь не тротуар — сплошные американские горки. Всего около полукилометра. Настоящее издевательство над людьми с ограниченными возможностями! Очень хотелось бы увидеть на этом маршруте наших холеных чиновников не на служебных авто, а на своих двоих. По 40-градусной жаре или в зимнее ненастье.

Многочисленные жалобы инвалидов по этому поводу в самые разные инстанции повисли в воздухе. Их никто не воспринял всерьез. А платить за такси из скромных государственных пособий у этой категории шымкентцев нет возможности.

Вот такое расстояние пешком нужно преодолеть инвалидам, чтобы попасть к специалистам медико-социальной экспертной комиссии в Шымкенте.

Заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты Шымкента по медико-социальной экспертизе Т. Даутов прокомментировал: «Ежегодно мы направляем акиму Шымкента письмо с просьбой продолжить маршрут общественного транспорта к месту расположения МСЭК. С такой же просьбой обратились и в этом. И снова получили отказ: «Маршрут экономически не выгоден для городского бюджета». Для инвалидов первой группы работает инватакси, которое доставит в любую точку мегаполиса. Остальные добираются к нам кто как может».

Председатель Шымкентского филиала областного общества инвалидов «Асар» С. Ирпеисов рассказал: «Я предложил схему, которая добавила бы пассажиров маршрутке № 13: поворот с улицы Казыбек би на Жандосова и далее к МСЭК. Но мое предложение никто всерьез не воспринял».

«Не можем субсидировать этот маршрут»

Дозвониться до управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента по телефону, указанному на сайте городского акимата, не получилось. Звонила два дня подряд. На третий сразу после планерки двинула в горакимат. В Шымкентский городской суд, например, для журналистов зеленый свет. Не надо даже предъявлять служебного удостоверения дежурным полицейским. В горакимате заставили выписать пропуск. И попросили сдать мобильный телефон, хотя представителям нашей профессии этого делать не обязательно. С сопровождающим чиновником поднялись на пятый этаж. Руководитель отдела общественного транспорта управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Н. Сугиралиев сразу предупредил: «У меня мало времени, нужно идти на совещание».
Обстоятельного разговора не получилось.

— Мы отменили маршрут к МСЭК по причине низкого пассажиропотока. Автобусным компаниям он не выгоден, — был ответ на мой вопрос об инвалидах.

— Ну почему тогда его не субсидируете?

— Субсидируем перевозчиков, занятых на дальних маршрутах в населенные пункты, присоединенные к городу, расположенные в 15-20 километрах от прежних шымкентских границ, например, в Жанаталап.

— А если конкретно?

— В городе десять социально значимых маршрутов, субсидируемых из бюджета: 147, 148, 150 и другие.

Мне дали понять: вопрос с общественным транспортом для инвалидов, желающих попасть в МСЭК, закрыт и обсуждению не подлежит.
Получается, что для шымкентских чиновников Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» и, в частности, его статья 25 «Обеспечение инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры» не указ?

Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН. Она направлена на ликвидацию дискриминации в отношении инвалидов, защиту и обеспечение полного и равного осуществления ими всех прав. Несколько лет назад в составе журналистской делегации побывала за океаном в Чикаго. В гостиницу возвращались в переполненном автобусе. Но возле водительской кабины были свободны пассажирские места с двух сторон и все пространство. Оказалось, это зона, предназначенная для инвалидов. Вход для этой категории граждан в первую дверь. Водитель что-то включает, ступенька опускается. В автобус въезжает пассажир на инвалидной коляске.

А где милосердие и сострадание шымкентских автоперевозчиков? Председатель ассоциации «Южавтотранс» Д. Каюпов посетовал на тяжелое финансовое положение транспортников: «Три года назад дизтопливо стоило 90 тенге за литр. А сегодня сколько?!»

В отношении поездок в МСЭК у него категоричное мнение: «Убыточный маршрут. Нужна дотация из бюджета на его обслуживание».

«Только до Дулати…»

В Шымкенте, по словам Н. Сугиралиева, 27 пассажирских компаний. Протяженность обслуживаемых ими маршрутов составляет 12 тысяч километров. Изношенный подвижной состав автобусного парка — большая головная боль. Вслед за «Грин басом» на городских улицах появились новенькие зеленые автобусы с надписями «РБК лизинг». Ближе к обеду на Ташенова, между улицами Туркестанской и Майлы кожа, неподалеку от нашей редакции, скапливается куча автобусов, обслуживающих 158-ой маршрут. Складывается впечатление, что их явный перебор на этом маршруте.

Раз подняла автобусную тему, озвучу жалобы, поступившие в газету. Жители улиц Абдалиева, Ауезова, Уалиханова, что в пригородном районе Тассае, возмущены тем, что 141-ый автобус изменил маршрут и перестал ездить до бывшей конечной остановки. Теперь жителям названных улиц, студентам сельскохозяйственного колледжа и соседнего с ним университета приходится идти две остановки пешком или пересаживаться на 65-ый, 44-ый или автобус, идущий в Аксукент. А это дополнительные 70 тенге. Жители окраины микрорайонов «Восток» и «Шапагат», где расположены ЦОН Енбекшинского района, детская художественная школа и школа единоборств, долгое время не могут дождаться нормальной работы компании, обслуживающей маршрут № 112. Это единственный транспорт, который здесь ходит.

Дачный поселок Кайнарбулак — теперь одноименный жилой массив. Ходит туда 70-ый автобус. В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог города сказали, что обслуживает этот маршрут ТОО «Галиев и К». Д. Каюпов заявил, что эта некогда процветающая компания оказалась в сложном финансовом положении и уже не работает на этом маршруте. Автобусы в Кайнарбулак идут старые-престарые, битком набитые пассажирами. Последняя 70-ка уходит из массива в начале седьмого вечера. Кондуктор предупреждает пассажиров: «Едем не до конечной — Верхнего рынка, а только до улицы Дулати». Оттуда, могу предположить, автобус прямиком отправится домой к хозяину в частный сектор. И никакой управы на водителей этих автобусов нет.

А для тех, кто не успел на него, — только такси, чтобы из Кайнарбулака попасть в город.

Пассажирский транспорт — больная социально значимая проблема для города республиканского значения. По большому счету его визитная карточка. Она как лакмусовая бумажка показывает комфорт и благополучие сферы обитания миллионного города, каким стал Шымкент. Сегодня она требует грамотных, системных и кардинальных мер.

Татьяна Корецкая
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *