«Событие чрезвычайной важности для Туркестана» —

1 Ноя 2023 13:06
Количество просмотров: 428

«Событие чрезвычайной важности для Туркестана» — так в ХIХ веке оценили сдачу в эксплуатацию магистрального канала, который ныне носит название Достык

Межгосударственный магистральный канал Достык (в Узбекистане — Дустлик), будь он лицом одушевленным, мы бы его поздравляли с юбилейной датой — 110-летием!

Но этот труженик, перегнавший много воды по своему руслу, неодушевленный объект. Благодаря ему ожила Голодная степь. Но вспомнить, в каких трудах его прокладывали по безводной Голодной степи, чтобы он десятилетиями кормил и поил нас, стоит.

Вид части Романовского оросительного канала с участниками церемонии его открытия.

В октябре 1913 года несколько газет Российской империи откликнулись на завершение строительства крупнейшего в Туркестанском крае ирригационного сооружения, ставшего триумфом инженерной мысли, построенного за счет государственной казны.

Обращусь к публикации в официальной газете «Туркестанские ведомости», учрежденной еще в 1870 году в бытность генерал- губернатора края Константина Петровича фон Кауфмана, которая, как мне кажется, наиболее точно и конкретно оценила событие, связанное с завершением строительства магистрального канала.

Вот что сообщалось на третьей странице в №211 от 22 октября 1913 года: «Сегодня произошло событие чрезвычайной важности для Туркестана – открытие в Голодной степи нового канала, названного ввиду громадности его значения этого предприятия для России и Туркестане Романовским».

Магистральный канал имел протяженность 113 км, из них, это уже заглянем в будущее, 49 км проходит по территории двух районов нашей области — Мактааральского и Жетысайского.

Новый канал имел пропускную способность свыше пяти кубометров сажен в секунду. Предполагалось, «что водами канала будет орошаться около 60 тыс. десятин безводной в настоящее время солончаковой земли. Новая область будет заселена русскими поселенцами. Около 20 тыс. десятин будет отведено под посевы хлопчатника».

«Романовский канал даст русскому рынку миллион пудов хлопка. Орошение Голодной степи не ограничивается постройкой Романовского канала. В самом недалеком будущем из него будут проведены новые каналы, которые оросят около 160 тыс. десятин пустующих сейчас безводных земель» — эти строки из другой газеты Туркестанского края «Русское слово» (№41 от 20 октября 1913 года).

В 1940 году канал, носящий в то время имя Сергея Мироновича Кирова, расширили, его пропускная способность в «голове» стала 200 кубометров воды в секунду, в казахстанской части — 150 кубов. Канал орошает земли в двух южных районах почти на 140 тыс. га. Нынешняя его протяженность 115 км.

Работы по строительству нового канала начались в 1900 году.

Как свидетельствуют документы областного государственного архива, на оживление мертвых пространств Голодной степи первым обратил внимание Великий князь Николай Константинович, который создал план очень обширных работ. Однако, «имея в своем распоряжении только несовершенные приемы туземной техники, мог закончить только канал «Император Николай I», а канал «Бухар арык» и другие не мог осуществить, так как не способен был воздвигнуть «Царь-плотину».

Потратив на собственную ирригацию 1 009 363 рубля 66 копеек, он продал казне канал «Император Николай I» за 300 тыс. рублей.

Чтобы урегулировать постоянный переток воды в канал «Император Николай I», который орошал до 12 тыс. десятин, в 1895 году отделом земельных улучшений образовали командуправление в Туркестане с несколькими партиями для исследования Голодной степи. Но вопрос исследователи должны были рассматривать шире. В первую очередь речь шла о расширении орошаемых площадей до 50 тыс. десятин, но для этого надо было найти способ, связанный с устройством подпирающей плотины, которая давала бы воду для правого и левого берегов Сыр-Дарьи. В сущности, надо было все начинать сначала.

Император требовал широкого обводнения Голодной степи для развития хлопковой отрасли, чтобы избавиться от хлопковой зависимости от США. 27 января 1912 года газета «Туркестанские ведомости» писала: «За восемь лет — с 1903 по 1910 год — на нужды земельно-мелиоративного дела было отпущено 8 млн. 373 тыс. 514 рублей. В 1911 году было отпущено сразу 4 млн. 738 тыс. 500 рублей». Столь значительные траты казны Российской империи были вынужденными. Ежегодно Россия расходовала на привоз из-за границы хлопка-сырца от 70 до 110 млн. рублей. Надо было увеличивать собственные посевы хлопчатника, но без поливной воды в Голодной степи сделать это было невозможно.

Еще 7 февраля 1900 года, сразу же после отказа Великого князя продолжать ирригационные работы в Голодной степи, последовало Высочайшее повеление «О приведении в исполнение мнения Государственного совета об осуществлении проекта на 45 тыс. десятин в северо-восточной части Голодной степи».

К сожалению, ни одного имени простого люда, на которого была возложена тяжкая работа землекопа, не осталось в архивных документах.

Для нового проекта канала были привлечены опытные инженеры, в числе которых — Г.К. Ризенкампф, С.Ф. Островский, Ф.П. Моргуненков и целая плеяда других замечательных инженеров-ирригаторов, которые занялись разработкой схемы орошения всей Голодной степи, проекта головной части, той самой «Царь-плотины», «протяжки» русла. К сожалению, в 30-е годы многие были репрессированы: НКВД завело «дело водников», в результате некоторые получили высшую меру наказания, а кого-то отправили на большие сроки в ИТЛ. Не избежал репрессий и Г.К. Ризенкампф.

Работы по строительству нового канала начались в 1900 году, имея первоначальный кредит в 2 850 тыс. рублей. Однако шли они ни шатко, ни валко. Строительными работами занимался А. Рудинский, не имеющий еще проекта, по которому шли споры. Потому он прокладывал трассу по наитию, не понимая, где будет головное сооружение. Приехавший на стройку известный российский инженер Жилинский ужаснулся, в каких условиях и как тянули канал. Идея императора, что орошаемые земли дадут возможность переселить в ближайшее будущее русских поселенцев, которых туземное население быстро научит выращивать хлопок, могла не осуществиться.

Насмотревшись, как идет строительство нового канал, Жилинский потребовал прекратить стройку. В газете «Туркестанский курьер» даже появилась статья с красноречивым заголовком «Казенная инициатива в орошении земель», которая касалась перспективы появления на орошаемых землях русских поселенцев.

В 1906 году строительство канала возобновилось. Производителем работ стал С. Островский, а помощником – инженер А. Курсиш, оба выпускники института путей сообщения.

Никто даже приблизительно не знал, каким будет головное сооружение нового канала. Островский был послан в Британскую Индию, где англичане много лет и весьма успешно занимались ирригационными работами. Инженер в Индии чуть не умер от лихорадки, но, подлечившись, вернулся домой, выполнил задание императора. К этому времени был подготовлен проект нового канала под названием «Магистраль», как считали в государственной казне, стоимостью до 4 млн. 900 тыс. рублей, но потом, пересчитав снова, решили, что хватит и 3 млн. 265 тыс. рублей. Замечу, что и эта цифра спустя какое-то время окажется «неправильной». Она существенно вырастет. Построить ирригационную систему в Голодной степи было делом незнакомым, поэтому очень трудным и дорогим.

Место для головного сооружения нового канала было выбрано Н. А. Петровым и С. Ю. Раунером. На то время – чиновниками.

Стоит особо упомянуть Станислава Юльевича Раунера, сына австрийского лесничего, чьи предки были приглашены в Российскую империю для облагораживания ее лесами.

С. Раунер, выпускник Лесного института, в Туркестанском крае заведовал отделом орошения и обводнения земель, а затем был назначен начальником управления земледелия и государственного имущества в Туркестанском крае, к которому принадлежал Петров. С. Раунер вложил немало сил в облагораживание края лесами, в том числе берегов магистрали, разработал систему борьбы с селевыми потоками.

Американцы, почувствовав, что от них уходит лакомый кусок, который имеет угрожающее название Голодная степь, пытались оттяпать сотни десятин. В числе их, несомненно, впереди всех стоит Джон Гейс Гаммонд, который посетил деловых людей в Москве и Туркестане. Его на строительстве Романовского канала сопровождал С. Островский. Гаммонд просил сдать ему в концессию орошаемые земли. Но ему отказали. И только с приходом к власти Временного правительства его попытка почти увенчалась успехом. Но случилась Октябрьская революция.

В областном государственном архиве хранится любопытный документ – ходатайство Гаммонда на имя главного управляющего землеустройства и земледелия А.В. Кривошеина о разрешении проводить изыскания в Голодной степи. Гаммонд пишет: «…выдать мне разрешение провести изыскания в Голодной степи с условием, что в случае неблагоприятного их результата мне будет предоставлено право на устройство своего орошения и эксплуатацию на условиях подлежащего последствия».

Другой американец Фицьюг по поручению американской компании просил разрешения включиться в строительство канала, но и ему было отказано.

Американцы знали, что в Голодной степи «зарыто золото».

История строительства магистрального канала связана с именами многих инженеров, ученых. Но, к сожалению, ни одного имени простого люда, на который была возложена тяжкая работа землекопа, не осталось в архивных документах. А, может, они еще не найдены?

Однако надо отдать должное инженерам, которые впервые и, как показало время, успешно решили задачу обводнения Голодной степи.

К обводнению Голодной степи надо было возвращаться. В 1910 году инженер А. Курсиш завершил переработку проекта орошения. 1 июля 1911 года был утвержден законопроект с предстоящим финансированием.

Были объявлены торги на продолжение работ по строительству нового канала. Вся его стоимость с уже произведенными работами была просчитана в сумме 7 млн. 231 тыс. 590 рублей. Победил на торгах инженер, выпускник Петербургского транспортного института, в биографии которого уже было участие в строительстве Транссибирской магистрали, предприниматель С. Н. Чаев. Сергей Николаевич взял себе в помощники А. В. Буддаси, тоже инженера, замечательного организатора производства. Именно помощник, который выбрал место для возведения бараков на одну тысячу человек для землекопов, здания для медперсонала, занялся доставкой на стройку современной землеройной техники.

На строительстве нового канала были использованы современная на то время техника прокладки канала, которую Буддаси закупил в Лондоне на 400 тыс. рублей. В числе приобретенной техники был экскаватор, который мог заменить труд полутора тысяч землекопов. Когда Чаев работал на строительстве Московской окружной дороги, Буддаси трудился на экскаваторе.

Чаевым был также заказан на Путиловском заводе 70-тонный одночерпаковый экскаватор (ковш назван «паровой лопатой»).

Производительность труда в связи с использованием техники была высокой, как и эксплуатация рабочих.

В 1906 году строительство канала возобновилось.

Как предприниматель, Чаев хотел извлечь для себя дополнительные деньги. В областном государственном архиве хранится копия заявления Чаева о предоставлении ему в аренду земель в Голодной степи.

Начальник управления земледелия был не против просьбы Чаева, тем не менее указав ему, что может предоставить 300 десятин орошаемой земли из канала «Император Николай I» условно, «если окажется возможным избавиться от неисправных арендаторов, но по установленной плате за одну десятину в четыре рубля 40 копеек и до одной тысячи десятин неорошаемых земель по одному рублю за десятину с тем, чтобы инженер Чаев за свои средства оросил эти земли из того же канала».

«Начальник счел правильным доводы Чаева, что таким путем без расхода казны создается контингент рабочего населения, привыкшего к местным условиям, и создаются благоприятные для оседания пришлых здоровых элементов».

Полное взаимопонимание между чиновником и предпринимателем! И никакой коррупции!

Но дело в том, что воспользоваться орошаемой землей Чаеву не пришлось в полной мере.

Несмотря на то, что он обещал построить новый канал к 1 января 1915 года, фактически его построили к 5 октября 1913 года. На открытии своего детища Сергей Николаевич не присутствовал: в это время он пробивал железнодорожный тоннель между Донбассом и Кривым Рогом.

После Октябрьской революции Чаев вполне осознанно примкнул к белому движению. При Деникине он возглавил министерство путей сообщения.

Чаев оказался в числе тех, кто из Севастополя на последних кораблях покидал свою Родину, для которой много сделал. Сначала на его пути был турецкий Константинополь, а затем — Париж, где он нашел себя как инженер, запатентовал строительный материал под названием «соломит».

Скончался Сергей Николаевич Чаев в оккупированном фашистами Париже в 1944-м на 81 году жизни.

Но из истории межгосударственного магистрального канала Достык, из которого берут воду крестьяне не только Казахстана, но и Узбекистана, не выбросишь имя Сергея Николаевича Чаева, как и многих других инженеров-ирригаторов. И безымянных землекопов.

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу областного государственного архива

 

 

Людмила Ковалева

фото из открытых интернет-источников

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *