Шымкент становится умнее

29 Окт 2018

 Ключевыми направлениями государственной программы «Цифровой Казахстан», реализуемой в Шымкенте в рамках концепции Smart City («Умный город»), определены шесть направлений — образование, здравоохранение, ЖКХ, АПК,  транспорт и безопасность. Как воплощается в жизнь программа, корреспонденту «ЮК» рассказала пресс-секретарь АО «СПК «Shymkent» С. Амантаева.

— Для начала необходимо отметить, что по одному направлению может внедряться сразу несколько проектов. В системе образования их четыре. Они направлены на обеспечение принципа открытости в этой сфере, улучшение качества, искоренение коррупции и облегчение взаимодействия между государственными органами и населением. В цифровизации образования Шымкент преуспел больше всего, и его опыт распространяется в других городах и регионах страны.

Первый проект — Indigo («Индиго») — это электронная очередь в детский сад.

Прием детей в сады с использованием системы блокчейн внедрен во всех 459 дошкольных учреждениях города. В итоге за последний год очередь сократилась в 2,5 раза. Как результат, на 80% снизилось количество жалоб населения.

Проект Sakura («Сакура») по приему детей в школы в онлайн-режиме охватил все 128 школ города.

Кроме того, цифровизация позволила выявить теневой оборот более чем в 20 миллионов тенге и сократила расход более чем на 200 тысяч листов бумаги.

Основная цель проекта I-mektep («Электронная школа») — повысить качество учебного процесса.

Благодаря школьному электронному контролю обеспечивается тесная связь «школа-родитель-ученик». Родители могут контролировать успеваемость и посещаемость своих детей (их информируют о пропусках с помощью СМС и электронной почты), преподаватели имеют возможность применять современные технологии в учебном процессе, а ученики получили доступ к информации по учебному процессу. В результате на 75% снизился уровень правонарушений среди детей и подростков, посещаемость выросла до 97%, успеваемость повысилась на 12%.

Появление портала поиска работы T-hunter для педагогов стало одним из значимых шагов по обеспечению прозрачности и доступности образования.

Размещение на сайте всех педагогических вакансий образовательных учреждений Шымкента позволило соискателям без посредников узнавать информацию о требующихся кадрах, отправлять свои заявки на сайт и проходить открытый конкурсный отбор. Через T-hunter было подано 3100 заявлений, проведена тысяча конкурсов. 700 специалистов приняты на работу комиссией, а не руководителями. Цифровая биржа учителей помимо того, что помогла снизить коррупционные риски и число жалоб, способствовала повышению качества педагогического состава на 15%.

До конца года технический и медицинский персонал также сможет найти работу в школах онлайн.

В городском здравоохранении успешно реализуется проект Damumed, позволяющий посредством мобильного приложения вызвать врача на дом, записаться на прием и прикрепиться к медорганизации.

Полное внедрение проекта Damumed увеличит на 30% диагностирование болезней, на 70 процентов уменьшит очереди к врачу, в два раза сократит визиты в поликлинику по административным вопросам. На сегодня зарегистрировано свыше 34 тысяч пользователей, что составляет 8,5% интернет-активного населения города.

В рамках проекта «Безопасный город» в Шымкенте количество интеллектуальных перекрестков доведено до 21, установлено 479 видеокамер в 30 криминогенных районах города.

Как следствие, на 16,7% снизилось число преступлений на улицах. Сейчас по опыту Астаны в Шымкенте устанавливается система «Сергек».

Проект «Общественный транспорт» предполагает оснащение 30 автобусов одного маршрута системой электронного билетирования до конца 2018 года.

В I квартале 2019 года планируется покупка 300 новых автобусов, до конца года — еще 700, которые также предполагается перевести на электронное билетирование. В планах следующего года — установка в общественном транспорте Шымкента датчиков учета пассажиропотока, расхода топлива, температуры, а также терминалов оплаты и системы видеонаблюдения.

Цифровизация сферы ЖКХ нацелена на развитие комфортной и эффективной инфраструктуры.

Уже сегодня установка приборов учета воды, контроль за системой водоснабжения позволили на 31% снизить расходы на аварийно-восстановительные работы, степень аварийности — с 45 до 33 процентов, в десять раз уменьшились расходы энергии на единицу добытой воды, в четыре раза — с 456 до 118 литров в сутки — сократилось ее потребление на одного человека.

Проекты в сфере АПК связаны с внедрением элементов точного земледелия, дифференцированного внесения удобрений.

Сейчас в социально-предпринимательской корпорации разрабатывается искусственный интеллект по управлению городом. По сути это реализация целого ряда проектов с довольно интересными названиями.

Это MINDAL («Миндаль») — комплексная автоматизация системы детского дополнительного образования, МALAHIT («Малахит») — комплексная автоматизация системы инклюзивного детского образования, SHANYRAK («Шанырак») — комплексная автоматизация задач распределения и управления государственным жилищным фондом, TEMIR («Темир») — комплексная автоматизация управления кадрами в бюджетных организациях. Есть также AVALON («Авалон») — открытый доступ к информации о финансовом и материально-техническом обеспечении бюджетных организаций, AXEL («Аксель)» — автоматизация ситуационных и аналитических центров государственных органов, STALKER («Сталкер») — система обеспечения сервисной модели автоматизации государственных услуг, BENDER («Бендер») — стационарный киоск (терминал) самообслуживания для детских садов и школ. Также планируется создание цифрового центра технологического парка Shymkent TechGarden, где будут воплощаться в жизнь новые стартап-проекты.

Женимся онлайн

 О том, что электронные услуги становятся популярны, по крайней мере, у нашей молодежи, говорит тот факт, что в Туркестанской области, Шымкенте и Алматы юноши и девушки предпочитают подавать заявления на заключение и расторжение брака онлайн. И если в первых двух городах на eGov обращаются желающие вступить в брак, то в Алматы таким способом подают еще и на развод.

Всего же за девять с небольшим месяцев 2018 года свыше 13 тысяч казахстанцев обратились на eGov за получением услуг по расторжению и заключению браков. Впрочем,на портале молодые люди могут только подать заявление, подписанное электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Через месяц после подачи заявления бывшим или будущим супругам необходимо встретиться в государственном органе для подписания необходимых документов.

По информации департамента регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции, за девять месяцев 2018 года свыше 8 тысяч актовых записей о заключении брака в Казахстане было зарегистрировано по заявлениям, поступившим через портал eGov.

 Бейбит Бисенбаев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *