Трансформация коммуникаций: от огромной подстанции до оптоволокна

6 Дек 2021 10:18
Количество просмотров: 3717

Казахстан отмечает 30-летие независимости.Это важный рубеж, когда можно оглянуться назад и вспомнить, чего мы достигли за эти годы.

Связь и телекоммуникации — перспективная и одна из самых динамично развивающихся отраслей. О том, как эта сфера развивалась за годы становления Казахстана, какие были успехи и трудности, какими были технологии на заре независимости, мы попросили рассказать генерального директора Южной региональной дирекции телекоммуникаций АО «Казахтелеком» У. Аубакирова.

— Технологии тех времен сильно отличались от современных. Например, координатная подстанция ёмкостью 1000 номеров занимала помещение около 1000 квадратных метров, — говорит Усенхан Жакыпулы. — Содержать громоздкое оборудование было непросто. Очень затратны были расходы на электроэнергию, отопление, кондиционирование. Современное цифровое оборудование помещается в одном небольшом шкафу. А 30 лет назад, например, директору совхоза, чтобы позвонить в райцентр или связаться с областным центром, необходимо было назначить время, стать в очередь и через телефонисток дожидаться соединения.

Из-за загрузки каналов переговорить можно было только в определенное время. Тогда мы и представить не могли, что в будущем сможем не только звонить своим близким, но и видеть их, общаясь онлайн. В то время я работал инженером в поселке Кировское Южно-Казахстанской области (нынешний Жетысайский район Туркестанской области). Районные узлы связи до 1992 года были расположены в одном здании с почтовыми отделениями. Почтальоны доставляли почту на огромные расстояния в сотни километров, даже если была подписка всего на одну газету. Для людей получить свежую почту или связаться по телефону с близкими было событием.

Сейчас мы каждый день получаем письма на электронную почту, просматриваем свежие новости в интернете, можем легко позвонить в любую точку мира, мгновенно передать большие объемы информации, и даже дети умеют пользоваться мессенджерами.

Еще один немаловажный инструмент связи тех лет — это радио. В каждом доме была радиоточка и проводной радиоприемник. Наши монтеры обслуживали и телефонную связь, и радио. В радиоузле находилось большое ламповое оборудование, которое в 6 утра включалось и в 12 ночи выключалось в автоматическом режиме.

— Расскажите об успехах и сложностях в вашей работе за годы независимости?

— В 1993 году мы установили первую в Казахстане цифровую телефонную станцию DRX4 в селе Багара — райцентре Кировского района Южно-Казахстанской области. Средства на закуп оборудования были выделены руководством района. Это было большим событием, на котором присутствовал глава области, он лично сделал первый международный звонок в автоматическом наборе в Венгрию.

Были и сложности. Все мы помним глубокий спад экономики Казахстана и соседних стран в начале 90-ых. Веерные отключения электроэнергии приводили к сбоям в работе оборудования. Ощущалась нехватка специалистов в районах. В начале 2000-ых годов спонтанно закрывались телефонные станции. В последующие годы мы их с трудом восстановили.

С 2005 года началось строительство сети широкополосного мультисервисного абонентского доступа по технологии ADSL. В 2007-ом организована сеть беспроводного радиодоступа на основе стандарта CDMA, которая позволяла подавать клиентам интернет со скоростью до 2 мегабит в секунду. В последующие годы началось строительство глобальной широкополосной оптической сети FTTH, при которой оптоволокно приходит непосредственно в помещение пользователя и предоставляет неограниченную скорость интернета.

— Как сегодня развивается отрасль телекоммуникаций?

— Сегодня Южная региональная дирекция телекоммуникаций охватывает Туркестанскую, Кызылординскую, Жамбылскую области и город Шымкент. За два предыдущих года проложен 2491 километр оптоволокна и обеспечено широкополосным интернетом более 700 государственных и бюджетных организаций в 262 селах южного региона. Если еще два года назад высокоскоростной интернет был доступен лишь небольшому количеству сельских жителей, то теперь цифровое неравенство между городом и селом значительно сократилось.

Сегодня клиенты компании имеют возможность пользоваться широким спектром услуг. Это высокоскоростной интернет, который позволяет загружать большие файлы, смотреть видео, подключать по WI-FI одновременно гаджеты всей семьи, мобильный интернет, с помощью которого можно обмениваться не только текстовыми и голосовыми сообщениями, но и общаться по видеосвязи. К услугам потребителей также цифровое телевидение со множеством каналов, современный городской телефон с бесплатными звонками по Казахстану и на мобильные операторы. Услуга «Умный дом» позволяет установить камеры видеонаблюдения, датчики движения, дыма, открытия дверей и окон, просматривать данные в онлайн-режиме и получать уведомления на смартфон.

В регионе реализован ряд проектов по цифровизации совместно с департаментом полиции: обеспечены широкополосным интернетом районные отделы полиции, участковым полицейским предоставлены универсальные номера. В проекте «Сергек» «Казахтелеком» обеспечивает транспортную среду для видеокамер с целью учета движения транспорта.

Таким образом, с приходом цифровых технологий меняется наша повседневная жизнь. Значимость телекоммуникационных услуг в современной жизни общества и экономики страны трудно переоценить.

 

 

Салтанат Абдижаппарова

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *