Путь авиатора

1 Фев 2024 11:00
Количество просмотров: 870

Во всем мире Международный день гражданской авиации отмечают 7 декабря с 1996 года, когда праздник был установлен Генеральной Ассамблеей ООН. А в прошлом году у казахстанских работников гражданской авиации появился свой профессиональный праздник в календаре.

Раньше в этот день чествовали ветеранов и действующих сотрудников Службы авиационной безопасности.

Именно 1 февраля 1991 года была образована эта служба в аэропорту Алматы. Теперь праздник стал общим для всех причастных к гражданской авиации Казахстана.

История создания и развития гражданской авиации в нашей стране насчитывает более 90 лет. В 1931 году было организовано Казахское управление гражданского воздушного флота, преобразованное в Казахское управление гражданской авиации в 1964-м, а в начале 90-х — в НААК «Казахстан ауе жолы». Годом позже в структуре Минтранса был создан департамент воздушного транспорта: с декабря 1996-го — Комитет по использованию воздушного пространства и деятельности гражданской авиации при Минтранскоме, с декабря 1998-го — департамент гражданской авиации МТК, с ноября 1999-го — Комитет гражданской авиации в профильных министерствах.

Безусловно, возможность перемещаться в любую точку мира или страны в кратчайшие сроки круто изменила жизнь человека в лучшую сторону. Самолет уже давно не роскошь, а востребованный и удобный вид транспорта. По данным Министерства транспорта РК, в 2023 году казахстанскими авиакомпаниями было перевезено максимальное число пассажиров за всю историю —

13 миллионов! Из них 8 миллионов — это пассажиры группы компаний Air Astana. Авиакомпания работает 21 год на рынке пассажирских авиаперевозок, является флагманом отечественной авиации и безоговорочным лидером рынка. Дочерняя компания FlyArystan на сегодня одна из самых быстрорастущих авиакомпаний мира.

Уровень безопасности полетов, согласно последнему аудиту ИКАО, в Казахстане составил 82%. Показатели безопасности на линиях гражданской авиации в РК соответствуют уровню развитых европейских стран. Вырос также парк воздушных судов казахстанских авиакомпаний — порядка ста единиц. Так, средний возраст самолетов у нас составляет 10-11 лет, при этом группа компаний Air Astana обладает самым молодым и самым большим авиапарком среди всех казахстанских перевозчиков. Воздушный флот Air Astana состоит из Airbus, Boeing и Embraer, всего 50 самолетов, их средний возраст — пять лет. К 2028 году Air Astana планирует расширить свой авиапарк до 80 воздушных судов.

На сегодня внутренние авиаперевозки осуществляются пятью казахстанскими авиакомпаниями. В неделю выполняется порядка 600-700 рейсов. Что касается международных перевозок, то из Казахстана можно улететь более чем в ста направлениях. Air Astana и FlyArystan осуществляют перевозки как на ближнемагистральных, так и на международных маршрутах. В 2023 году география полетов группы компаний Air Astana составляла 43 внутренних и 48 международных маршрутов. Каждый из брендов группы Air Astana был отмечен наградами за качество сервиса и услуг. Air Astana была удостоена звания «Лучшая авиакомпания в Центральной Азии и СНГ» по версии Skytrax World Airline Awards за 2022 и 2023 годы. Это одиннадцатый раз, когда Air Astana получает региональную награду в Центральной Азии, при этом с 2012 по 2023 год она удостоилась восьми наград подряд. Кроме того, в 2023-м FlyArystan стала одной из 13 бюджетных авиакомпаний в мире, получивших рейтинг «4 звезды» по оценке агентства Skytrax.

Air Astana в девятый раз успешно завершила аудит эксплуатационной безопасности IOSA Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА).

Руководство Air Astana всегда подчеркивает, что ее многолетний успех — это заслуга сотрудников компании. К слову, именно в Air Astana самый большой пул ветеранов гражданской авиации: многие работают в компании с момента ее основания до самой пенсии. Приток же свежих сил поступает через собственную программу авиакомпании по подготовке пилотов Ab-initio. В Казахстане, помимо Air Astana, летные кадры куются в Академии гражданской авиации в Алматы.

Бехзод Артыгалиев.

Бехзод Артыгалиев стал вторым пилотом Air Astana, как раз обучившись по этой программе: «Работая в наземной службе нашей компании, я ощутил потребность в профессиональном развитии. Для меня это стало возможным благодаря программе Ab-initio. Путь летчика может быть разнообразным, для построения карьеры есть различные возможности развития в зависимости от интересов, склада ума, целей и потенциала. Первым шагом для большинства моих молодых коллег стала программа первоначальной подготовки пилотов Ab-initio. Необходимо пройти отбор, будь то готовый пилот или гражданин РК, желающий им стать. С требованиями можно ознакомиться на сайте job.airastana.com в разделе «Пилоты». Путь отбора довольно сложный, требует от кандидата подготовки, а учеба на пилота — полной самоотдачи. Карьера пилота подчинена общему порядку. В большинстве стран мира, как и в Казахстане, путь пилота начинается с теории и полетов на одномоторном самолете. Кадет, второй пилот, командир, инструктор. В нашей компании я вижу различные возможности в плане развития летного состава. Помимо летной работы, командиры занимают руководящие должности, тренируют младших товарищей, обеспечивают безопасность и решают административные задачи. Чтобы стать авиатором, нужно пройти сложный путь. Но профессия гарантирует интересную работу, общение с людьми, влюбленными в авиацию, и возможность расширить свой кругозор».

Алмас Байгожин.

Алмас Байгожин тоже смог построить успешную карьеру второго пилота в Air Astana, о которой грезил с самого детства: «С пяти лет я мечтал сесть в кресло пилота и управлять настоящим самолетом. Моя профессия мне нравится в первую очередь за возможность управлять воздушным судом, а также за шанс путешествовать, посмотреть мир, узнавать разные страны и культуры. Карьеру пилота построить нелегко, есть множество факторов, которые могут помешать этому. Первый и ключевой, конечно, это здоровье. У пилотов оно должно быть постоянно в хорошем состоянии, мы проходим ежегодную врачебно-летную экспертную комиссию, без прохождения которой не допустят к полетам. Нужна внутренняя дисциплина, нельзя лениться, ведь это ответственная работа и требует максимальной концентрации. Жизнь пилота — это жизнь кадета: ты учишься, учишься и так до пенсии. В компанию набирают пилотов, у которых есть подходящий налет (количество часов за штурвалом самолета) и лицензии. Однако в этом случае нужно будет продемонстрировать навыки пилотирования и теоретические знания, чтобы они соответствовали стандартам компании».

Современную жизнь сегодня невозможно представить без гражданской авиации, эта отрасль в Казахстане переживает период подъема, живыми свидетелями которого мы все являемся.

 

И. Николаева

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *