Служить высокому искусству

28 Мар 2023 11:46
Количество просмотров: 1139

В марте, самом, пожалуй, долгожданном месяце в году, немало всеми любимых праздников: День благодарности, Международный женский день, Наурыз!

Их отмечают не только всей страной, но и всем миром. Нельзя обойти вниманием и еще один — Международный день театра.

Профессиональный праздник деятелей театрального искусства, учрежденный в 1961 году и отмечаемый 27 марта. В этот день чествуют мастеров сцены, отдавших служению Мельпомене долгие годы, и начинающих актеров, украшающих классические произведения современным рисунком роли.

Накануне праздника мы встретились со всемирно известной оперной певицей, возглавившей не так давно Шымкентский городской театр оперы и балета, Майрой Мухамедкызы.

Думаем, нашим читателям будет интересно узнать о яркой и немного загадочной творческой личности, заставившей говорить о себе общественность города и Туркестанской области.

М. Мухамедкызы — первая и единственная солистка парижского «Гранд Опера» из Казахстана и лауреат бронзовой премии на Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского, директор Шымкентского городского театра оперы и балета.

У Майры Мухамедкызы есть все: выразительная внешность, фантастическое сопрано, блестящая карьера и мировая слава, семейное благополучие и дочь Аида — самая большая награда в судьбе знаменитой певицы. Но как начинался творческий путь талантливой казахской девушки, о которой заговорил весь мир?

— Майра ханым, расскажите, где прошло ваше детство?

— Я родилась в Китае в известной музыкальной семье. Папа — Мухамед Абдикадырұлы — композитор и собиратель казахских народных песен, мама — Камал Қуанышқызы Ишикбаева — певица, народная артистка Китая. Музыка всегда звучала в нашем доме, без нее мы не представляли своей жизни. Мы, дети, были самыми преданными слушателями своей мамы, очень любили наблюдать, как она распевается и исполняет песни. Много слушали Бибигуль Тулегенову, Ермека Серкебаева и других легендарных отечественных и зарубежных исполнителей. Первым классическим произведением, с которым я познакомилась совсем юной, стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Атмосфера в доме была очень творческой: я с детства пела, танцевала и всегда мечтала стать известной певицей. Все это не могло не наложить отпечаток на жизнь детей в нашей семье: мой старший брат — баянист, младший стал пианистом, живет и работает в Пекине, старшая сестра — известный художник и педагог.

— Почему из такого разнообразия музыкальных направлений вы выбрали именно оперу?

— В детстве моим кумиром была мама. Часто бывая на ее концертах, наблюдала, стоя за кулисами, как она вела себя на сцене, каждое исполнение песни — как мини-спектакль. Зрители ее обожали! Я не представляла себя в другой профессии. С историей оперы, ее особенностями и возможностями меня познакомил отец. «Опера — это вершина музыки» — твердо запомнила я. В восемь лет родители отдали меня в музыкальную школу на отделение фортепиано, поскольку в этом возрасте отдавать детей на вокал рано — голосовые связки слишком нежные и чрезмерно напрягать их нельзя. Сначала нужно было получить общее музыкальное образование, совершенствовать музыкальный слух. Без этого стать хорошей певицей невозможно. Я профессионально играю на фортепиано, на домбре, баяне, в студенчестве исполняла песни под гитару. Мне удавалось совмещать учебу и работу концертмейстера в балетной труппе.

Я очень благодарна родителям за то, что они наставили меня на правильный путь. Я смогла поступить на музыкальный факультет Центрального университета народов Китая, а затем и в Пекинскую консерваторию.

— С чего начался ваш творческий путь в Казахстане?

— Официально в Казахстан я переехала в 1994 году, поступила в консерваторию имени Курмангазы в Алма-Ате, училась в аспирантуре у Надии Абдрахмановны Шариповой и работала в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая. Двадцать лет я выходила на сцену этого театра, получила богатый опыт и своим трудом достигла определенных творческих высот. Отмечу важный этап в моей жизни — семь лет работы в парижской «Гранд-опера», где я исполняла ведущие партии, училась оперному искусству у зарубежных мастеров и, конечно, изучала французский язык. В 2015 году я стала ведущей солисткой Аstana Opera. Представляете, что такое сцена современного столичного театра?! Это был незабываемый творческий период… Но затем началась пандемия, долгое затишье, когда все сидели дома, болели и переживали за себя и здоровье своих близких.

Премьерный показ оперы «Домалак ана».

— Тяжелый период изоляции заставил задуматься и понять, что еще многое ждет впереди, поэтому нужно бороться за свою жизнь. Тогда-то мне поступило предложение стать директором театра оперы и балета в Шымкенте. Это было неожиданно! В первую очередь необходимо было посоветоваться с семьей — у меня муж и маленькая дочка, — стоит ли переезжать и браться за совершенно новое дело. Однако супруг поддержал меня и посоветовал: «Дай себе время, попробуй, если не получится, извинимся и уедем. Отказаться можно в любое время, но сейчас есть шанс, и нужно его использовать».

И я решилась. Опыт у меня был: я много ездила по миру, пела на знаменитых оперных сценах. Я смогу передать свои знания и сама многому научусь. Тогда о театре оперы и балета в Шымкенте я вообще ничего не знала. Как сейчас помню первый день на новом месте: приехала в театр, мне показали мой кабинет, аким города Мурат Айтенов поздравил с назначением и уехал. Я осталась одна, стало страшновато. Из-за карантина три года театр не работал, солисты стали искать другие сцены или уходить из профессии, необходимо было срочно принимать решения. Сравнила себя с горящей лампочкой, одиноко висевшей в огромном зрительном зале. И дала обещание, что зажгу всех, они все будут сиять!

Драгоценный отдых с семьей.

И тут мне позвонил мой друг и наставник маэстро оперного пения Анатолий Гусев, который живет и работает в Италии, но дает мастер-классы по всему миру. Поделилась с ним проблемами, попросила совета, он сразу откликнулся и приехал. Мы организовали прослушивание — хотелось услышать звучание голосов, разглядеть способности каждого. И я была поражена, какой у этого театра огромный потенциал, какие артисты, желающие творить! Вы бы слышали их голоса, видели бы их стать и красоту! На тот момент было много молодых, недавно окончивших вузы. Мы послушали каждого музыканта оркестра, каждого певца хора, оценили их игру, и я точно решила: остаюсь! Хотела, как Данко у Горького, осветить дорогу другим, зажечь в них огонь и вывести к свету софитов.

С моим приходом у коллектива, конечно, тоже появилась надежда. Анатолий Гусев тогда сказал: «Для этих молодых ребят, которые верят в тебя и надеются, что театр выйдет на новый уровень, ты должна остаться и работать. Не каждой певице Бог дает такой шанс. У тебя все получится».

Я вспомнила себя молодой. И началась большая работа: поиск спонсоров, капитальный ремонт здания театра, разбирались, что у нас есть и чего нет, параллельно шли репетиции. Большое спасибо акиму города Мурату Айтенову за поддержку. Когда я впервые пришла к нему на прием, он спросил о предстоящих постановках. И вдруг внутренний голос выпалил: «Готовим оперу «Домалак Ана». Мурат Дуйсенбекович переспросил: «А что есть такая опера?» — «Нет, — ответила я, — надо написать».

Откуда взялась именно такая задумка премьерной оперы, я могу только догадываться! Я много слышала о святой Домалак Ана, посещала ее мавзолей, с ней связано рождение моей долгожданной и любимой дочери. Я просила ее дать мне возможность испытать радость материнства, и чудо произошло! Наверное, это был знак свыше — я иду в правильном направлении. Дальше началась работа над постановкой оперы. Предстояло изучить историю, написать сюжет, музыку. Жизнь Домалак Ана достойна создания целого произведения. Ее беззаветная любовь к своей семье, к народу, доброта и самоотверженность — прекрасный пример для подражания.

Артисты Шымкентского театра оперы и балета на гастролях в Астане.

Я позвонила молодому талантливому композитору Таскыну Жармухамету, с которым давно знакома. Он просил дать ему год на подготовку, но столько времени у нас не было. Максимум месяц, чтобы написать либретто, музыку и поставить оперу на сцене. Я привела в пример Гаэтано Доницетти «Любовный напиток», который был написан за 12 дней. Для Таскына это стало мотивацией, и он блестяще справился! Неожиданно аким города попросил показать премьеру к празднику 8 Марта. Работа в театре не прекращалась ни днем, ни ночью, коллектив выкладывался на сто процентов. Репетиции в три смены, создавали декорации, шили костюмы — все делали для того, чтобы успеть подготовиться к долгожданной премьере.

Нужен был профессионал, который в короткие сроки поставил бы спектакль. Я попросила помочь российского режиссера Михаила Панджавидзе. Он прилетел из Москвы и буквально за неделю подготовил постановку. Перед премьерой у нас была только одна генеральная репетиция… Вечером мы вышли на сцену. Вышла впервые вместе с коллегами — я играла Домалак Ана.

Тогда и сейчас в театре невероятная атмосфера душевного единства и тепла — такова жизнь актеров, посвященная искусству, творчеству и стоящая огромного труда.

У нас замечательный коллектив! Прекрасные музыканты, балетная труппа, а какие голоса! Как они восхитительно звучат! С моим приходом в театр коллектив поверил в лучшее, в то, что шымкентский театр станет известен на всю страну. Не в последнюю очередь и потому, что у меня есть имя, которое я заработала упорным трудом. Известность среди миллионного населения Китая, любовь зрителей принесли мне неоднократные победы на престижном китайском конкурсе «Золотой дракон». Я первая и единственная солистка парижского «Гранд Опера» из Казахстана и лауреат бронзовой премии на Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. Благодаря умению трудиться и совершенствоваться я сделала карьеру оперной звезды.

Коллектив поверил в меня как профессионала: за короткий срок мы наладили внутреннюю жизнь театра и подготовили блестящую постановку. Коллеги, кое-кто на тот момент уже искал другую работу, остались и соединились в единую творческую силу, способную поднять наш театр на республиканский уровень. Мы активно над этим работаем.

Но есть свои трудности. Наш театр имеет статус городского, все постановки напрямую зависят от финансирования из городского бюджета, но этого не всегда хватает на то, чтобы осуществить задуманное. Мы хотим ставить оперы и балетные постановки мирового уровня, труппа должна выезжать на гастроли, в том числе и за границу.

Нас приглашают на гастроли, причем за счет принимающей стороны, но сейчас труппа не может выезжать, так как репертуар не полностью соответствует требованиям мировых туров, мало всемирно известных постановок, при том, что уровень мастерства артистов очень высокий. Поэтому я ищу выходы, ищу финансовую помощь для того, чтобы воплотить наши задумки в жизнь.

От этого зависит престиж нашего театра и его будущее. Сейчас планируется строительство нового здания театра оперы и балета, артисты и зрители с нетерпением ждут его.

— Спасибо большое за интервью. Благодарим вас и ваш коллектив за ту колоссальную работу, которую вы делаете вместе. Зрители ждут новых постановок!

От себя хочу добавить, что беседа была долгой, но время пролетело быстро. Майра Мухамедкызы относится к тому не часто встречающемуся типу оперных певцов, которым отпущено Богом многое: голос, музыкальность, артистизм, коммуникабельность, работоспособность. Ее по праву можно назвать гордостью нашей страны. И выражение «талантливый человек талантлив во всем» точно про Майру Мухамедкызы.

 

Гульжамал Муканова

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *