Современное образование: крах или подъем?

14 Фев 2020 14:31
Количество просмотров: 2312

Сегодня казахстанское образование не обсуждает лишь ленивый. Размышлениями на эту тему пестрят ленты социальных сетей, об этом рассуждают родители и учителя.

Периодически образование жестко критикуют народные избранники.

Много шума наделало резонансное интервью учителя истории А. Ахетовой из Кокшетау, опубликованное в «ютубе». В нем педагог критически высказалась об обновленной учебной программе. Наблюдая за реформами в образовании (причем у каждого нового министра очередная реформа накладывается на не доведенную до ума реформу его предшественника), складывается мнение, что прав был Бернард Шоу, сказавший: «Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу».

На прошедшем 29 января пленарном заседании Мажилиса Парламента РК мажилисмен А. Конуров озвучил свой запрос, касающийся ухудшения рейтинга образования в Казахстане, Премьер-министру А. Мамину.

— Вместо развития человеческого капитала идет обратный процесс. Грамотность падает. И на селе, и на производстве уже сейчас самая острая проблема — падение уровня подготовки молодых специалистов. Говорить о вкладе человеческого капитала в устойчивость экономики также не приходится, — с горечью обратился к главе Правительства депутат от КНПК.

— Сейчас, по итогам последнего рейтинга, мы имеем серьезное ухудшение результатов. Казахстан по математике на 54 месте, по естествознанию и читательской грамотности на 69 месте из 78 стран, — было заявлено в запросе.

Депутат почти не ошибся, говоря об ухудшении образования. По данным PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) 2018 года, Казахстан набрал 423 балла (53 место) по математике, 387 баллов — по читательской грамотности (69) и 397 баллов (68) — по естествознанию. Однако стоит отметить, что в долгосрочном периоде снижение произошло только по чтению и естествознанию. В математике, наоборот, отмечен рост.

А. Конуров сообщил также, что Казахстан в аутсайдерах по уровню информационной и компьютерной грамотности школьников. И это правда. По сравнению со странами, зарегистрированными к исследованию ICILS (International Computer and Information Literacy Study), которое проводится каждые пять лет, Казахстан действительно в аутсайдерах среди 14 стран и находится на последнем месте.
— В глобальном индексе инноваций Казахстан в 2019 году занял 79 место, потеряв пять позиций по сравнению с 2018 годом, — продолжил в своем обращении народный избранник.

Депутатская фракция коммунистов считает, что нужно признать невыполнение целей двух предыдущих программ развития образования и приступить к выработке антикризисных мер, способных остановить падение уровня грамотности и общее ухудшение качества образования.
При всем при этом сам генератор реформаторских идей — Министерство образования и науки РК — периодически сотрясают скандалы. И возникают вопросы к реформаторам, которые, к сожалению, не находят ответов, либо эти ответы настолько расплывчаты, что понять, о чем речь, не представляется возможным.

Одним из показательных примеров этому стала презентация проекта Закона «О статусе педагога» в Мажилисе Парламента РК, во время которой министр образования и науки сообщил, что на реализацию Закона дополнительно потребуется один триллион 202 миллиарда тенге. Причем 214 миллиардов – уже в 2020 году. Странно. На тот момент Закон еще не был принят, какие его статьи потребуют большего финансирования, какие меньшего, никто сказать не мог. Но эти суммы уже были заложены. Изгаляться по этому поводу можно как угодно. Но телегу не ставят впереди лошади и не лезут поперек батьки в пекло.

О новом Законе «О статусе педагога» в частности и о проблемах в современном образовании в общем мы поговорили с одним из авторитетнейших педагогов, учителем от Бога М. Диканем.

Михаил Евгеньевич Дикань – учитель истории и географии гимназии «Арман» города Шымкента.

Путешественник, автор учебников по истории Казахстана, отличник образования РК, заслуженный инструктор туризма РК.

— Михаил Евгеньевич, в первые дни нового года вступил в силу Закон «О статусе педагога». Что должно измениться в связи с принятием этого Закона?

— Мне кажется, мало что изменится. В Законе сказано о повышении заработной платы учителям. Но, как я думаю, процесс этот будет долгим, и пока непонятно, каким образом будут производить это повышение. Хочу сказать о том, что меня поразило в Законе. В нем сказано, что учитель должен быть порядочным, честным, справедливым. Извините, а как иначе? Все эти качества должны присутствовать в человеке, избравшем профессию педагога, без каких-либо законов. И получается, что теперь учителей еще будут проверять на честность, порядочность, справедливость. Ну не бред ли? Еще бы указали, каким должен быть рост, вес учителя.

Учителя ждали, что в Законе будет введена норма о выслуге лет. Но этого не произошло. В этом году я достиг пенсионного возраста, и честно хочу сказать, почему я дорабатываю этот учебный год и хочу отдохнуть от школы. Каждый вечер перед сном я анализирую, что произошло в школе и что я буду делать завтра. Думаю о каждом своем ученике: «Этот поступил так, а этот вот так. Эта девочка поступила хорошо, а ее одноклассница не очень». И во всех неудачах или проступках своих учеников виню только себя. А такие думы однозначно подрывают здоровье педагога. И это одна из причин, почему должна учитываться выслуга лет. В СССР преподаватель мог выйти на пенсию по выслуге лет. Почему у нас это невозможно? Работая в школе, учитель постоянно находится в напряжении, его сопровождают стрессы. Человек за годы «выгорает» духовно и профессионально. Сами подумайте, какой результат будет от такого «выгоревшего» учителя? А выслугу не вводят, скорее всего, из-за еще одной проблемы — кадрового голода. Особенно он ощущается в сельской местности.

Говорится в Законе и о званиях. Звание «Заслуженный учитель» в СССР ввели в 1940 году. Тогда и зарплату награжденным повысили на 30 рублей по итогам года. И пенсия у «заслуженных» повышенная была. В 70-ых годах до 110 рублей доходила. Для сравнения: у инженеров тогда зарплата 120–130 рублей была. В 1977-ом учредили звание «Народный учитель», не забыв про бонусы. Станут ли наши звания, не подкрепленные льготами, мотивацией для учителя?

К тому же становится стыдно, что уважение к учителю государство пытается навязать через Закон, грозя большими штрафами. Уважение должно быть воспитано. И исходить в первую очередь от родителей, из семьи.

Достаточно емко на вопрос об оскорблениях, о навязывании педагогу не-свойственных ему функций и т. д. ответил коллега, директор образовательного центра «TMpressio», эксперт ЮНЕСКО В. Шахрулари: «Вы можете представить себе учителя школы, который настучит на своего директора? А если и так, то в какую контору ему стучать? В местное управление образования? Подавать в суд? И как быть с моральной стороной этого вопроса?»

Допустим, учитель пожаловался на директора школы. Где гарантия, что тот ему не отомстит, используя служебное положение? В наших реалиях нет такой гарантии. Только суд может защитить права учителя в таком конфликте. Но если дело дойдет до суда, то педагог будет выключен из учебного процесса. Ему же придется присутствовать на судебных заседаниях. Конечно, с одной стороны, защита преподавателя – очень правильный шаг. Я двумя руками за. С другой – абсурд. Потому что эта норма может породить новые конфликты, новые двойные стандарты.

На моей памяти в школах Сайрамского района в коридорах были обозначены дорожки. И по этим дорожкам ходили только учителя. А ученики ходили вдоль стенок, не наступая на эти дорожки. Таким образом воспитывалось отношение к учителю. Кому-то это покажется диктатурой и тоталитаризмом, и они начнут говорить о демократии. Но надо отделять котлеты от мух.

— Тоже помню, как на переменах, когда по коридору шел учитель, все расступались. Что произошло? Почему пришла необходимость защитить учителя Законом?

— Мне кажется, что этот надлом произошел на государственном уровне. Мы бездумно оглядываемся на Запад. Да, в экономическом отношении мы отстаем. Но у нас совершенно другое сознание. Кто-то скажет, что ущемления пошли от самодержавия и т. д. Но раньше демократией для нас было равноправие людей. Сейчас же мы воспринимаем демократию как вседозволенность. Что хочу, то и делаю. Внутренние стержни, которые опирались на нравственность, на добро, у нас исчезают.

— В последнее время высказываются предложения повысить проходной балл в педагогические вузы. Каковы причины отставания школы в общей системе нынешнего образования?

— Издавна была такая шутка: «ума нет, иди в пед». И если уж в каждой шутке есть доля правды, то эта правда проявилась в 90-ых годах, когда на педагогические специальности поступали не те, кто шел в учителя по зову сердца, а те, кто не смог поступить на более престижные специальности. В результате мы оказались заложниками кадрового голода. Не секрет же, что на педагогические специальности девушки и юноши подчас идут только для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. Они заранее знают, что не будут работать в школе. Им этого не надо. Потому что, когда они учились в школе, престиж учительской профессии уже скатился ниже плинтуса. Расскажу о ситуации, свидетелем которой я стал. Учительница разговаривает с двумя учениками, один из которых сидит в кресле, а второй лежит на диване. А она стоит перед ними. Вот вам и уважение.

— Долгое время Вы проработали в частной гимназии. Что изменилось у нас с приходом частного образования?

— В Финляндии, на которую мы так любим ссылаться, практически нет частных школ. Моя точка зрения: частные школы возможны. В первую очередь они удобны для родителей. Ученик в таких школах находится в течение дня и под контролем учителей. Огромный плюс и в том, что в частных школах в классах небольшое количество детей, что дает возможность работать с каждым учеником. Ненормально, когда в классе сидит по 40 человек, особенно это касается начальной школы.

— А как деньги влияют на образование? Не провоцируют ли они манипулирование учителем?

— Некоторые считают, что если частная школа, то за деньги можно решить все. Абсолютно нет. Мы так же ставим двойки, так же наказываем за плохое поведение. Самые нерадивые ученики так же могут быть отчислены. Но хочу повторить известную истину: нет плохих учеников, есть плохие учителя. Если учитель — профессионал, то неважно, какая школа.

— К чему привели многочисленные реформы в образовании?

— Будете смеяться, но я не вижу никаких реформ. Учебников нормальных я не вижу. В большинстве своем тот материал, который дается в этих учебниках, детям абсолютно не нужен. Но я точно знаю, что по этим учебникам наши дети не будут знать, где у нас Африка, а где Америка. В 1999 году я прочитал в журнале, что американских студентов попросили сделать работу на ментальных картах. Ментальная карта — это чистый лист бумаги, на который они должны нанести контуры материков, границы государств и подписать их. Результат: большинство нарисовали четыре материка. С Соединенными Штатами у них граничила Франция. В среднем американские студенты отметили на ментальных картах шесть-восемь стран. Я попросил проделать ту же работу своих одиннадцатиклассников. Они нарисовали все шесть материков и обозначили контуры границ в среднем 80-90 стран. Но с нашими программами мы скоро придем к тем результатам, которые показали американские студенты. А СОРы и СОЧи — это ерунда. Особенно для гуманитарных предметов, где нужно думать и говорить. К тому же это дополнительная нагрузка на учителя.

— То есть никакие СОРы и СОЧи не научат ребенка думать критически, выявлять причинно-следственные связи?

— Совершенно верно. У нас сейчас ребенок достаточно много времени проводит с гаджетами. Цифровизация нам необходима, но не до такой степени. Никто не отменял общее развитие человека. У нас есть предмет «информатика». Пожалуйста, совершенствуйте методику, увеличивайте количество часов. Но не за счет предметов гуманитарного цикла.

Приведу еще один пример. Недавно попросил одного ученика рассказать о птицах или о рыбалке. «Ой, да это легко!» — такая была реакция. Но после трех-четырех предложений он просто замолчал. Наши дети не могут выстроить полноценный рассказ. Сумбур — да. Но не повествование по законам жанра. А сейчас нам предлагают перейти на стобалльную систему оценки? Зачем городить такие сложности? Чем наших чиновников от образования не устраивала традиционная пятибалльная система оценки? Вывод один: либо от чрезмерного ума, либо из-за его отсутствия. Нужное выберите сами.

— Что произошло после того, как школа сняла с себя воспитательные функции?

— Официально снять сняли, а фактически нет. С классных руководителей по-прежнему требуют и планы воспитательной работы, и проведение внеклассных мероприятий. Да и нельзя полностью лишить школу воспитательных элементов. Учитель должен воспитывать. Раньше, в дореволюционных школах, учитель заходил в класс только учить. А у стеночки сидела воспитательница, которая следила за дисциплиной. Классные руководители раньше и в гости к ученикам ходили, и на субботники с детьми выходили. И, по моему мнению, это было оправдано. Дети видели не только, как люди работают, но и то, что взрослые работают вместе с ними. Сейчас же, кроме учеников, приходится воспитывать еще и родителей. Невероятно, но факт: именно в семье детей очень хорошо настраивают на то, что у них есть в школе права, а вот об обязанностях почему-то родители умалчивают. В том числе и о родительских обязанностях.

— Начиная с 1991 года мы во всем пытаемся искать свой особый путь развития. Однако сегодня, благодаря реформам, наша система образования представляет собой разношерстную, неоднородную мозаику из элементов образовательных систем чуть ли не всего мира. Причем многие методики не стыкуются друг с другом. Что нам необходимо перенять и адаптировать из того, что было у нас в прошлом и той же англо-саксонской системы?

— Если говорить о западной системе, то нам надо развивать профильное образование. Не только школы, но и классы. Есть же хорошие результаты по созданию гуманитарных классов, физико-математических, химико-биологических. К тому же большая ответственность должна лежать на родителях. Очень много примеров тому, когда папы и мамы отдают своего ребенка в физико-математическую школу, а он у них гуманитарий. И наоборот. А все потому, что школа престижная. Родители с гордостью говорят всем, в какой школе учится их ребенок и каких трудов им стоило устроить его туда. А дитя мучается.

— Что нужно сделать, чтобы в школы пришли профессионалы?

— Во-первых, сами будущие учителя должны сознательно поступать в педагогические институты и университеты с четкой целью работать по окончании вуза в школе. Надо менять саму систему высшего образования. Заинтересовать учителя материально. Сегодня базовый оклад составляет 70 тысяч тенге. Если добавить к ним обещанные 25 процентов – не очень густо получается. К тому же должна быть четкая и ясная дифференциация. Есть вчерашние выпускники вузов, а есть учителя с 25-летним стажем.

Надо реально избавить учителя от внедолжностных обязанностей. Об этом говорили задолго и до принятия Закона. Но на деле учителю не дают учить. Нужно обратить особое внимание на бытовые условия молодых специалистов. Мне, например, ни в советское время, ни сейчас государство так и не предоставило жилплощадь. Хотя на закате СССР со стороны профсоюза были какие-то потуги в этом отношении. И надо всегда и всем помнить, что учитель — это творец. Ему надо предоставить все условия для творчества, если уж он выбрал для себя этот нелегкий труд.

— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто собирается поступать в педагогические вузы?

— Когда я учился в Чимкентском пединституте, у нас с первого курса была практика. Нас учили работать с учениками разных возрастов. Как в учебном плане, так и в воспитательном. И каждый студент уже на первом году обучения понимал, сможет он работать в школе или нет. Для примера возьмем профессию слесаря. Для кого-то его работа — это обработка металлических болванок, а есть слесари, для которых эти болванки — живые души. К сожалению, с каждым годом все больше и больше молодых учителей считают, что ученики — это просто железные болванки, похожие друг на друга. Поэтому, уважаемые коллеги и будущие учителя, помните, в ваших руках находится живая душа, которая как пластилин. Что слепите, то и получите.

В нашем Telegram-канале  важные и интересные новости. Подписывайтесь!

Владимир Привалов

фото Андрея Донца

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Современное образование: крах или подъем?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *