Путешествие — это лучшее образование

29 Янв 2021 16:16
Количество просмотров: 1006

«Когда бродишь — растешь стремительно, и все, что видел, откладывается даже на внешности. Людей, которые много ездили, я узнаю из тысячи. Скитания очищают, переплетают встречи, века, книги и любовь. Они роднят нас с небом. Если мы получили еще недоказанное счастье родиться, то надо хотя бы увидеть землю».

Семь часов пешего тура? Легко!

Вы когда-нибудь путешествовали из одного города в другой пешком? Думаю, у нас мало найдется таких смельчаков.

А вот мой недавний разговор с подругой из Германии.

— Моя дочь с друзьями решила отправиться в другой город. Я уже обзавидовалась, но немножко переживаю.

— Почему? Путешествие — это здорово!

— Так они пешком решили идти! У нас же карантин, все закрыто, а мы привыкли путешествовать. Сидеть дома — это не про нас. Вот они и решили идти на своих двоих — это не запрещается.

— И сколько времени займет их поход?

— Семь часов. Но ребят это совсем не беспокоит. Они радуются и уверены, что в этом приключении получат новые впечатления и знания. Если бы не работа, с ними бы пошла.

Для жителей Германии путешествие — это культура. Немцы очень мобильны и не любят сидеть в четырех стенах.

Деньги есть, увлечений нет

Развитие туризма сегодня сдерживают карантинные барьеры, считает известный историк, гид и путешественник с большим стажем И. Калани. Он начал заниматься туристической деятельностью еще на стыке 80-90-ых годов прошлого столетия.

«Я специализировался на туристах, которые приезжали из-за рубежа, — рассказывает Ислам. — Так как в прошлом году по причине коронавируса зарубежные гости не смогли к нам попасть, то, соответственно, переключился на внутренний туризм. В частности, корпоративный. Я не работаю с большими группами, отдаю предпочтение небольшим компаниям любителей путешествий. Для меня сейчас самое главное — открытие новых маршрутов в нашем регионе. Туркестанская область — многогранная, это сгусток исторических и природных достопримечательностей. То, чем богата Средняя Азия, есть в нашем регионе. Ничего подобного в других регионах Казахстана нет. Например, в Алматинской области — это природа, Тараз — город на Шелковом пути и так далее. А у нас есть абсолютно все и для любителей истории, и для любителей природы, и для тех, кто увлекается мистикой и эзотерикой. В этом плане мы уникальны. Интересно, что мистика и эзотерика привлекают в основном местных, казахстанских туристов.

Иностранцы же делают акцент на историко-культурный аспект».

Свою миссию И. Калани видит в том, чтобы привить людям любовь к путешествиям.

«Считаю, что с каждым путешествием человек становится духовно богаче и обкрадывает себя, если работает только на свой карман, — считает И. Калани. — У людей деньги появляются, а увлечений, как правило, никаких нет. Если человек хотя пару раз позволит себе забыть ненадолго о делах и отправиться в путешествие, он заболевает этим в хорошем смысле. Нам надо повышать уровень культуры, чтобы люди стремились к знаниям и исследованиям, хотели познавать край, в котором живут. Мы должны прививать эту культуру и страсть к познанию».

За годы работы в сфере туризма И. Калани заметил, что, как правило, туры на природу заказывают представители славянского населения, а поездки по святым и историческим местам — азиаты.

Гид — это призвание

Стоит отметить, что в последние годы людей, которые хотят путешествовать по родному краю, становится все больше.

Соответственно появляются агентства, которые предлагают свои услуги. Но при этом ощущается кадровый голод. В частности, катастрофически не хватает профессиональных, грамотных гидов.

«Сегодня в Шымкенте появилось много компаний, но уровень подготовки гидов слабенький, — считает И. Калани. — Они неплохие проводники, которые довозят группу туристов до места. Там организуют костры, чаепитие и все. Но этого недостаточно для полноценного путешествия. Должна быть еще интеллектуальная составляющая — турист должен получить информацию. Причем преподносить ее надо порциями, а не вываливать все сразу. Кроме того, должен быть не просто вброс информации, но и аналитика. Между гидом и туристами должен выстроиться диалог, существовать обратная связь. Если получилось, люди начинают раскрываться и впитывать информацию. Хочу сказать, что хороших гидов у нас очень и очень мало. Это штучный товар».

Путешественника надо увлечь, а это может сделать только профессионал. Гид должен обладать обширным запасом знаний, ведь ему приходится общаться с разными людьми и отвечать на самые неожиданные вопросы. Перед ним стоит ответственная задача. Ведь именно от гида зависит, какие знания и впечатления останутся у человека на долгие годы.

Гид — это призвание, считает

И. Калани. «Но для меня это еще и хобби. Я совмещаю приятное с полезным, — делится Ислам. — Обожаю путешествовать и не представляю своей жизни без этого. Путешествовать не значит выезжать за пределы Казахстана. У нас огромная страна с богатой историей и великолепной разнообразной природой. Даже в пределах Южного Казахстана есть очень много мест, где еще не ступала нога не только туриста, но и человека. Например, в горах Каратау есть 120 ущелий, во многих из которых люди еще не бывали. Или Бетпак-Дала. Это же одна из крупнейших глинистых пустынь! Там много мавзолеев, о которых до сих пор большинство и не знает. Мойынкум и Кызылкум — огромные среднеазиатские пустыни, полные тайн и загадок. В нашей Туркестанской области столько удивительных красивых мест!

Недавно к нам приезжала бывшая землячка, которая уже много лет живет в Москве. И открыла для себя Шымкент заново, сказала, что раньше и представить не могла, какие у нас есть места, и собирается приехать еще раз».

Для квалифицированных гидов нет такого понятия, как сезонность. Они получают запросы на туры в любое время года. Так что эта профессия приносит еще и неплохой заработок. Особенно, если владеешь иностранными языками.

Центр притяжения туристов

Один из древнейших городов Центральной Азии Туркестан успешно развивается, превращаясь в крупный центр регионального туризма.

Благодаря государственной поддержке и частным инвестициям за последние годы на юге Казахстана формируется современная туристическая система, строятся пятизвездочные гостиницы, развиваются социальная и культурная инфраструктуры.

«Основной поток туристов будет направлен через духовную столицу, — говорит И. Калани. — Сегодня разрабатываются новые маршруты, которые будут начинаться с Туркестана. Помимо самого Туркестана, туристы смогут посетить Сауран, Каратау с заповедником, который сейчас практически никто не посещает, а затем Сузакский район и Сырдарью. Если раньше мы в Туркестан возили туристов на полдня, то, думаю, уже в ближайшее время мы будем проводить там два-три дня. Вот, например, у меня сейчас есть запрос, и я собираюсь сделать остановку в областном центре на сутки».

Для дальнейшего развития туризма, по мнению И. Калани, необходима хорошая реклама в крупнейших мегаполисах мира.

«Мне туристы рассказывали, что в лондонском метро идет реклама туристических мест Узбекистана и Азербайджана. А вот о Казахстане такой рекламы нет. Может быть, поэтому англичане к нам практически не приезжают. Просто потому, что у них нет информации о нас. Большой баннер со светящимися буквами: «Добро пожаловать в Казахстан!» — на крупных магистралях, в аэропортах заинтересует туристов: там мы еще не были! Иностранцы очень любят путешествовать и всегда отмечают страны, которые посетили. Казахстан в этом списке будет не лишним. Надо активно продвигать нашу страну, — считает эксперт. — Что касается внутреннего туризма, то здесь активную позицию должны занимать сами компании. Если нет денег на рекламу, помогут социальные сети. Надо показывать пользователям соцсетей красоты и набирать как можно больше подписчиков. Таким образом вы рекламируете себя и свою работу, привлекая клиентов. Не люди должны к тебе стучаться, а ты к людям.

Кроме этого, для развития туризма в стране очень важно повышать экологическое воспитание. Что отпугивает туристов? Грязь, плохой сервис и дороги. Значит, надо вести работу в этих направлениях. Научить сотрудников туристского бизнеса вежливо, предупредительно относиться к туристам, безупречно знать иностранные языки, правила этикета, уважать традиции и культуру приезжих и научить уважать нашу национальную культуру».

Интересные истории

С И. Калани мы разговаривали долго.

Он рассказывал о родном крае, об уникальных растениях и исторических местах. А я с открытым ртом слушала и думала: «Неужели я живу в этом удивительном крае? Почему я там еще не была?» И. Калани рассказал несколько случаев из своей практики.

«Родник»

Приехала группа туристов, человек тридцать, из Юго-Восточной Азии, и я их повел к истокам Кошкар-аты. Они попили воду из родника и… семь человек попали в инфекционную больницу с отравлением. Мы очень переживали, что этот случай может стать причиной международного скандала. Но, к счастью, все обошлось. Естественно, мы уделили им максимум своего внимания и заботы. После этого я не рекомендую пить воду из Кошкараты.

А в декабре прошлого года приезжал экипаж мальтийских летчиков. Мы с ним путешествовали долго и, что интересно, они везде пробовали воду из родниковых источников. И никакого отравления! На мой вопрос, зачем они везде пробуют воду, они ответили, что Мальта — остров в Средиземном море и не имеет ни одного питьевого источника воды. Представляете? Место очень красивое и живописное, а питьевой воды нет.

«Колодец»

Как-то я возил женщин с детьми на колодец Укаша-ата и сразу сказал, что дети всегда достают воду из колодца. Потому что они чистые душой. Так и вышло: дети кинули ведра в колодец и набрали воду. Кроме одной девочки, она удивилась и… обиделась. Поговорил с ней. Оказалось, что, во-первых, она не верит в чудеса, во-вторых, перед тем, как подойти к колодцу, она начала танцевать. Было холодно, и она просто пританцовывала, чтоб согреться. Я объяснил, что в таких местах танцевать нельзя, и надо обязательно верить в чудо, тогда оно обязательно произойдет.

Был еще такой случай, связанный с этим удивительным местом. Приехала семья, человек тринадцать. И абсолютно все смогли набрать воду.

Между тем вода из колодца дается не всем. То, что это не простой колодец, я лично убеждался много раз. Однажды приехала компания, которую возглавлял непалец — директор какой-то иностранной компании. Они не стали заезжать в мавзолей, а сразу поехали к колодцу. Бросали ведро, бросали, и ни один из них воду не набрал. Я объяснил, что надо было сначала посетить мавзолей… Приехали, гордые, с кучей купюр, уверенные, что в ведре будет столько воды, сколько у них денег. Но ничего подобного! Укаша-ата не дал им воду. Уехали, как говорится, ни с чем.

«Мистика»

Приехала к нам семья из Швейцарии. Возил их по Южному Казахстану, зашли мы как-то в ресторан и заказали обед. А напротив нас сидел мужчина, который пил пиво. Увидев иностранцев, он подошел и предложил им попробовать кумыс. Он продемонстрировал традиционное казахское гостеприимство. Но я предупредил своих туристов, что кумыс непростой напиток — опьяняющий. Напомнил, что нам еще предстоит посещение мавзолея. А перед посещением мавзолея не рекомендуется употреблять алкоголь. Но им очень хотелось попробовать наш национальный напиток. Кумыс им так понравился, что они выпили хорошую порцию.

От похода в мавзолей не отказались. И вот, когда мы вошли, вдруг неожиданно разыгралась буря за стенами и потоки песка проникли внутрь. При этом еще и стены содрогнулись, и на головы туристов посыпалась штукатурка. Представляете? Они, естественно, испугались и вопрошающе посмотрели на меня. Мол, что происходит? Я ответил, что это святое место и сюда нельзя приходить в состоянии алкогольного опьянения. Даже легкого. Скорее всего, вы прогневали Всевышнего. Испуганные, они вышли из мавзолея. Этот случай мне запомнился надолго. Здесь было все: и мистика, и комичность ситуации.

 

Татьяна Бурдель

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *