Туркестан — Кентау: городские контрасты

8 Окт 2018

 В один из сентябрьских дней рано утром наш автомобиль выехал из Шымкента в сторону нового областного центра Туркестанской области. Два часа по уже привычной и частями ремонтируемой трассе пролетели быстро.

Был этнографический центр — стал акимат.

Туркестан нас встретил теплом и повседневной будничной жизнью. Каких-либо особых изменений с присвоением нового статуса в городе пока не наблюдалось. Несмотря на выходной день, у мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави не было большого количества паломников и туристов. Что, кстати, очень удивило. Зато застали причудливую метаморфозу Историко-культурно-этнографического центра в… областной акимат. С новым статусом тебя, солнечный Туркестан!

Дождавшись А. Ержигитову, завотделом областного исторического музея и начальника отряда Туркестанской археологической экспедиции, мы отправились на западную окраину города. Остановившись у реки Карашик, археолог показала несколько объектов, найденных на берегу. Что это за находки и какие версии выдвигают археологи, газета «Южный Казахстан» обязательно напишет. Ну а пока мы отправились на базу археологической экспедиции, которая находится в центре Туркестана, рядом с историко-культурным заповедником «Азрет Султан».

Реставрационная мастерская археологов.

В большом и просторном доме нашему взору сразу предстали огромные хумы — сосуды для хранения зерна, найденные при раскопках городища Сауран. Во дворе под навесом расположилась реставрационная мастерская, где ученые по кусочкам собирают древние сосуды, относящиеся к периодам от караханидов до позднего средневековья. Удивил парадокс. В X-XII веках, когда древний Яссы входил в состав Караханидского государства, в период его культурного и политического рассвета, в этом городе были водопровод и канализация. Сегодня, в начале XXI века, с канализацией в новом областном центре пока еще проблемы. Насладившись ароматным чаем с вкусными свежими лепешками и рассказами археологов о результатах полевого сезона этого года, наша маленькая экспедиция направилась на северо-восток, к подножьям гор Каратау, где раскинулся город Кентау.

Руины обогатительной фабрики.

Дорога от Туркестана в Кентау занимает двадцать минут. Вдоль неплохого дорожного полотна то и дело встречаются торговцы местными овощами и фруктами. Мы не удержались и купили самые ароматные и вкусные в регионе дыни и арбузы.

Вдоль трассы идет железная дорога. Протяженность линии составляет 40 километров (без учета небольших «боковых» ветвей). Железка была открыта в 1965 году в качестве замены узкоколейной железной дороги. Сейчас она не функционирует. Скорее всего, до поры до времени. Дело в том, что многие специалисты, переезжающие по работе в новый областной центр, присматривают жилье не в Туркестане, а именно в Кентау. Таким образом, запуск железнодорожного сообщения между двумя городами просто необходим.

В старом городском парке Кентау идет ремонт.

Кентау приятно удивил. Если в Туркестане жизнь шла своим чередом, несмотря на смену статуса, в Кентау она кипела. Шло активное благоустройство всех городских бульваров. Фасадное обновление домов в начале осени добавляло городской атмосфере весеннего настроения. Приятно было видеть, что городские власти заботятся о старом городском парке, в котором выступали М. Ауэзов и В. Высоцкий. На всех аллеях шли капитальный ремонт и реставрация, в том числе памятника японским военнопленным, строившим город.
Быть в Кентау и не побывать на Миргалимсайском месторождении, где с 1953 года велась добыча барита, значит, потратить время впустую. Руины обогатительной фабрики — самое подходящее место для игры в «казаки-разбойники» или пейнтбол. К счастью, территория с полуразрушенными зданиями и рудником закрыта для любителей экстрима. Зато запросто можно встретить «черных копателей». Отчаянные ребята с помощью обычного подъемного крана спускаются в штольню в опасной самодельной люльке, чтобы добыть там обыкновенное железо из остатков шахтного оборудования. Штольня, уходящая на 1000 метров вертикально вниз, уже на 900 метров затоплена водой. Остались последние 100 метров и последние отчаянные попытки успеть оттуда что-то добыть. Рисковое занятие. А что делать? Пока многие кентаусцы остаются без работы. Но город зеленеет и наконец-то начинает потихонечку оживать после грустных долгих лет затишья и забвения. Теперь уже точно чувствуется: городу быть!

На обратном пути в Шымкент нельзя было не обратить внимание на строительство в населенных пунктах пешеходных мостов через международную трассу Западная Европа-Западный Китай. Причем возведение переходов идет достаточно быстро. И невольно хотелось остановиться и пригласить строителей в третий город республиканского значения завершить долгострой на пересечении Тамерлановского шоссе и улицы Мангельдина. Единственное, что вызвало досаду, — мусор, валяющийся в нескольких метрах от урн в карманах автодороги.

Владимир Привалов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *