Недавние публикации, первой из которых была в «ЮК» — «Памятники оказались под угрозой», о тревожном состоянии памятников древнего Отрара в Туркестанской области вызвали широкий общественный резонанс, который, к счастью, привел к долгожданным и позитивным результатам.
Подписан договор на проведение аварийных археологических исследований на тех самых объектах, которые оказались под угрозой. Это не просто формальность, а реальный шаг к спасению бесценного исторического наследия Казахстана.

Напомним, что нанесен ущерб бесценным археологическим памятникам отрарского района. Эта информация, став достоянием общественности, вызвала волну обеспокоенности. Обычно такие вопросы остаются лишь на уровне обсуждений. Но этот трансформировался в мощную поддержку. Благодаря неравнодушию гражданских активистов, депутатов Парламента и представителей средств массовой информации проблема получила должное внимание и была услышана на самом высоком уровне.
Подписанный договор открывает двери для проведения масштабных и научно обоснованных работ. В их рамках будут выполнены ключевые этапы исследований. Специалисты проведут тщательное изучение каждого поврежденного памятника, фиксируя его текущее состояние, архитектурные особенности и выявленные деформации.
Поврежденные участки будут исследованы с использованием передовых археологических методик. Это позволит обнаружить новые артефакты, которые могут пролить свет на прошлое.

Стратиграфия памятников будет детально описана, а сами объекты будут задокументированы с использованием самых современных технологий. Геодезия, фотограмметрия, цифровая фотосъемка и 3D-моделирование обеспечат максимально точное представление о состоянии памятников.
Важнейшим этапом станет обеспечение полевой консервации обнаруженных артефактов, а также их первичная обработка непосредственно на месте раскопок. Это позволит сохранить их целостность и предотвратить дальнейшее разрушение.
Все этапы работ будут тщательно документированы: от полевых дневников и планов до разрезов, фотографий и каталогизации всех найденных артефактов. По итогам исследований будет подготовлен исчерпывающий научный отчет. Он будет включать аналитические разделы, посвященные истории и состоянию памятников, а также конкретные рекомендации по их дальнейшему сохранению и реставрации. Результаты этих исследований будут иметь колоссальное значение. Памятники Отрара будут изучены в полном объеме, а полученная информация станет бесценным дополнением к нашему пониманию истории и культуры Казахстана. Это позволит не только сохранить прошлое для будущих поколений, но и глубже понять корни нашей национальной идентичности.
«Хочется выразить искреннюю благодарность всем, кто сыграл ключевую роль в достижении этого результата. В том числе редакции «ЮК», которая первая откликнулась на проблему. Особая признательность Министерству культуры и информации за оперативное реагирование и поддержку. Огромное спасибо всем гражданским активистам, чья настойчивость и неравнодушие стали катализатором перемен. Благодарность депутатам Парламента за их внимание к проблеме и содействие в ее решении. И, конечно же, представителям СМИ, чьи публикации привлекли внимание общественности и помогли донести важность этой проблемы до широких кругов», — написал археолог С. Акылбек, первый заявивший о проблеме.

Подписание договора на проведение аварийных археологических исследований — это не конец пути, а начало нового ответственного этапа в деле сохранения нашего уникального исторического наследия. Вместе мы смогли превратить тревогу в реальные действия, и это дает надежду на то, что древний Отрар будет надежно защищен для будущих поколений.

Теперь, когда начался этап активных исследований, важно не останавливаться на достигнутом. Полученные в ходе работ данные должны стать основой для разработки долгосрочной стратегии по сохранению и реставрации памятников Отрара. Это потребует дальнейшего финансирования, привлечения высококвалифицированных специалистов и, что немаловажно, постоянного общественного контроля.
Мы надеемся, что этот прецедент станет стимулом для более пристального внимания к состоянию других исторических объектов по всей стране. Проблема сохранения культурного наследия — это общая ответственность, и только совместными усилиями мы сможем сберечь наше прошлое для будущего.
Древний город Отрар — это не просто руины, это живая история, свидетельствующая о величии и богатстве казахской земли. Это место, где переплетаются судьбы народов, где рождались и умирали империи, где формировалась наша уникальная культура. Повреждение этих памятников было бы невосполнимой утратой не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества.
Гражданская активность, поддержка со стороны государства и внимание СМИ могут творить чудеса. Это победа здравого смысла и заботы о нашем общем достоянии. Благодаря совместным усилиям бесценное наследие Отрара будет изучено, сохранено и передано будущим поколениям во всей своей красе и величии.
Публикации на такие темы направлены на привлечение внимания к проблеме сохранения историко-культурного наследия Казахстана. Мы продолжим следить за ходом археологических исследований и информировать общественность о ходе работ и их результатах.

* * *
Ответить одновременно на вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» невозможно, потому что они требуют разного настроя и взгляда на мир.
Вопрос «Кто виноват?» уводит в прошлое и позволяет углу-биться в исследование вопроса, изучение документов, судебной практики, нормативных актов и т. д.
Вопрос «Что делать?» обращен в будущее и позволяет найти выход из сложившейся ситуации, не углубляясь в поиски виновного.
Если на вопрос «Что делать?» ответ получен, то ответ на второй вопрос пока остается открытым.
«Кто понесет ответственность за разрушенные памятники?» — спрашивает доктор исторических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Казахстан Ж. Таймагамбетов.
И ответ достаточно сложен. Без сомнения, можно привлечь к ответственности руководителей местной исполнительной власти. Как акимов, так и руководителей профильных управлений и отделов. Но это будет лишь борьба со следствием, а не с причиной. А о причине такого отношения к памятникам археологии, истории, культуры и архитектуры «ЮК» писал не раз. И это — Закон.
Почему в Казахстане не работает закон об охране памятников?
Туркестанская область — регион с богатейшей историей и уникальным культурным наследием, обладает внушительным списком объектов, признанных памятниками истории и культуры. Однако, несмотря на наличие Закона «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», реальность зачастую далека от идеала. Многие памятники находятся в плачевном состоянии, подвергаются разрушению или вовсе исчезают с лица земли. Почему же закон, призванный защищать наше прошлое, оказывается неэффективным?
Сам документ, принятый в 2000 году, уже требует актуализации. Некоторые его положения сформулированы слишком размыто, что затрудняет их точное применение. Существуют пробелы в регулировании, касающиеся, например, частной собственности на памятники, ответственности за их содержание и реставрацию. Отсутствуют четкие механизмы контроля и ответственности. Даже при наличии нарушений привлечь виновных к реальной ответственности бывает сложно. Санкции зачастую не соответствуют масштабу ущерба, а процедуры их применения могут быть затянуты и бюрократизированы.
Охрана памятников — задача, требующая слаженной работы множества государственных органов: Министерства культуры, акиматов, органов архитектуры, земельного контроля и других. Однако на практике координация между ними часто отсутствует, что приводит к перекладыванию ответственности и бездействию.
К сожалению, нельзя исключать и коррупционную составляющую. Недобросовестные чиновники могут закрывать глаза на нарушения в обмен на личную выгоду, что ставит под угрозу сохранность объектов.
Реставрация и поддержание памятников в надлежащем состоянии требуют значительных финансовых вложений. Однако бюджетных средств, выделяемых на эти цели, зачастую недостаточно. Это приводит к тому, что даже запланированные работы не выполняются в полном объеме или откладываются на неопределенный срок.
Закон предусматривает возможность привлечения частных средств для охраны памятников, но на практике этот механизм работает слабо. Инвесторы не видят реальной выгоды или сталкиваются с бюрократическими препонами.
Даже выделенные средства не всегда расходуются рационально. Тендерные процедуры могут быть непрозрачными, а выбор подрядчиков не всегда обоснованным, что приводит к низкому качеству работ и перерасходу средств.
В обществе зачастую отсутствует глубокое понимание ценности историко-культурного наследия. Многие люди не осознают, что памятники — это не просто старые здания или руины, а часть нашей идентичности и истории, которую мы обязаны сохранить для будущих поколений.
Государственные органы и общественные организации не всегда проводят достаточную работу по популяризации истории и культуры, информированию о значимости памятников и привлечению граждан к их охране.
Граждане не всегда знают, куда обращаться в случае обнаружения фактов разрушения или ненадлежащего содержания памятников, и не всегда уверены, что их обращения будут услышаны и приведут к результату. Хотя ситуация с памятниками археологии в Отрарском районе показала, что результат может быть достигнут. Однако пока это единичный случай.
Многие памятники находятся на частных территориях или в зонах активного строительства. Интересы собственников, стремящихся к максимальной выгоде от своих владений, зачастую вступают в противоречие с необходимостью сохранения памятников.
В случае, когда памятник находится на частной земле, не всегда ясно, кто несет основную ответственность за его сохранность — собственник или государство. В погоне за прибылью или из-за незнания частные лица и компании могут осуществлять незаконное строительство на территориях, прилегающих к памятникам, или даже разрушать их, не неся при этом должного наказания. Это может происходить как из-за прямого умысла, так и из-за халатности и отсутствия должного контроля со стороны уполномоченных органов.
Если памятник находится в частной собственности, а владелец не выполняет свои обязательства по его сохранению, государству бывает сложно выкупить или изъять объект для проведения реставрационных работ. Процедуры могут быть длительными и дорогостоящими, могут сталкиваться с юридическими препятствиями.
В некоторых случаях градостроительные планы и правила землепользования не учитывают наличие памятников истории и культуры, что приводит к их застройке или разрушению в процессе развития городской инфраструктуры. Так и произошло в Отрарском районе.
Реставрация и сохранение памятников требуют высококвалифицированных специалистов — реставраторов, археологов, историков, искусствоведов. В Казахстане ощущается нехватка таких кадров, а существующие специалисты зачастую перегружены работой.
Для эффективной охраны памятников необходимы постоянные научные исследования, изучение их состояния, разработка методик реставрации. Однако финансирование научных проектов в этой сфере ограничено, что замедляет процесс накопления знаний и внедрения передовых технологий.
Не все объекты, имеющие историческую ценность, должным образом инвентаризированы и паспортизированы. Это затрудняет их учет, контроль за состоянием и планирование мер по их охране. Некоторые памятники, особенно расположенные в природных зонах, подвержены разрушению под воздействием климатических изменений, эрозии, сейсмической активности и других факторов. Меры по их защите зачастую недостаточны. К тому же основным строительным материалом в нашей области была пахса, которая под ветром, дождем и снегом просто размывается.
Решение проблемы неэффективности закона об охране памятников в Казахстане требует комплексного подхода и скоординированных усилий со стороны государства, общества и частного сектора.
Среди ключевых мер можно выделить следующие.
Во-первых, необходима актуализация законодательства. Нужно внести изменения и дополнения в Закон «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», устранив пробелы, уточнив формулировки и ужесточив ответственность за нарушения.
Важно обеспечить неотвратимость наказания за разрушение или ненадлежащее содержание памятников, а также повысить эффективность работы контролирующих органов.
Необходимо выделять достаточные бюджетные средства на реставрацию, консервацию и поддержание памятников в надлежащем состоянии, а также разрабатывать эффективные механизмы привлечения частных инвестиций.
Следует активно проводить просветительскую работу, популяризировать историю и культуру, формировать у граждан бережное отношение к наследию.
Необходимо поддерживать научные исследования, готовить квалифицированных специалистов и внедрять современные технологии в области охраны и реставрации.
Важно наладить эффективное взаимодействие между всеми государственными органами, ответственными за охрану памятников.
В своем Послании Глава государства К. Токаев важную роль в современном развитии страны обозначил внедрением современных технологий. Цифровые реестры памятников, системы дистанционного мониторинга (с использованием дронов и спутниковых снимков) позволят более эффективно отслеживать состояние объектов, выявлять угрозы и оперативно реагировать на них.
Создание благоприятных условий для привлечения частных инвесторов в сферу охраны и реставрации памятников, предоставление им налоговых льгот и других стимулов может стать важным фактором в решении финансовых проблем.
Активное привлечение местных жителей к процессу охраны памятников, создание общественных советов, волонтерских движений может повысить уровень ответственности и заботы о наследии на местах.
Обмен опытом с другими странами, участие в международных программах и проектах по сохранению культурного наследия может способствовать внедрению лучших практик и привлечению дополнительных ресурсов.
Включение вопросов охраны культурного наследия в школьные и университетские программы, проведение тематических лекций, экскурсий и мастер-классов будет способствовать формированию у молодого поколения осознанного отношения к истории и культуре.
Неэффективность закона — это комплексная проблема, обусловленная целым рядом взаимосвязанных факторов. Для того чтобы закон действительно заработал и стал действенным инструментом сохранения нашего бесценного историко-культурного наследия, необходимы системные изменения на законодательном, исполнительном и общественном уровнях. Только совместными усилиями мы сможем сохранить уникальное прошлое Казахстана для будущих поколений.
В.Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!