Шымкентские автобусы: испытано на себе

30 Окт 2017 12:36
Количество просмотров: 1671

Креативная идея акима Шымкента Г. Абдрахимова пересесть со служебного транспорта в городской нашла горячий отклик у жителей областного центра. Не обошлось без шуток, колкостей, но большинство отозвалось с одобрением. Пассажиры узнавали чиновников и общались с ними, журналисты снимали работников акиматов, садящихся в автобусы, на фото и видео. Но одно бесспорно: полностью погрузившись в проблему, ответственные за работу городского транспорта смогли наконец сделать долгожданные выводы, на основании которых, надо полагать, и будут в дальнейшем выстраиваться взаимоотношения чиновников, пассажироперевозчиков и пассажиров. Непонятно только,почему для этого потребовалось кардинально изменить работу огромного количества госслужащих?

 О жалобах и претензиях

 Ездить в автобусах во время проведения рейда было одно удовольствие. Кондукторы вели себя тихо и вежливо, в салонах было чисто, билеты выдавали исправно. И что самое удивительное, налаженное движение строго по графику тоже дало видимый результат — вечером не было привычной давки, а кондукторы не кричали входящим и выходящим пассажирам на каждой остановке: «Быстрее, быстрее!»

Руководитель отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Шымкента К. Жуматаев рассказал, что претензий и жалоб от пассажиров за время проведения недельного рейда поступило 285.

«Претензии в основном касались перегруза транспорта в часы пик, необилечивания, антисанитарии, недовольны люди грубым обращением кондукторов и водителей и невозможностью уехать на автобусе в вечернее время, — перечислил основные проблемы Куатжан Азимбаевич. — Самое большое количество претензий касается перегруза транспорта. Сейчас разрабатываем десять дополнительных городских маршрутов, которые пойдут по самым загруженным направлениям. Например, 17 и 70 маршруты, обслуживающие Кайнар-булак, все время переполнены. Там раньше работали ГАЗели, мы заставили пассажироперевозчика поменять их на малогабаритные автобусы, потому что МАНы в Кайнар-булаке просто не проедут. А чтобы разгрузить маршруты, думаем пустить туда параллельно еще один. Так же обстоит дело с транспортом в микрорайонах «Тассай» и «Таскен».

Ежедневно пассажирский транспорт Шымкента перевозит
более 500 тысяч
человек.

 Там ходят автобусы №№44 и 65. Надо пускать третий маршрут. Или возьмем «Кайтпас-2», где по центральной улице Сырым батыра ходит 70-ый автобус. Дополнительные автобусы будем пускать по параллельным улицам, чтобы разделить пассажиропоток на две или три части, тем самым снизив нагрузку на транспорт. В конце прошедшей недели объявили о проведении тендера. Это первый шаг: разгрузить магистрали и изменить пассажиропотоки. Кроме того, более чем с десятью пассажироперевозчиками будем расторгать договоры. Причина в том, что их автобусы ездят нерегулярно, а вечером и вовсе не выходят на маршруты. По большому счету они работают только в часы пик. Этим компаниям уже не раз выдавались предписания о необходимости устранить недочеты в работе. Но выводы сделаны не были, поэтому мы распрощаемся с нерадивыми работниками. Что касается тех компаний, которые не обновили автобусный парк, — у них есть еще два месяца в запасе, так как итоги подводить будем в конце года».

Неожиданная причина

 Что касается знаменитых автобусных гонок по-шымкентски, руководителя отдела транспорта Бог, как говорится, миловал. По признанию К. Жуматаева, «были конкуренты на трассе, но особых гонок не было». Скорее всего, водитель 12-го маршрута, на котором главный транспортник города каждый день ездил на работу, вовремя одумался. Так что байга на дорогах осталась за кадром. Признается, что отметил для себя много интересного.

«Есть такое явление: я выхожу на остановку в 8.05 утра, автобус в это время перегружен. Но если выйду раньше минут на десять, то еду уже в свободном автобусе, — делится наблюдениями К. Жуматаев. — То есть можно рекомендовать пассажирам выходить из дома чуть раньше».
Еще один момент, который сразу же отметил опытный взгляд ответственного работника: перегруз в городском транспорте в часы пик появляется из-за… школьников.

«12-ый автобус идет из аэропорта по Тамерлановскому шоссе, дальше через Янги-шахар, — говорит Куатжан Азимбаевич. — В нем утром едут в основном школьники. Салон битком, так как и на работу люди спешат. А на остановке «Янги-шахар» все дети с ранцами за спинами выходят. И дальше автобус едет уже полупустой. Я спрашивал у детей, куда они едут, оказалось, в 23-ю и 50-ую школы. А ведь они все едут аж с «Бекжан базара»! И там у них рядом с домами есть школы. Вторая волна детей выходит на остановке «Гульжан» в СШ №7. И дальше автобус до самого железнодорожного вокзала едет пустой. Или вот еще пример. Живут в микрорайоне «Достык», а ребенок учится в СШ №1. Конечно, будет перегруз в транспорте, когда такая масса народу одномоментно выезжает из одного района. И родители при этом жалуются, что их дети не могут доехать нормально в школу. Но если мой ребенок учится в другой школе, которую я считаю лучше и комфортнее для него, я должен сам его туда доставлять. В моей практике был опыт, когда родители школьников просили организовать транспорт из микрорайона «Достык» в «Асар», чтобы их дети могли ездить в школу, где, как кажется родителям, лучше и педагогический состав сильнее. Но как практически это сделать? Через весь город пускать автобус только ради этих жителей, потому что прямой дороги нет, или прокладывать ее? Такой маршрут был бы крайне нерентабельным. Выход нашли сами жители: они наняли автобус, который каждый день отвозил и привозил их детей. Проблема была решена».

Пробовал К. Жуматаев ездить и с пересадками. По его словам, он сел в маршрутку №38 на «Бекжане», быстро и без давки доехал до остановки «Почта» по пр. Момышулы, сел в первый же подошедший автобус — и на десять минут раньше доехал до работы. Конечно, по деньгам вышло дороже. Пришлось заплатить за комфорт и сэкономленное время.

 О маршрутках, дефиците и дорогах

  За время, проведенное чиновниками в городских автобусах, было сделано много выводов. Например, маршрутные ГАЗели нужны городу.

«Мы делаем анализ, но уже сейчас знаем, что есть некоторые маршрутки, которые мы не сможем убрать, — говорит К. Жуматаев. — К примеру, маршрут №96 — единственный, который обслуживает микрорайон «Азат». Там очень узкие улицы, и автобусы просто не разъедутся. Есть еще несколько населенных пунктов, где возить пассажиров могут только маршрутки».

Увеличения тарифа
на проезд не будет, несмотря на то,
что солярка стоит уже
158 тенге за литр.

 Уместно напомнить, что не так давно в Шымкенте работали научные сотрудники алматинского института транспорта, которые изучали пассажиропоток. Заказчиком этого исследования выступило управление транспорта и автомобильных дорог ЮКО. Сейчас изучаются все внесенные предложения, согласно которым в городе будут добавлять маршруты.

«Есть методика расчета количества пассажирского транспорта на душу населения, — говорит К. Жуматаев. — У нас автобусов не хватает, в этом за неделю мы смогли еще раз убедиться. Поэтому будем открывать дополнительные маршруты. С начала года планировали десять социальных маршрутов. Сейчас уже готовы это сделать. До конца ноября будет объявлен тендер».

По мнению К. Жуматаева, недельный рейд позволил увидеть причины нескольких проблем, которые теперь будет проще решить. А заодно руководитель отдела проверил качество ремонта дорог.

«Особых претензий нет, — говорит он. — Улицы Байтурсынова и Рыскулова будут ремонтировать в следующем году. На Байтурсынова будем снимать пять сантиметров верхнего слоя асфальта и укладывать новое покрытие, чтобы дорога вновь стала гладкой. Была у нас проблема на Тамерлановском шоссе, где последний средний ремонт проходил в 2007 году. Сейчас улицу отремонтировали, уложили новый асфальт, который соответствует всем стандартам».

 Н. Хайкина

фото Ш. Файзиева

2 комментария в “Шымкентские автобусы: испытано на себе

  1. на дачу кайнар-булак доехать не на чем -автобусов нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *