Такие они внезапные и противоречивые

14 Фев 2020 10:37
Количество просмотров: 3056

Казахстанская полиция приступила к временной регистрации автомобилей, завезенных из Армении и Кыргызстана

Их владельцам выдаются желтые, как иностранцам, отечественные госномера серии 18. Пока бума в ЦОНах, переведенных ради этого на семидневный режим работы, не наблюдается. На жест доброй воли Президента страны
К. Токаева — возможность за год полностью легализовать свои автомобили — откликнулись немногие.

Узок их круг

На 1 января 2020 года в РК зарегистрировано 3,5 миллиона легковых автомобилей. Около 170 тысяч из них — с иностранными номерами.
Итого — 4,85 % от общего количества легковушек, включая неслабый государственный автопарк представительских машин. На самом деле пострадавших от собственной хитрости еще меньше: 170 тысяч — это общее количество иностранных автомобилей, пересекших границы Казахстана. Немногочисленны были и митинги, прошедшие на минувшей неделе в нескольких городах Казахстана. Автовладельцы-нелегалы Туркестана и Шымкента громко заявленную «общенациональную» акцию протеста проигнорировали. В Алматы акция привлекла всего полсотни человек, озвучивших громкую и пафосную петицию с требованиями (именно так!), адресованными Президенту и почему-то спикеру Сената и акиму Алматы. Похоже, способность должностных лиц «решать вопросы» авторы определяли не по закону, а по понятиям:

«Мы, граждане Республики Казахстан, попавшие в эту ситуацию по вине государственных контролирующих служб и по собственному недопониманию законности ввоза этих автомобилей, требуем компетентные органы амнистировать уже ввезенные автомобили и поставить их на постоянный учет независимо от требований техрегламента без уплаты таможенных пошлин и сборов за первичную регистрацию».

МВД Казахстана свою позицию мотивировало на редкость убедительно: «В 2019 году в Казахстане зарегистрировано более 90 тысяч случаев нарушений ПДД владельцами автомашин, стоящих на учете в странах ЕАЭС. Начислено штрафов более чем на 1,1 миллиарда тенге».

Насчет «собственного непонимания законности» граждане, решившие всех обхитрить, явно лукавят. Существующий порядок ввоза и регистрации автомобилей из стран Союза действует в Казахстане с 2015 года. Документы, регламентирующие оборот товаров в таможенном пространстве Союза, есть в общем доступе, и трудно представить, что человек, собравшийся приобрести товар на солидную сумму за границей, предварительно не ознакомился с порядком его ввоза в страну. Авторы обращения, активно продвигающие свои интересы в соцсетях, всех нас за идиотов держат? Обидно, граждане!

Страшно далеки они от народа

«Нам бы их проблемы, — поделился мнением таксист-неформал Б. Такеев. — Пусть не рассказывают сказки, что не знали порядка. Все, кто в этом бизнесе крутится, прекрасно знают лазейки в законе и пользуются ими. Разница в цене в Казахстане и этих странах почти двукратная, вот и покупают там, надеясь, что ситуация с незаконным ввозом как-нибудь сама рассосется, государство пойдет навстречу и специально для них законы изменит. А с какого перепуга?»

Ушлые владельцы армянских и кыргызских машин потребовали снизить с 17 % до 10 % таможенный сбор за ввоз автомобилей из стран ЕАЭС, отменить утилизационный сбор и — до кучи(!) — информировать население об обсуждаемых в Парламенте законопроектах. Население, о котором они, не спросясь, позаботились, в недоумении: кто им мешает следить за бурной деятельностью наших законодателей, используя открытые источники, непонятно. Но логика в этом прослеживается: «Люди мы темные, дорогущего железа накупили, а что с ним делать, не знаем. Законов не читаем, дайте адресную рассылочку ежедневного графика работы парламента, плииз!» Характерно, что полиция сборищу на площади Республики не препятствовала, видимо, впав в некоторую растерянность от наглости предприимчивых автовладельцев. В МВД ведь искренне хотели как-то разрулить созданную ими дурацкую ситуацию в законном поле, а им в ответ протесты. Опять обидно. Тем более что для учета всех автомобилей, раскатывающих по стране, есть и более веские основания.

«Зафиксированы факты, — сообщил первый заместитель министра внутренних дел РК М. Кожаев, — когда преступники специально приобретают такие автомобили и совершают с их помощью преступления, вплоть до убийств, разбоев, грабежей и серийных краж. Последний факт: в Павлодарской области трое наших соотечественников специально купили по страховке в РФ автомобиль ВАЗ-2106, протаранили на нем машину местного бизнесмена и совершили разбойное нападение. Потом свою машину сожгли, избавившись таким образом от улик. К сожалению, подобных преступлений немало. Найти автомобиль, ставший орудием преступления, без его истории в базе МВД трудно. Кроме того, далеко не всегда владелец может доказать, что транспорт принадлежал ему на законных основаниях».

Чего страдают-то?

В 2019 году в РК зарегистрировано 400 правонарушений с использованием автомашин из стран СНГ как орудий преступления: 335 угонов и краж и более 60 тяжких преступлений.

Оскорбленное демаршами авто-владельцев в лучших чувствах, МВД раскинуло коллективным мозгом и произвело некоторые изыскания.

Тут же выяснилось, что наши страдальцы, жалующиеся на высокие ставки регистрации и дороговизну на отечественном авторынке, жуки еще те. Обнаружился господин из Алматинской области, завезший по полукриминальной схеме в страну 78(!) автомашин из Армении, еще 475 казахстанцев ввезли по пять и более автомобилей. Двое атыраусцев ввезли 43 и 40 автомашин. Наверное, чисто для личного пользования. «Неделька» такая, ага!

Полицейские раскопки продолжаются. Можно быть уверенным, что таких предприимчивых среди организаторов митингов и петиций найдется еще много. МВД при всей кажущейся неповоротливости, ежели его всерьез разозлить, горы свернет и не заметит.

Конечно, все эти жертвы законодательного произвола и умеренного образования будут всеми силами пытаться отбить заработанные непосильным трудом десятки миллионов тенге, вложенные в незаконный оборот автомобилей. Только массового сочувствия их потуги изобразить страдания вызвать не могут. Не последнего куска хлеба лишаются, а возможности незаконного обогащения.

В 2019 году количество нарушений ПДД автомобилями с иностранными номерами, зафиксированных камерами видеонаблюдения, выросло в 3,5 раза — с 27 тысяч до 93 тысяч.

Гражданами РК, управляющими такими автомашинами, совершено 1,8 тысячи ДТП, в том числе 1,4 тысячи с крупным материальным ущербом. В ДТП погибли 132 человека и 528 ранены.

Читайте нас в Telegram

Игорь Лунин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Такие они внезапные и противоречивые

  1. Министерство внутренних дел не обеспечило государственную регистрацию автомобилей из Армении и Кыргызстана путем принятия административных мер воздействия на их владельцев (нарушены ст.63 и пп.1 п.2 ст.66 Закона «О дорожном движении», водители не привлечены к ответственности по ч.2 ст.590 (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке) КоАП).

    — Министерство финансов не обеспечило взыскание таможенных пошлин путем истребования сведений из таможенных органов Армении и Кыргызстана, пограничной службы КНБ и МВД (нарушены пп.3 п.2 ст.12 Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», п.31 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.27 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).

    — Министерство юстиции не обеспечило запрет на удостоверение доверенностей по передаче права распоряжения завезенных автомобилей между казахстанскими гражданами, нотариусами по сей день выписываются на них генеральные доверенности (нарушены пп.108-110 п.16 Положения о Министерстве юстиции, пп.2 п.1 ст.18 Закона «О нотариате», п.35 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.31 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).

    — Правительство и представительство ЕАЭС по таможенному сотрудничеству не обеспечили надлежащую реализацию норм, заложенных в договорах о присоединении стран к Таможенному союзу с учетом требований национального законодательства (нарушены п.40 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС и п.43 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС).

    А виноваты простые граждане?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *