Солнечные дети пришли в этот мир, чтобы нести добро

15 мая 2023 12:21
Количество просмотров: 1778

На областном фестивале детского творчества «Жулдызай», который недавно прошел в Шымкенте, воспитанники младшей группы вспомогательной школы-интерната с танцем «Мухоморы» заняли второе место, а турецкий танец заслуженно принес второе место детям старшей группы этого интерната. С каким упоением танцевали дети, глаза лучились от радости, эмоции били через край!

Сколько жизненной силы, энергии было в каждом движении! Родители затаив дыхание смотрели на сцену и были в восторге от происходящего. Их дети получили возможность проявить себя и стать лучшими из лучших в городе.

Никто и не вспомнил, что учатся они в специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с ментальными особенностями.

А какой труд в эти победы вложен руководителем ансамбля З. Асылбековой — человеком с огромным сердцем, согревающей любовью каждого ребенка, ведущего их от первого танцевального па до выступления на фестивале!

З. Асылбекова с танцевальной группой.

Огромная благодарность корпоративному фонду «BI-Жулдызай», который создан в 2004 году по инициативе строительного холдинга «BI Group». Фонд ежегодно проводит фестиваль для всех коррекционных учреждений города Шымкента. Мероприятие дает детям с ограниченными возможностями шанс проявить себя и показать свой талант на большой сцене.

Одна из таких коррекционных школ — КГУ «Вспомогательная школа-интернат управления образования г. Шымкента» — была открыта 17 июня 1977 года. Основные задачи учебного заведения — коррекция и компенсация дефекта, социальная и правовая адаптация, полноценная жизнь и работа в обществе детей с ментальными особенностями.

До 2018 года воспитанники школы постоянно жили в интернате. Сейчас — только те, кто приехал из отдаленных районов. Городские же, как в общеобразовательных школах, приходят и уходят домой после занятий.

Дети получают полноценное образование, школа-интернат оснащена современными учебными кабинетами, библиотекой, производственными мастерскими, столовой и медицинским кабинетом. Есть физкультурный и актовый залы, логопедический кабинет, сенсорный кабинет для стимуляции систем восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой.

43 учителя-дефектолога ведут общеобразовательные предметы по методике В. Воронковой (Россия) и карте Д. Стотта (Швейцария). По методике В. Воронковой условно выделяются 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности. С помощью карты Д. Стотта контролируются особенности развития детей, заполняется дневник наблюдения (наблюдение за поведением) на каждого ученика для изучения эмоциональной и поведенческой сфер. Кроме того, в школе работают специалисты по трудовому обучению, физическому воспитанию, логопеды и 36 воспитателей.

Среди учителей — дефектолог с многолетним стажем Ф. Ботабаева и Д. Мынкожаева, преподающая социально-бытовую ориентацию. Она обучает детей, как сервировать стол для гостей, как приготовить салат, испечь пирог. Все это пригодится детям с интеллектуальными нарушениями в жизни.

Директор А. Дуйсенбиев работает здесь уже 25 лет. За эти годы Абзал Жолдасбекович повысил статус школы, организовал обучение и всестороннее развитие детей, а также разнообразил их школьный досуг. С 2005 года школа-интернат тесно сотрудничает с Республиканским общественным объединением Special Olympics Kazakhstan (спортивные игры для детей с интеллектуальными нарушениями), созданным в Казахстане в 1990 году. За 33 года в спортивные программы Special Olympics успешно вовлечено более 20 000 детей и подростков с ментальными нарушениями.

В 2006 году Абзал Жолдасбекович впервые повез детей на Всемирные специальные летние игры в Китай, где воспитанники школы-интерната в легкой атлетике завоевали золотую, серебряную и четыре бронзовые медали! Тогда директора школы поразило отношение к детям с особенностями развития в тех странах, где они побывали. Там все организационные моменты продуманы на государственном уровне.

Воспитанники интерната с директором школы А. Дуйсенбиевым на Всемирных летних специальных играх в США.

В 2008 году команда воспитанниц школы ездила на Всемирные летние специальные игры в Италию, где девочки заняли третье место. Всем участникам выдавались специальные бейджи, которые предоставляли бесплатный проезд в метро, по ним в магазинах давали 15-20-процентные скидки. В рамках этих игр работало несколько программ: «Красивые глаза», «Здоровый атлет», «Стройная осанка». Дети в свободное от соревнований время могли проверить зрение у окулистов, уточнить диагноз. Остеопаты устраняли напряжение в теле, корректировали опорно-двигательный аппарат.

В 2009 году воспитанники школы-интерната побывали на Всемирных зимних специальных играх в штате Айдахо, США. Страна готовилась к встрече участников соревнований заранее. Вся Америка вязала бело-голубые шарфы для спортсменов из 160 стран. Они стали символом этих игр. Тогда шымкентцы завоевали две серебряные и две бронзовые медали в лыжных видах спорта (готовились наши дети на турбазе «Южная»). Полет на самолете, проживание в 5-звездочных отелях, посещение известных мировых достопримечательностей — все это полностью меняет мировоззрение детей, оттуда приезжает совсем другой ребенок!

Во время Всемирных летних специальных игр участников делят на дивизионные категории по их возможностям. И в каждом дивизионе 1, 2 и 3 места. В одном дивизионе может быть около 10-20 чемпионов. Каждому ребенку вручают ленточку участника, никто не остается обделенным вниманием.

В 2011 году на Всемирных летних специальных играх в Греции воспитанники Шымкентской школы-интерната взяли золотую, шесть серебряных и бронзовую медали по легкой атлетике.

В 2014 году на Летних Европейских специальных играх в Бельгии (г. Антверпен) баскетболистки заняли третье место. А в 2015 году на Всемирных летних специальных играх в Лос-Анджелесе (США) команда мальчиков по волейболу заняла третье место.

Педагог-исследователь Д. Балтаева на уроке трудовой подготовки учащихся.

Прошлой осенью в Шымкенте прошел республиканский турнир по боулингу, где ребята школы-интерната завоевали первое место. По линии государства такие спортивные мероприятия не финансируются. Школе приходится обращаться к спонсорам и меценатам. Директор школы обратился к руководству боулинг-клуба «Galaxy», и им бесплатно предоставили помещение для подготовки и для проведения республиканского турнира.

Учитель-дефектолог М. Байдуанова на занятиях в сенсорном кабинете.

По итогам турнира воспитанники школы-интерната готовятся к участию во Всемирных летних специальных играх в Германии в составе сборной Казахстана по боулингу, которые пройдут с 17 по 26 июня. Игры будут проводиться по программе «Юнифайд спорт». Это особые соревнования, где в одной команде выступают обычные дети-спортсмены и дети с особенностями развития, что помогает последним раскрывать физические способности и чувствовать себя наравне с другими спортсменами.

Разница между детьми должна составлять примерно пять лет. Например, двое детей из школы-интерната, которым по 15 лет, и двое студентов-партнеров из спортивной школы. В играх в Германии из Казахстана примут участие 75 человек. Всего участвуют представители около 160 стран. Наше государство пока не может взять на себя финансирование таких игр, поэтому на приобретение билетов в Германию и обратно, проживание и питание в Алматы школе приходится искать спонсоров. А питание, проживание в стране участия приглашающая сторона берет полностью на себя.

Благодаря профессиональному мастерству, преданности своему делу коллектив школы во главе с директором А. Дуйсенбиевым сумел дать детям то, о чем мечтают многие здоровые дети. Хочется пожелать дальнейших творческих успехов, терпения, упорства в достижении намеченных целей. И, конечно же, чтобы государство финансово поддерживало.

 

Зарина Калжанова
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *