Учитель Ахмеда

7 Сен 2022 12:28
Количество просмотров: 368

В конце октября в Туркестане пройдет Международная конференция, посвященная духовному наследию Х. А. Ясави.

В областной центр приедут ученые-ясавиведы со всего мира

Согласно преданиям, жизнь Х. А. Ясави была предопределена задолго до его рождения.

Пророк Мухаммед дал своему сподвижнику Арыстан-бабу аманат в виде финика, чтобы тот передал мальчику, который родится через 500 лет и продолжит его учение. По преданию, финики были любимым лакомством пророка. Арыстан баба решил съесть финик, а косточку сохранить для избранного. По другой версии, боясь потерять финик, Арыстан баба носил его за щекой, но с течением времени он стерся, осталась только косточка.

Спустя почти 500 лет, проезжая по степям Средней Азии, он встретил мальчика, который сам подбежал к нему со словами: «Аксакал, отдайте мне мой аманат!» По другой версии, эта встреча произошла в Исфиджабе.

Мавзолей Арыстан баба близ Туркестана.

Пока живут на свете учителя и ученики, мир находится в постоянном развитии, которое ведет к обновлению, духовному обогащению, моральному совершенству.

В номере «ЮК» от 26 августа 2022 года мы рассказали, что Ходжа Ахмед Ясави родился в Исфиджабе (ныне Сайрам) в 1103 г. Первоначальное образование получил у своего отца шейха Ибрагима.

После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан бабу, который в то время был руководителем местных мубайидитов.

Ходжа Ахмед Ясави скрупулезно перенимал у него житейскую и духовную мудрость.

Арыстан баба раскрыл перед своим учеником все тайны бытия: научил распознавать добро и зло, искренность и коварство, богатство души и духовное убожество.

Он научил его познавать самого себя, приучил мыслить, анализировать жизненные ситуации, быть сочувствующим к чужому горю, внимательным к слабым и немощным, милосердным к тем, кто нуждается в помощи.

Именно эти знания и качества пригодились Х. А. Ясави на чужбине в дальнейшем обучении и общении с людьми.

Да и по возвращении домой и остановке в Ясы суфий до конца жизни помнил о том, чему научил его Арыстан баба, и передавал эти знания другим.

К тому же появление суфизма в степи тесно связано с именем Арыстан баба.

Средневековый Коран.

СПРАВКА «ЮК»

Любой житель Сайрамского района безошибочно укажет место в селе Сайрам, где, по преданию, Арыстан баба передал мальчику Ахмеду аманат от пророка Мухаммеда. Его название – Хан-копир (Ханский мост). Видимо, встреча духовного наставника и ученика произошла возле моста, проложенного через канал. Мост Хан-копир не выделяется ни размерами, ни конструкцией, но хранит память о событии, произошедшем здесь в начале XII века.

Получив косточку, мальчик хотел уйти, на что Арыстан баба ответил:

«Прошел через годы, видел я людей,
Не испугался я бездонность всех морей,
В пустыне тоже был, века прошли с тех пор,
Зимой я замерзал, но помнил про наказ…
Наказ мне дал пророк наш Мухаммед.
Приехал к вам, увидел Степь.
Я полюбил ее.
И здесь
Под струнами святой домбры
Я аманат тебе принес.
Хоть мал ты,
Я ждал тебя,
Ты дай наставнику бата!»

Арыстан баба стал наставником Ахмеда. Он сыграл главную роль в приобщении ученика к божественному знанию.

Хазрет Султан (народное прозвище Х. А. Ясави) основывает свою суфийскую общину, ставшую вскоре самой влиятельной в Средней Азии.

Х. А. Ясави останется в народной памяти как человек, «принесший в степь свет ислама».

Отдавая дань уважения своему учителю, в 90-ом хикмете в труде «Дивани Хикмет» Ясави пишет: «Раб Арыстан баба во веке веков — Ходжа Ахмед».

Х. А. Ясави дал свое благословение: «С Арыстан баба путь начни… Придя к Хазрету попроси!..», суть которого будет понятна позже.

Многие туристы остаются здесь на ночь — загадывают желание, пребывают наедине с Всевышним. И лишь после едут в Туркестан к мавзолею Х. А. Ясави. Именно так завещал известный суфий. В своих «Хикметах» он писал:

«В семь лет меня отыскал Арыстан баб,
Он тайны мои прикрыл завесой.
«Бихамдиллаһ», — сказал он и поцеловал меня.
Вот по этой причине в шестьдесят три года я спустился под землю.
Азреил прибыл и взял душу Арыстан баба.
Райские девы обернули его в белый саван.
Семьдесят тысяч ангелов оплакивали его.
Вот по этой причине в шестьдесят три года я спустился под землю».

Кем же был Арыстан баба — настолько чтимый Ясави, что после смерти учителя он спустился под землю, погрузился в себя и перестал общаться с внешним миром?

На этот счет историки дают мало ответов. Жизнь Арыстан баба буквально соткана из легенд. Одну из них мы уже привели в начале повествования.
Красивая легенда. Однако она вызывает немало споров. Ведь пророк Мухаммед жил в 571-632 годах, тогда как Ясави родился в 1103 году. Между ними не менее 500 лет.

Другие легенды и вовсе приписывают Арыстан бабу жизнь в 900 лет. Якобы во время разговора с пророком ему уже было за 300. Кем был Арыстан баба, сказать сложно.

Впрочем, есть у легендарного Арыстан баба и вполне реальный исторический прототип. Историки считают, что им мог быть Салман аль-Фариси — первый в истории перс, принявший ислам. Он родился в Персии в семье зороастрийцев, но принял ислам и почти всю свою жизнь странствовал.

Почему бы и нет? К тому же Салман аль-Фариси был близким сподвижником Мухаммеда, которого последний символически даже объявил членом своей семьи.

Но пока это только гипотеза. Кем был на самом деле Арыстан баба, никто не знает. Как бы то ни было, Арыстан баба можно назвать самым большим долгожителем в истории казахского народа.

История называет его то странствующим святым, то местным правителем-шейхом. Слово «арстан» или «арслан» с тюркского переводится как лев. Легенды рассказывают, что свое прозвище он получил потому, что долго скитался по земле и обрел сверхъестественные способности. Якобы он сдружился со львами и даже мог свободно ездить на них верхом. К слову, такую же способность легенды приписывают и Карахану в Таразе.

Слово «баба» в переводе с арабского означает врата. В данном случае баба — это врата божественного откровения. Так раньше назывался титул суфийских святых.

Сохранилась даже казахская поговорка: «Отырарда отыз баб, Сайрамдагы сансыз баб», дословный перевод которой звучит так: «В Отраре 30 «баба», а в Сайраме их бесчисленное множество».

Арыстан баба считается главной фигурой в иерархии святых баба Центральной Азии. Именно ему легенды приписывают привнесение в Казахстан идей суфизма.

Суфизм в наших степях прижился довольно легко. Ученые-религиоведы, в частности доктор философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби К. Бегалинова, считают, что этому немало способствовали кочевой образ жизни и психология тюрков.

От природы в нас очень много суфийского. Это и поэтический склад ума, и широта мировоззрения, и свободное нестандартное мышление, и, самое главное, предпочтение живой веры (иман) и духовного самосовершенствования мусульманской схоластике и внешним обрядам.

Колодец у мавзолея.

Суфий, так же как и кочевник, не был привязан к одной конкретной территории. Его жизнь — бесконечные странствия и путешествия. Понимали кочевники и строгие самоограничения и аскетизм, которые на себя накладывали суфии, ведь сами они воспитывали в себе дисциплину и порядок.

С другой стороны, суфизм — это сложное явление. Он глубоко синкретичен. Помимо ислама, он впитал в себя идеи индийской философии, гностицизма, зороастризма, христианского мистицизма и других направлений.

Айваны времен Тимура.

Суфизм стал своего рода встречей ислама с другими культурами, диалогом, позволяющим исламу глубже понять свою самобытность. Впитал в себя суфизм и верования местных тюркских племен, зороастрийские представления.

Скончался Арыстан баба в окрестностях Отрара в XII веке. Здесь же и был похоронен. Ученики и последователи возвели ему мавзолей. Как удалось пережить ему «отрарскую катастрофу», когда войска Джучи полностью уничтожили Отрар, точно неизвестно.

Но эмир Тимур нашел мавзолей Арыстан баба в XIV веке уже разрушавшимся. И решил отстроить в знак почтения новое здание. По этому поводу сохранилась еще одна легенда.

Когда Тамерлан распорядился над могилой Х. А. Ясави начать строительство мавзолея, все попытки строителей возвести стены терпели неудачу. Их сносила сильная буря. Или, по другой версии, внезапно появлялся зеленый бык и все разрушал. К эмиру Тимуру тогда явился во сне святой и сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан баба, и лишь затем — над могилой Х. А. Ясави. Так эмир Тимур и сделал. Воздвиг мавзолей учителю Ясави, а потом — и суфию.

К сожалению, мавзолей Арыстан баба, построенный Тамерланом, не сохранился. Разрушился от землетрясения. От постройки Тимура остались лишь три резных деревянных айвана, два из которых хранятся в мавзолее, а один — в музее Алматы.

В XVIII веке на месте мавзолея было построено новое сооружение. Но и оно разрушилось. Так же, как разрушился мавзолей, построенный в 1907 году и в 1971.

Но попытки местного населения увековечить имя Арыстан баба не прекращались. Современный мавзолей построен по прототипу 1907 года. Он состоит из двух частей — усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети. Они объединены большим сводчатым коридором.

Помимо надгробия Арыстан баба, здесь установлены надгробия его учеников и последователей — Хермет-азыра, Карга-баба, Лашын-баба.

Сохранился в мавзолее и старый Коран — великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.

А рядом с мавзолеем расположен знаменитый колодец. Вода в нем слегка солоноватая, но, по поверьям, помогает излечить и физические, и душевные раны человека.

Арыстан баба вошел в историю казахского народа как учитель и проповедник.

Ахмед Ясави в «Хикметах» писал: «Арыстан баба рассказал об исламской религии» (второй хикмет), «научил тысяча одному зикиру, проявив милосердие» (девяностый хикмет). «Слушайте слова Арыстан баба», — призывал Ясави, потому как учитель дает советы, как избегать зла и насилия, которые совершаются ради богатства и карьеры, как не сходить с пути истины.

С 1982 года мавзолей Арыстан баба находится под защитой государства. Он является одним из величайших объектов культурного наследия страны.

 

 

Владимир Привалов

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *