Театр: идеология, духовность, просвещение

24 Фев 2022 08:52
Количество просмотров: 2323

В допандемические времена культурная жизнь в Шымкенте все же была на достаточно высоком уровне: фестивали, гастроли, массовые мероприятия для жителей и гостей города. Кто-то скажет, что это было связано со статусом областного центра, и, соответственно, финансирование шло из областного бюджета. И будет неправ. 

Бюджет города на развитие сферы культуры в 2021 году увеличился более чем в 12 раз, перепрыгнув с трех миллиардов на 37 млрд.

Опять же можно возразить, перечислив те массовые мероприятия, которые были проведены в городе в последний год. Но большая часть шымкентцев не принимала участия в этом празднике жизни, поскольку существовал он в основном на бумаге. Между тем о фестивалях, проходивших в Шымкенте и ЮКО, в том числе джазовых, авторской песни или кумыса, помнят практически все.

Последние два года культуру Шымкента сотрясают скандалы.

В Шымкенте третий год действует Концепция развития в области культуры, развития языков и архивов до 2024 года.

Этот документ, определяющий основные цели, задачи государственной политики в области культуры и пути их решения, порожден анализом нынешней ситуации.

Сейчас народная молва утверждает, что есть серьезные проблемы в городском управлении культуры. В первую очередь, по объему затрат и их необходимости.

Пока нет каких-либо подтверждений из официальных источников, корреспондент «ЮК» решил пообщаться с людьми, чья деятельность непосредственно связана с культурой, и выяснить, как сегодня выживают театры и куда движется наше культурное развитие.

Первый из них – директор Шымкентского городского русского драматического театра И. Вербицкий.

— Игорь Владимирович, после премьеры «Камар сулу» режиссер-постановщик Шымкентского городского театра оперы и балета Михаил Панджавидзе сказал, что «самая большая проблема — это не деньги, а люди. Для полноценной работы театра необходимо большое количество специалистов, а не просто штат».

Во всех спектаклях русского драматического театра задействованы студенты театральной студии «Балаганчик». Но их привлечение это же не только оттачивание мастерства?

— Кадров, действительно, не хватает. «Балаганчик» — это наша кузница кадров. Если бы не было студии, то и русского театра уже не было бы в Шымкенте.

— Согласно Концепции, должна повышаться конкурентоспособность сотрудников учреждений культуры. Для этого предполагается проведение мастер-классов известными отечественными и зарубежными режиссерами, арт-менеджерами, сценографами, дирижерами, обучение, стажировка в ведущих театрах и киностудиях, музеях и библиотеках, архивах и языковых институтах Казахстана и мира. Предлагается постоянно пополнять коллективы молодыми одаренными работниками, привлекать специалистов IT-сферы, компьютерного дизайна и СММ. Но всего этого лично я не вижу. Однако знаю, что были попытки со стороны городского управления культуры сократить штат театров. Пробежимся по цифрам. Сколько актеров необходимо театру для нормальной работы?

— Нам хватает 30-ти. Если будет больше, мы не откажемся. Но это же дополнительные расходы из бюджета. Не хотелось бы навязываться. Если будет 40 человек, то вообще не надо привлекать студентов.

Можно проводить параллели, как это было в советское время при штатной численности труппы в 45 человек. Тогда была возможность одновременно выпускать по два-три спектакля. Сейчас ее нет.

СПРАВКА «ЮК»

В 2021 году самый большой финансовый план был у городского дома культуры «Туркестан» – 1 млрд. 303 млн. 749 тыс. 144 тенге. Самый маленький — у узбекского драматического театра – около 18 млн. тенге.

— Каков общий штат театра на сегодняшний день?

— 120 человек.

— А необходимо?

— У нас есть типовой штат. Государство посчитало, что театру сейчас надо 238 человек. Однако шесть лет назад, получив свое здание, мы провели оптимизацию. Решили, что справимся малыми силами. И справляемся. Лишь бы нам не мешали и не сокращали то малое, что у нас есть.

— Согласно уже упомянутой Концепции развития в области культуры, есть много непривычных для нас форм работы. Это наработанный опыт или фантазии отдельно взятых личностей?

— Это фантазии. Причем бредовые. Как можно в период карантина устанавливать для театров планы на 100 миллионов тенге?

Театр — это не механизм зарабатывания денег. Это — идеология, духовность, просвещение. Но никак не коммерция.

Можно, конечно, выполнять с натяжкой такие финансовые планы. Но тогда театрам придется ставить только комедии и вычеркнуть из своего репертуара Чехова, Шекспира, Островского, Ауэзова, Мусрепова, Айтматова. Потому что это очень сложные спектакли. Не хочу умалять интеллектуальных способностей нашего зрителя, но тем не менее проведенный нами анализ говорит, что на комедии люди ходят больше, чем на серьезную вдумчивую классику. И если убрать из репертуара ради выполнения плана то, что заставляет зрителя думать, размышлять, тогда идеология и духовность так и останутся на словах.

Нельзя заставлять театры зарабатывать деньги и гнаться за деньгами. В противном случае мы потеряем очень многое, и тогда вновь и вновь будут происходить нехорошие события.

— Что скажете про ту оптимизацию, которая касается сокращения штата и перевода театров на аутсорсинг? Тот же KPI.

— Удивительно, что таких форм для учреждений культуры нет нигде в стране, кроме Шымкента. Даже в соседнем Туркестане. Не говоря уже о театрах России. Они не знают об этом. Мы же, руководители театров, общаемся между собой. Над нами смеются и в то же время сочувствуют.

Почему я заговорил о России? Потому что тот классический театр, который мы воспринимаем как храм Мельпомены, это не Америка и не Европа. И много чего наши театры, независимо от языка, перенимают у российских коллег.

— Если проанализировать работу театров по Казахстану, то у шымкентских театров обязанностей много, а прав практически никаких. Для примера возьму костанайский театр под руководством Юрия Ивлева, который, кроме работы на своей сцене, постоянно участвует в фестивалях, ездит на гастроли. Наши театры тоже периодически выезжают. Но в основном варятся в собственном соку. В чем проблема? Нет денег или кто-то тормозит эту деятельность?

— Ситуации разные бывают. Случается, что и не пускают на фестиваль. Сначала не дают денег. Ты находишь средства на проезд, проживание, питание у своих друзей и знакомых, которые постоянно помогают финансово театру. А тебе говорят: «Нет, нельзя!» Все зависит от вышестоящего руководства.

Но есть еще один нюанс. В Шымкенте очень много театров. И управление культуры должно обо всех заботиться. Чтобы все театры могли ездить на фестивали и гастроли, необходимы дополнительные бюджетные средства. Поэтому мы стараемся заработать сами и привлекаем меценатов.

И, опять же, сейчас карантин. Много не наездишься. Но все равно наш театр старается выезжать на фестивали.

— Можно сказать, что сегодня в театральной жизни Шымкента застой?

— Если говорить о последствиях пандемии и карантина, то да. Если не учитывать эти факторы, то нет. Замечательно работает театр оперы и балета. Его последние постановки «Домалак ана» и «Камар сулу» достойны похвал. Очень интересные спектакли у казахского академического театра драмы имени Шанина. Причем у них есть весьма спорные спектакли. Вплоть до запретов к показу. Но они будоражат город. Театр кукол интересно работает, много новых постановок разных режиссеров и разных форматов. Люди с удовольствием ходят в театр сатиры. Есть движение вперед.

— Как выжить театру в современных условиях?

— Работать, работать и работать! В любом случае, театр будет жить. Другое дело, много ли у него будет зрителей. Но театр будет. Надо ставить хорошие спектакли, оттачивать свое мастерство. Не допускать халтуры.

СПРАВКА «ЮК»

Аутсорсинг — это передача части обязанностей компании другой фирме, специализирующейся на предоставлении услуг, на основе договора. Слово происходит от английских слов out — внешний и source — источник.

KPI — в маркетинге эти понятия подразумевают важные бизнес-индикаторы, определяющие степень достижения конкретных целей сотрудником или всем подразделением.

Изначально показатели эффективности KPI активно использовались исключительно в сфере торговли.

Но сегодня этот инструмент применяется в самых разных сферах: от производства до личностного роста.

Вопрос сводится только к тому, как правильно адаптировать систему контроля ключевых показателей в конкретном случае.

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *