Процесс пошел…

22 Фев 2021 14:00
Количество просмотров: 895

Всемирный банк начал процедуру рассмотрения жалоб жителей Шакпак бабы

Напомним, что у нескольких семей, живущих в поселке Шакпак баба Тюлькубасского района, в ходе затянувшегося строительства тоннеля через одноименный перевал возникли серьезные проблемы.

В конце прошлого года с положением на месте ознакомилась делегация Всемирного банка. Специалисты во главе с постоянным представителем Всемирного банка в РК Ж. Марто проинспектировали весь участок автотрассы Западная Европа — Западный Китай в Тюлькубасском районе. Финансисты, социологи, экологи и инженеры осмотрели дорожное полотно на уже завершенных участках, площадку строительства тоннеля на границе с Жамбылской областью и встретились с жителями села Шакпак баба. Слушали внимательно, смотрели пристально, но конкретных обещаний не давали.

Оценка воздействия проектов на население затронутых ими территорий базируется на документе «Социально-экологические принципы Всемирного банка», где четко указано: «Социально-экологические стандарты Всемирного банка устанавливают нормы, которые заемщик будет выполнять на протяжении всего жизненного цикла проекта».

Если перевести с банковского языка на понятный: проекты, которые финансирует банк, не должны ухудшать жизнь людей, а призваны улучшать ее. Неизбежные неудобства от соседства со стройплощадками просчитываются заранее и обязаны сводиться к минимуму.

По проекту автотрассы Западная Европа — Западный Китай группа работает с самого начала строительства. В 2014 году между Комитетом автомобильных дорог, компаниями, разрабатывавшими и реализовывавшими проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог, специалистами по управлению проектами, консультантами по надзору за строительством и неправительственными организациями Казахстана, входившими в ассоциацию «Азаматтық құрылтай» («Гражданское собрание»), был подписан меморандум о сотрудничестве. На его основе проведены мониторинги хода реализации проектов реконструкции транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай и автодороги Астана — Темиртау, сформирована система взаимодействия между всеми сторонами общественных отношений для эффективного предупреждения, выявления, учета и разрешения социально-экономических, трудовых, экологических и коррупционных нарушений.

В заключении, составленном казахстанскими экологами и направленном в Нью-Йоркский офис Всемирного банка, вместе с заявлениями пострадавших в сентябре 2020 года, сказано:

«По участку Шакпак баба в 2014 году было установлено, что необходимо установить железобетонную водопропускную трубу, поднять уровень скотопрогонного тоннеля, прорезать грунтовую канаву по проезду от арыка до трубы под главной улицей аула (действующей трассы Алматы — Шымкент).

Мониторинг, проведенный в сентябре 2020 года, показал, что труба не установлена. Скотопрогон установлен, но выход с южной стороны завален гравием, осыпавшимся с дорожной насыпи, вследствие чего скопилась влага и грязь внутри скотопрогона, и он стал практически непроходим для животных. Грунтовая канава до трубы по главной улице Б. Багысбекова села Шакпак баба проложена. Но стены канавы осыпаются, покрыты густыми зарослями, канал засорен. Водопропускная труба под главной улицей села тоже засорена.

12 апреля 2017 года следствием этих нарушений было затопление ливневой водой восьми домов по улице Б. Багысбекова. Причинен материальный ущерб, который никому из домовладельцев не компенсирован, кроме жительницы одного дома, получившей частичное возмещение.

Угроза затопления водой в случае ливневых дождей или таяния снега строений, расположенных по сторонам канавы, не снята.

На окраине земельных участков домов с четными номерами проложена железобетонная труба, предназначенная для поливной воды. Однако это сооружение своей роли не выполняет. Приусадебные участки не получают поливную воду, большинство жителей лишено возможности содержать огороды. Некоторые раньше поливали свои сады и огороды водой из открытых колодцев с помощью электронасосов. Но после затопления в 2017 году и эти колодцы засорены.

В ходе строительства незавершенного участка дороги нарушен экологический баланс, связанный с обеспечением земельных участков домов природной родниковой водой с Каратауских гор».

«Работы по прокладке двухпутного тоннеля Шакпак баба, — заявил тогда руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев, — заморожены, что обнуляет смысл и предназначение проекта для жителей одноименного села, так как главная улица до сих пор выполняет роль трассы Шымкент — Алматы. Это, в свою очередь, привело к трагическим последствиям: в результате дорожно-транспортных происшествий гибнут и получают травмы люди.

Обо всех выявленных нарушениях мы уведомили всех участников проекта: ТОО «СК «Инжиниринг», ТОО «Шымкент Каздорпроект»,ОАО «EVRASKON», консультанта по надзору за проектом «Temelsu» в ассоциации с «Consult Ltd», туркестанский областной филиал АО «НК «КазАвтоЖол» и казахстанское представительство Всемирного банка. Ответили только два последних.

Комитет автодорог РК дал частичный ответ. Нам так и не разъяснили, почему предназначенный для аварийного водоотвода канал от скотопрогона на тоннеле до трубы через улицу Б. Багысбекова в Шакпак бабе не очищается, почему в разы отличается сечение верхних и нижних водопропускных сооружений: две трубы диаметром 4,5 м наверху и всего одна 0,5 м за линией домов. Даже не инженеру понятно, что с паводковыми потоками такая система не справится. Наводнение в 2017 году это подтвердило. Кто эти конструкции водоотвода проектировал, кто проводил экспертизу? Позади огородов параллельно улице по склону проложен бетонный лоток. Вроде для разводки по огородам поливной воды. Почему в нем ее нет? Местный акимат молчит. Его не волнует проблема полива огородов сельчан? Паводок 2017 года нарушил экобаланс. Засорены колодцы, выкопанные еще первыми поселенцами в начале ХХ века. Кто виноват и кто будет их восстанавливать?»

Представители Всемирного банка пока ничего конкретного по сути обращений пострадавших от строительства тоннеля не сообщают. Обнадеживает, что процесс запущен.

Реализация проекта строительства тоннеля должна была улучшить их жизнь: убрать с центральной улицы поток транзитного транспорта. В результате они лишились остатков зимних запасов и на неопределенное время возможности возделывать приусадебные участки. Раньше стекающие с горы родники обеспечивали их поливной водой. Теперь водоотвод устроен так, что вода до них не доходит.

Это противоречит взятым на себя Казахстаном международным обязательствам. Напомним, проект реализуется на средства займа Всемирного банка.

Общая концепция социально-экологических стандартов кредитора однозначна: реализация проектов, финансируемых банком, не может ухудшать условия жизни местного населения. Причем по условиям займа обязанность оценки таких рисков возложена на заемщика. В нашем случае это Республика Казахстан в лице уполномоченного органа — Комитета автомобильных дорог.

Реализация проекта нанесла ущерб местным жителям, а государство по условиям соглашения о займе и в соответствии с социально-экологическими правилами Всемирного банка, должно этот ущерб компенсировать. Эта дорога строится для людей. Так сформулировал главную идею проекта Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев.

Ответ Всемирного банка (с сокращениями):

«Уважаемый господин Исалиев! Уважаемые заявители! Надеемся, что у вас все хорошо. Инспекционный совет встретился с руководством банка. В соответствии с процедурой инспекционного совета руководство банка подготовит ответ до 15 марта 2021 года или ранее. После получения ответа от руководства банка совет проведет оценку правомочности данного запроса и вынесет рекомендации совету директоров относительно целесообразности запроса. Мы свяжемся с вами, чтобы назначить встречу на этом этапе. Все сопутствующие документы будут опубликованы на нашем веб-сайте после того, как совет директоров одобрит рекомендации инспекционного совета. Мы будем информировать вас об этих действиях по мере их выполнения.

С уважением, Nicolas Kotschoubey, старший специалист по вопросам окружающей среды инспекционного совета группы Всемирного банка».

«Международный механизм защиты прав людей, живущих в зоне строительства, — поясняет Б. Исалиев, — сложный, долгий, но, как показывает наш опыт, эффективный. Начальные стадии процедуры мы вместе с жителями Шакпак бабы уже прошли.

Наши чиновники, похоже, не понимают, что принятые государством на себя международные обязательства необходимо выполнять. Хотя бы чтобы не выглядеть некрасиво в приличном обществе. Вопросы компенсации в случае ущерба жителям или окружающей среде они должны были проработать вместе с местными акиматами еще до начала строительства. Учесть все возможные риски».

 

Игорь Лунин
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *