Скульптор дарит памятникам жизнь

7 Апр 2021 12:39
Количество просмотров: 558

По работе часто приходится бывать в Казыгуртском районе. И каждый раз меня тянет к памятнику казыгуртским батырам в парке райцентра. Я дилетант в монументальном искусстве, но это талантливое творение рук человеческих завораживает. В нем столько экспрессии и огня. Застывших навечно всадников по области не сосчитать. Один из них на трассе в сторону Казыгурта, недалеко от Шымкента.

Визитная карточка Казыгурта — монумент «Даңқты батыр бабалар».

Батыр батыру рознь

Грозный богатырь в боевых доспехах, под которым крепкий откормленный конь, тяжело осевший назад. Как ему, бедняге, подняться и ринуться в бой?!

А вот казыгуртский батыр слился с гривой своего скакуна.Они единое целое! Всадник без шлема. На голове повязка. Вместо кольчуги легкая, развевающаяся на ветру рубаха. Руки, как два крыла у птицы, вскинуты вверх. В правой батыр держит меч. На лице — пронзительный крик. Очарование и восторг. Битвы нет. Есть победа! И мы ее чувствуем, ощущаем, сопереживаем. Это и есть жизнеутверждающая сила большого искусства.

Навела справки об авторах этой рукотворной прелести. Их двое — шымкентские скульпторы-монументалисты Даурен Альдеков и Насыр Рустемов.

В гостях у скульптора

В доме Насыра Ачиловича есть мини-выставочный зал. На стенах, стульях, столах фотографии работ ваятеля и картины младшей дочери Гулфейруз. Историческое фото с Елбасы в Астане в день вручения Н. Рустемову государственной премии РК в области литературы и искусства в 2014 году.

Насыр Ачилович, наверное, знакомит новичков со своим творчеством. Н. Рустемов — скульптор и художник, работающий в разных жанрах. Увидела фото его дипломной работы в Московском художественном институте им. Сурикова — панно «Вечерняя песня» о родном селе Жана базар в Казыгуртском районе, где он родился и рос до 10 лет. А потом семья переехала в Чимкент.

Полюбопытствовала, откуда у сельского мальчонки такая тяга к монументальному искусству? «Дед — гектарщик, выращивавший арбузы и дыни, научил любить и чувствовать природу», — ответил он.

Н. Рустемов окончил среднюю школу № 7 им. Спатаева в Чимкенте. Признался, что учился плохо, особенно не давались точные науки. Зато учитель рисования Гани Иляев и руководитель секции изобразительных искусств Юрий Семенович Евсеев отмечали способного ученика. После школы была служба в стройбате. Потом три месяца работал грузчиком — собирал деньги на учебу. В том же году поступил в Республиканское художественное училище им. Бенькова в Ташкенте. (Оно просуществовало с 1949 по 1991 год — авт.).

Памятник О. Сулейменову.

Друзья на всю жизнь

Под сводами училища встретились два талантливых паренька — будущие ваятели Даурен и Насыр. Оба из Чимкента. Оба влюбленные в скульптурное зодчество. Амбициозные и упертые. Общежития не дали, и парни жили вместе на квартире. Сроднились, как братья, не разлей вода. На своем курсе снискали славу самых лучших. Но повезло Насыру: ему и еще одному выпускнику по решению руководства дали направление в Москву в художественный институт им. Сурикова.

В 1980 году с дипломом прославленного вуза он вернулся в родной Чимкент. И снова жизненные пути свели с другом Дауреном. Они стали работать вместе в художественной мастерской по улице Токаева. Их творческий тандем стал активно работать: друзья подпитывали друг друга идеями, энергией, вдохновением.

Вдвоем приняли участие в конкурсе, объявленном администрацией Казыгуртского района, о возведении в административном центре памятника 18-ти овеянным легендами батырам, прославившим героизмом и удалью родные края. Участвовали в нем трое претендентов.

Победил проект Альдекова и Рустемова. Но, по словам Н. Рустемова, они отложили первый, выигравший конкурс вариант. В нем конь со всадником — обобщенным образом батыра — стоял на трех ногах. Изменить эту композицию скульпторов вдохновили кинорежиссер Мусабаев и каскадер Жорабек. А конкретно их фильм, в титрах которого Мусабек верхом на скакуне ставит его на хвост. Ошарашивающий кадр! Человек врастает в коня. Это усиливает, обостряет экспрессию. Именно такое ощущение загорелись воплотить скульпторы. И это у них получилось. Собирательный образ защитника родной земли как бы ожил. И сегодня живет своей жизнью, которую подарил ему талантливый союз. Живет отдельно от создателей.

Эскиз лепили из пластилина. Отлили в бетон, увеличив в размерах. А потом заковали в медь. Н. Рустемов предпочитает работать с бронзой и медью. Он мастер подчеркивать изгибы, детали, мелкие элементы. А любимый материал Д. Альдекова — кирпич шамо. Он его крошит, месит. Работает с вдохновением, не скупясь растрачивает физические силы и энергию.

Казыгуртский монумент «Даңқты батыр бабалар» получил блестящую оценку казыгуртцев. А в журнале «Культура» рецензенты не поскупились на восторженные эпитеты. Назвали в 2002 году этот памятник лучшим среди конных изваяний.

Но местные реставраторы в прошлом году во время реконструкции центрального парка в Казыгурте к 75-летию Победы явно перестарались. Покрасили в золотой цвет всадника на монументе «Даңқты батыр бабалар». Зрительно отделили его от лошади. Разделили скульптуру на две части. И теперь она не единое целое.

«Нельзя этого было делать, — возмутился Н. Рустемов. — Безвкусица! Китч! Должны были хотя бы посоветоваться с авторами. Нужно приблизить памятник к оригиналу».

Монумент Жер-Ана на площади Ордабасы в Шымкенте.

Память сердца

Насыр Рустемов возмущается один. Его единомышленника Д. Альдекова, с которым они дружили 43 года и создали вместе 100 памятников, уже нет на этом свете. Он ушел в мир иной 8 лет назад.

Без него состоялась презентация историко-монументального паркового комплекса в Шымкенте, посвященного 20-летию независимости Казахстана.

Д. Альдеков и Н. Рустемов разработали почти 100 эскизов Матери-земли, венчающей величественный постамент на площади Ордабасы. И нашли оригинальное современное решение, изящный благородный стиль главного монумента мегаполиса. Авторы были удостоены Государственной премии РК в 2014 году. Заслужил ее и Даурен Джумабаевич, вложивший душу и сердце в этот комплекс. Это и его любимое детище. Но ушедшим в мир иной посмертно не дают такую награду.

Скульптурная композиция «Туркестанские кукольники» Д. Альдекова находится в Третьяковской галерее. А фигура поэта А. Пушкина из кирпича шамо — в петербургском музее.

Оба друга появились на свет в марте с разницей в четыре года. Н. Рустемову 27 марта исполнилось 74 года. А 9 марта — день рождения Д. Альдекова. В этом году он бы отпраздновал 70-летний юбилей. Один — скульптор-монументалист, второй — художник-монументалист.

Коллеги, друзья, родные и близкие Д. Альдекова решили отметить его юбилей выставкой работ, которые предстанут в шымкентской художественной галерее. Они выпустили каталог, в котором собрали все, что успел сделать за свою недолгую жизнь наш талантливый земляк Даурен Джумабаевич Альдеков. Он очень любил свою профессию. Горел на работе. Оставил на земле свои рукотворные творения. Автора нет, но они продолжают жить и говорят людям: помните и гордитесь!

Выставка откроется 9 апреля.

 

Татьяна Корецкая

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *