Театр как хороший учитель

21 Дек 2022 11:51
Количество просмотров: 2639

Когда сложилась традиция подводить итоги уходящего года, пожалуй, никто точно сказать не может. 

Несмотря на то, что театральный год у русского драматического театра г. Шымкента начинается в сентябре, итоги календарного года тоже для него важны.

Как театр завершает 2022-ой? За ответом на вопрос корреспондент «ЮК» отправился в храм искусства.

Труппа после спектакля «Дорога вниз».

2022-ой для театра не стал фестивальным. Но в начале года состоялись традиционные гастроли в Байконур. А потом было закрытие сезона, летние каникулы и новый сезон.

На открытии 93-го сезона шымкентский русский драматический театр представил зрителю пьесу «Слуга двух господ» в постановке режиссера Игоря Вербицкого. Не буду пересказывать содержание спектакля. Остановлюсь на небольшом экскурсе в историю.

«Слуга двух господ» одна из самых знаменитых комедий, которую написал итальянец Карло Гольдони в 1749 году. С тех пор эта остроумная и очень веселая пьеса не сходит с театральных подмостков, много раз была экранизирована.

Зрителям всех времен и стран давно полюбился ее главный герой Труффальдино — истинно народный персонаж, который на поверку не всегда оказывается дурачком, а напротив, сметливым, шустрым и чертовски сообразительным парнем.

Шымкентского Труффальдино сыграл молодой актер, выпускник театральной студии «Балаганчик» Алекс Сардак. Скажу честно, у него есть работы намного лучше, нежели роль слуги. Но при всех недоработках, которые может увидеть только профессионал, задействованные в комедии актеры смогли погрузить зрителя в атмосферу приключений, доброго юмора, любви, дружбы.
Кстати, пьеса настолько популярна, что ее название «Слуга двух господ» стало фразеологизмом. Так говорят о человеке двуличном, лицемерном и беспринципном, который пытается ради своей корысти угодить или услужить одновременно нескольким людям. Однако исполнителю главной роли удалось сделать своего героя положительным.

«Я не вдохновлялся внешними источниками, подсматривать не очень люблю. Потому что можно принять чужое, и тогда пропадет органика, а ты станешь неживым персонажем», — сказал актер в одном из интервью.

На вопрос, как Алекс повышает мастерство, он ответил: «В первую очередь читаю». Книги, написанные известными режиссерами и актерами, которые поделились своими воспоминаниями и опытом службы в театре.

Когда на сцене ставилась пьеса «Пигмалион», где роль отца Элизабет сыграл Алекс Сардак, режиссер Олег Белинский обратил внимание на один момент.

«Я люблю работать с людьми, которые хотят работать. Когда мы ставили «Полет над гнездом кукушки», пригласили на роль Вождя Ержана Мукаша. Он не артист, по сути, его приходилось учить. И он справился очень неплохо. Но дело тут не в этом. Дело в том, что у них (в театре) был артист, который смог бы сыграть Вождя. Но он, к сожалению, уволился на тот момент. Я говорю об Алексе Сардаке. Вот сейчас его нужно срочно вводить в спектакль. Замечательно, что Ержан сыграл. Он очень подходит на эту роль. Я доволен, что мы встретились. Он талантливый человек, безусловно. Но он в Алматы, а мы здесь. Поэтому в театре перестали играть этот спектакль. Сейчас Сардак снова в труппе, и это выход. Алекс — хороший артист. Он отлично сыграл в свое время в «Балладе о солдате», и мне очень понравился», — сказал Олег Александрович.

Надеемся, что на сцене шымкентского русского драматического театра будет восстановлен очень хороший, уже полюбившийся публике спектакль, на который наш зритель будет ходить с удовольствием.

Что касается современных пьес, то здесь одна сложность: у нас очень мало достойных пьес казахстанских драматургов, переведенных на русский язык. Но даже при таком культурном голоде режиссеры театра ставят современные постановки. Одна из них «Ночь Сократа», авторами которой являются классики нынешнего времени М. Шаханов и Ч. Айтматов.

Порадовала зрителей и недавняя работа художественного руководителя театра А. Петриченко «Дорога вниз». Эта пьеса драматурга О. Богаева впервые опубликована в сборнике «Лучшие пьесы 2006 года», а также в журнале «Современная драматургия» в 2007-ом. В черновой редакции она называлась «Дорога вниз без остановок». Оригинальное же название пьесы переводится автором как «Путь рассвета». Премьера прошла в 2007 году на сцене Санкт-Петербургского центра «On-театр».

Тема спектакля стара как наш мир, поделенный на черное и белое. В нем поднимаются вопросы совести, нравственности, добра, а ирония граничит с черным юмором.

…По заброшенному пустынному шоссе движутся машины с различными персонажами, сбивающие одного и того же человека. А может быть, и не человека? И перед каждым из них стоит выбор: помочь или скрыться с места происшествия? Все герои — представители социальных слоев современного общества, яркие и такие узнаваемые. А человеком на дороге оказывается… ангел. Но и это ничего не меняет в поведении героев.

Спектакль в постановке А. Петриченко получился острый и актуальный.

Действие заставляет задуматься не только об увиденном, но и о себе, о жизни, увы, далекой от нравственных идеалов.

Было бы несправедливо не рассказать о детском репертуаре.

А он солидный. К 20 спектаклям, входящим в постоянный репертуар, в этом году добавился еще один — «Красная Шапочка». Пьеса написана в 1936 году советским драматургом Е. Шварцем.
«Сейчас столько фишек в театральном искусстве, что наш классический вариант тоже своеобразная фишка. В нашем спектакле есть дополнительные персонажи. Сверхъестественного и непредвиденного в сказке нет. Но ни Красную Шапочку, ни ее бабушку Волк не съест», — сказал перед премьерой сказки режиссер-постановщик А. Петриченко.

Кроме привычных нам героев, Красная Шапочка встречает в лесу Зайчика, Ежика, Медведя, Птицу с птенцами и Лису.

Главную роль сыграла молодая актриса театра А. Постарнак. Ее игра всегда наполнена добром и любовью. Даже небольшие роли Анна играет с полной самоотдачей. Так что, если актриса продолжит свою актерскую карьеру, полагаю, шымкентский зритель увидит еще немало ролей, великолепно сыгранных Анной Постарнак.

Среди сказочных героев, которые старались помочь Красной Шапочке, хочу отметить Зайчика. Самого смелого персонажа сыграла актриса С. Шпота. Софья вложила в своего героя столько экспрессии и желания помочь Красной Шапочке, что, пожалуй, Зайчик стал самым смелым и где-то даже главным персонажем.

После премьеры маленькие и взрослые зрители долгими аплодисментами стоя благодарили актеров.

На вопрос, как театр заканчивает уходящий год, его директор И. Вербицкий ответил: «Считаю, что мы замечательно поработали. Зрителей у нас стало больше. Мы даже перевыполнили прогнозный план. К нам в этом году приезжали на гастроли коллеги из других городов. Мы увидели, что современные пьесы наш зритель принимает хорошо».

Как всегда, предпраздничная и праздничная программы будут очень насыщенными. Сюрпризы и приятные встречи накануне Нового года ждут как юную публику, так и искушенного зрителя.
«Традиционно в фойе на втором этаже у нас будет утренник. А после нашим маленьким зрителям мы покажем сказку «Морозко». Но это будет современная интерпретация», — рассказал Игорь Владимирович.

А что ждет поклонников театрального искусства в новом году?

«Над тем, что мы покажем зрителю в новом году, сейчас думаем. У меня нет привычки говорить о чем-либо задолго до. Но традиции нарушать не будем. Будут две премьеры. Подарок нашим поклонницам на 8 Марта и на закрытие сезона», — сказал руководитель театра.

По словам Игоря Владимировича, в новом году с нашим театром готовы сотрудничать как минимум два режиссера.

Традиционно в январе зрителей ждут «Рождественские встречи» и «Вечер памяти Владимира Высоцкого».

Уходящий 2022 год был непростым: конфликты, трагедии, потрясения. На слуху все больше примеров всеобщего расчеловечивания. И, к сожалению, алгоритмов запуска обратного процесса пока нет. Но есть театр. Именно он поможет разбудить в каждом из нас то, что позволит вспомнить, «что такое хорошо и что такое плохо».

«У нас цели и задачи такие же, как у педагогов. Только достигаем мы их разными путями», — сказал Игорь Владимирович.

А у хороших педагогов учиться не только никогда не поздно, но и нужно. Сколько бы лет вам ни было.

На снимках: сцены из спектаклей «Слуга двух господ», «Красная Шапочка», «Дорога вниз».

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *