Умники и умницы конкурса школьных сочинений

18 Окт 2023 11:40
Количество просмотров: 1027

230 сочинений прислали в редакцию участники традиционного конкурса «Дерзайте, творите, удивляйте!», объявленного нашей газетой в канун нового учебного года

Мы предложили школьникам обратить внимание на юбилеи великих, признанных миром и любимых у своего народа поэтов и писателей. Рассказать об их жизни, творчестве, произведениях, которые прочли.

Ведь самый главный позыв конкурса — вызвать у детей интерес к книгам и чтению. В рамках Года русского языка как языка межнационального общения в странах СНГ мы предложили также тему «Могучий и красивый русский язык», ведь в этом году отмечается 1160-летие со времен возникновения славянской письменности. Кстати, именно этой теме отдали предпочтение участники конкурса.

Признаюсь, многие работы до глубины души тронули своей искренностью, откровением, чувствовалось умение работать с текстом. Как всегда, порадовали сочинения, где были эмоции, рассуждения, рассказ о личных впечатлениях. Были и такие, где школьники дали собственную оценку происходящим вокруг нас событиям, соизмеряя прочитанное у классиков с сегодняшней жизнью. Такие строчки читать особенно приятно и интересно, ведь в них ребёнок раскрывается как нельзя лучше.

Данный разворот содержит отрывки из 15 сочинений школьников, которых жюри отметило в качестве победителей.

Что касается ложки дегтя, то без нее вновь не обошлось. Зачем присылать на конкурс в редакцию списанные из интернета чужие мысли и тексты? Куда смотрят наставники таких школьников, сызмальства почитающих плагиат?

К сожалению, были и работы, где не указана школа, район, город, имя учителя. С такими трудно установить обратную связь.

Хотелось бы выразить огромную благодарность учителям русского языка и литературы за активное участие. Профессионализм, любовь к детям и своей профессии, желание воспитать и выучить грамотных, думающих людей всегда делают честь нашему конкурсу. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Имена наших победителей:

1. Ткаченко Анастасия, 9 «Б» кл., школа-гимназия №45 г. Шымкента (учитель русского языка и литературы Полищук Е. В.);

2. Жикина Ангелина, 9 «В» кл., школа-гимназия №45 г. Шымкента (учитель русского языка и литературы Полищук Е. В.);

3. Сатыбалды Арайлым, 10 «В» кл., ОСШ им. И. Кенесбаева Сузакского района (учитель русского языка и литературы Дегтярёва Н. Н.);

4. Садуакас Дастан, 5 «Д» кл., ОСШ им. Х. Дулати села Коксаек Толебийского района (учитель русского языка и литературы Абеева П. С.);

5. Вуйко Виктория, 10 «Б» кл., ОСШ им. А. Иманова с. Темирлан Ордабасинского района (учитель русского языка и литературы Вуйко Н. В.);

6. Фирсов Дарий, 11 «А» кл., школа-гимназия №20 г. Шымкента (учитель русского языка и литературы Огрызко Е. М.);

7. Ермекбай Аруна, 11 «А» кл., школа-лицей им. А. Пушкина с. Т. Рыскулова Тюлькубасского района (учитель русского языка и литературы Салогубова К. П.);

8. Искандер Олжас, 8 «Г» кл., школа- гимназия №46 г. Шымкента (наставник — бабушка Медетова Г.);

9. Шохан Дарига, 8 кл., ОСШ №18 им. С. Кожанова Келесского района (учитель русского языка и литературы Сарсенова М. А.);

10. Килыбаева Карина, 10 кл., ОСШ № 4 им. Баласагуна с. Абай Келесского района (учитель русского языка и литературы Ормаханова С. И.);

11. Омирзак Ерасыл, 11 кл., школа-гимназия №7 «Туран» г. Жетысая (учитель русского языка и литературы Раимбекова У. К.);

12. Ишигов Мильтяз, 11 «В» кл., школа-лицей им. А. Пушкина с. Т. Рыскулова Тюлькубасского района (учитель русского языка и литературы Сириченко Н. Н.);

13. Дәріп Аружан, 11 «В» кл., ОСШ им. И. Кенесбаева Сузакского района (учитель русского языка и литературы Дегтярёва Н. Н.);

14. Кеменгер Рамазан, 9 кл., ОСШ им. К. Бектаева Ордабасинского района (учитель русского языка и литературы Алибай Г.);

15. Алишер Айдана, 6 «В» кл., школа-гимназия «Арман» г. Шымкента (учитель русского языка и литературы Музаппарова Е. А.).

Награждение наших победителей состоится 21 октября в 11:00 часов в Шымкентской городской универсальной библиотеке им. А. Пушкина.

Поздравляем победителей!

«Мы живем, чтобы оставить след…»

(к 100-летию Расула Гамзатова)

Искандер Олжасулы, ученик 8 «Г» класса школы №46 им. Ч. Айтматова г. Шымкента

В конце августа в библиотеке имени А. Пушкина, где работает моя бабушка, прошел вечер, посвященный 100-летию Расула Гамзатова. Чтобы я пришел на этот вечер, настояла, конечно же, она. Можно сказать, приказным тоном.

Как же много я узнал буквально за полтора часа! Впервые услышал словосочетание «люди-символы». Задумался, кто же для меня «человек-символ»? Сейчас еще не могу сказать, но буду искать такого человека, который станет для меня символом.

Никогда не слышал и не знал о Дагестане, как-то даже не интересовался. А сейчас уже знаю, что есть Дагестан, есть аварский язык, есть Расул Гамзатов!

На вечере его стихи читали в основном люди старшего поколения. Но я никак не мог ожидать, что эти стихи и песни заставят и меня волноваться.

Когда песню «Журавли» исполнил Алексей Скибин, весь зал замер. И по моей коже «пробежала» дрожь. Скажу честно: к своему стыду, эту песню я услышал впервые.

И, конечно же, мы все узнали подробно биографию Расула Гамзатова. Он родился в дагестанском ауле Цада, что по-аварски означает «в огне». По легенде, название аула появилось от того, что там красивые рассветы и много солнечных лучей.

Первым учителем и наставником в поэтическом искусстве был отец Гамзат Цадаса. Хотелось бы, чтобы в нашем обществе было больше отцов, которые смогли бы стать «первыми учителями» для своих сыновей.

Один из последних своих сборников Расул Гамзатов назвал «Конституцией горца». Это его личные законы, куда он вместил суть и смысл человеческой жизни. Почему суть и смысл? Потому что все, что я услышал в его стихах, прозвучавших на вечере, — это ценности в отношениях между людьми: между мужчинами и женщинами, старцами, среди молодежи, а также о друзьях, соседях, о тепле семейного очага.

И ещё прозвучало сказанное Гамзатовым: «От того, с каким внутренним багажом молодой человек войдет в жизнь, напрямую зависит «человечность» всего общества».

Правда, здорово сказано! И ведь я задумался над тем, в каком обществе живу и каков внутренний багаж у меня и моих сверстников.

Расулом его земля нарекла

Садуакас Дастан, ученик 5 «Д» класса средней школы им. М. Дулати села Коксаек Толебийского района

На аварской земле

Среди гор и вершин

Родился поэт.

На сто лет он один.

Расулом его земля нарекла.

На славу и почесть его возвела.

Отчизну и мать прославляя в стихах,

О жизни, о счастье он грезил в мечтах.

А в песнях его и клятва, мольба,

Раздумья и боль о войне, о солдатах,

Ушедших на фронт, не пришедших домой,

Геройски погибших в земле нам чужой.

За мир и свободу боролся всегда,

Аварский язык прославлял на века.

И эхом в сердцах  миллионов людей

Остался навеки в клину журавлей.

Ода к 205-летию со дня рождения И. Тургенева

Дарий Фирсов, ученик 11 «А» класса школы-гимназии № 20 им. Титова г. Шымкента

Вскормлённый златыми хлебами Орла,
Ты, подобно орлу, над землёй воспарил,
Испокон веку полной невежества, зла,
Им в упрёк сонм светлейших трудов сотворил!
Воспитатель без розог, с пером созидатель,
Ты без устали русского слова славитель
И всегда средь чужих его первый патрон.
И главу те пред ликом твоим преклонили,
Кого близость всех черт, гениальность пленили!..

О мудрейший наставник для тысяч умов,
О любви и о жизни дум бег вечно рьян!
Мастер слов, светлый глас своих тёмных годов,
Незабвенны труды о свободе крестьян
И бесценно в чужой стороне то участье,
При всеобщем признанье то дюжье пристрастье,
С каковым слово русское ты прославлял!
И Толстого, Островского, Гоголя книгам
Проложил путь на Запад купеческим бригом!..

У Орловского парка на тихой реке
Восседает безмолвно, на воду глядя,
Величайший писатель: в умелой руке
Не увидит скиталец пера, проходя.
Уж сто сорок годов тих родник для заветов…
Но едва ли он смолк для душ, ждущих советов!
Пока жив человек, пока страждет им быть,
Славься подлинный, вечно немеркнущий гений,
В душах будь и умах, милый сердцу Тургенев!

Его звезда не погасла

Аруна Ермекбай, ученица 11 «А» класса школы-лицея информационных технологий имени А. Пушкина Тюлькубасского района

Говорят, Владимир Маяковский — поэт исключительно мужской, что его рубящий стих чужд женской половине человечества. Смело могу опровергнуть это утверждение. Для меня его творчество столь же привлекательно, как и стихи других русских поэтов-классиков: А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Заболоцкого.

В творчестве Маяковского меня восхищает его поэтическая смелость. Стихи, написанные лесенкой, стали для многих его современников поводом для иронии. Некоторые считали, что поэт так оформлял свои произведения в корыстных целях: за объёмность платили больше. Но содержание и ритмика стихов таковы, что написать их по-другому даже и не получится. Не стеснялся поэт и в энергичных выражениях, когда требовалось обличить какие-либо пороки:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,

крепкие, как умывальники,

живут и поныне тише воды.

Свили уютные кабинеты и спаленки.

Не хватало слов для выражения своих эмоций — пожалуйста, Владимир Владимирович легко придумывал новые! «Звездища», «громадьё», «европеистый», «воднячий», «обфренчились» — список окказионализмов можно продолжать до бесконечности.

Иногда можно услышать мнение о том, что Маяковский — поэт только своего времени, а в современном мире его поэтическое творчество утратило актуальность. Не соглашусь и с этим. Конечно, есть произведения, не совсем понятные нынешнему поколению из-за политического подтекста, но есть целый ряд шедевров (не побоюсь этого слова), затрагивающих и наши злободневные проблемы. Одно только стихотворение «Прозаседавшиеся» чего стоит!

Творческое наследие поэта-футуриста, думаю, переживет века, ведь если его звезда загорелась в своё время и не погасла до сих пор, это уже о многом говорит.

Слово о любимом поэте

Виктория Вуйко, ученица 10 «Б» класса КГУ «Общеобразовательная школа им. А. Иманова» Ордабасинского района, с. Темирлан

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я так же против выстрелов в упор.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют,

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, когда в нее плюют.

В. Высоцкий

Каждый год в нашей школе проходит торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. И вот на очередной репетиции я слышу, как старшеклассники выбирают песню для концерта. И тут уловила очень приятный мотив и необычный голос. Это был Владимир Семенович Высоцкий. Он исполнял песню «Он не вернулся из боя». Ребятам нравились песня и слова, но они сомневались, смогут ли они так исполнить ее, чтобы не нарушить оригинал. Кто-то говорил, что перепеть Высоцкого невозможно. Потом кто-то заметил, что можно рассказать текст как стихотворение. Но все стали ссылаться на то, что осталось мало времени и никто не успеет хорошо выучить. Сердце мое забилось. Я, зажмурившись, выпалила, что смогу его выучить уже завтра. Старшеклассники заулыбались: «А сможешь без дублера рассказать его со сцены?» — «Конечно», — уже чуть тише сказала я. Но тут вмешалась учительница. Она сказала, что оно мне не по возрасту. И все принялись работать дальше.

А я уже ни о чем не думала, только о стихотворении. Пришла быстрее домой, открыла интернет, просмотрела текст, прослушала песню. Голос сильный, яркий, особенный. Казалось, он не поет, а «вчеканивает» в тебя каждую строку. И я до сих пор не понимаю, почему мне, младшей школьнице, так запало душу это стихотворение. Я так живо представляла картины из песни: землянку, двух друзей-бойцов, разговоры у костра, осунувшиеся и черные лица после боя, атаки, обстрелы, окопы и глубокую грусть, которая была во всем этом. И вот один из друзей погибает… солдат остается один… А потом мне пришла мысль: «Нет, это солдат рассказывает о себе!» Финальная строка «Это я не вернулся из боя» вызывает столько эмоций!..

Уже на следующий день я читала наизусть стихотворение под музыку. И даже учительница согласилась, что у меня получается красиво, проникновенно и естественно. Больше всего я боялась, что голос мой сорвется и я заплачу. Но я выдержала и рассказала очень хорошо. Все аплодировали, и я видела, как люди в зале, наши односельчане, учителя, ребята, становились задумчивыми, а некоторые не могли сдержать слез…

Что значат для меня Высоцкий и его творчество? Это неповторимые стихи и музыка, а главное — душа, которую он вложил в свое творчество. А еще это некая философия жизни, пронзительный взгляд на окружающий мир.

И пусть говорят — да, пусть говорят!

Но нет — никто не гибнет зря,

Так — лучше, чем от водки и от простуд.

А эти строки стали моим негласным девизом. Мы часто боимся что-то сделать, рискнуть. А надо! Потому что жизнь от слова «живой»!

В имени моей земли — неповторимое величие

Арайлым Сатыбалды, ученица 10 «В» класса ОСШ им. И. Кенесбаева Сузакского района

При упоминании слова «Родина» в моём воображении возникают образы, созданные нашим великим поэтом Магжаном Жумабаевым. Когда читаю его произведения, на глаза наворачиваются слезы: настолько ярко выраженные эмоции и дух казахского народа, насколько значима и дорога та земля, на которой сегодня мы живём мирно и беззаботно.

«Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины», — писал Магжан Жумабаев. Раньше я всегда хотела уехать из маленького посёлка, в котором сейчас живу, просила родителей перевести в городскую школу, чтобы жить в центре цивилизации, а не в глуши. Но, как оказалось, никакие высотные здания и центры развлечения не давали моей душе того самого умиротворения и наслаждения, как мой родной край.

Я провела долгое время в городе и со временем начала осознавать одну мысль: для меня, росшей в бескрайних просторах, всё было одинаковым: люди, здания, дни и ночи.

Я скучала по живописным пейзажам моего Таукента, где каждый рассвет и закат неповторим, где горы высятся посреди бескрайней степи, где слышно только пение птиц и журчание ручьев. Я обратила внимание, что в городе не слышно крика перелётных птиц. Рядом с нашим посёлком есть несколько озёр, куда весной и осенью садятся стаи, чтобы в безопасности набраться сил и лететь дальше. Здесь люди знают друг друга и приветствуют с улыбкой при встрече. Вдыхая загрязненный воздух города, наполненный газом и пылью, я мечтала о свежем ветерке Бетпак-Далы с ароматом трав и цветов.

Видишь ты степь

без конца и края?

Ветер устанет, её облетая.

С гор её льётся

вода слаще мёда, —

Это Отчизна моя золотая.

Стихотворение «Луне»

Мильтяз Ишигов, ученик 11 «В» класса школы-лицея информационных технологий имени А. Пушкина Тюлькубасского района

Русский язык для меня не является родным, и первые слова я произнес на азербайджанском. Но уже с детства слышал и впитывал русскую речь дома и на улице. По-настоящему «великий и могучий» вошел в мою жизнь, когда я переступил порог школы, которую в этом году уже оканчиваю. Часто перебираю в мыслях свои достижения и неудачи, пытаюсь строить планы, ведь скоро поступать в вуз. И тут понимаю, что мыслю на русском языке…

Каждый раз, когда погружаюсь в русскую классику, меня охватывает неповторимое ощущение перевоплощения в героев, чувство, что события, разворачивающиеся на страницах книг, происходят рядом со мной. Как только отвожу взгляд от строк на белоснежных страницах или даже затертых от времени книг, возвращаюсь в реальность, в свою комнату, однако после вновь и вновь меня тянет к шедеврам русской литературы. Сколько еще непрочитанных книг!..

Айдана Алишер, ученица 6 «В» класса школы-гимназии «Арман» г. Шымкента

В нашем кабинете русского языка висит стенд с цитатой великого писателя И. Тургенева: «Велик и могуч русский язык». Многие могут оказаться в недоумении: как же русский язык может являться таковым?

Все просто. Ведь в значимости этого языка мы можем убедиться сами. Русский язык позволяет нам красочно и ярко выразить свои мысли. Именно на русском языке мы можем высказать все свои самые искренние чувства: радость и печаль, любовь и ненависть. А знаете ли вы, что русский язык занимает третье место по сложности в изучении, тем не менее он является одним из самых востребованных языков мира! Им восхищаются и иностранцы, кропотливо изучая его. Он богат лексически, если заглянуть в Большой академический словарь, можно узнать, что в нем содержится около 150 тысяч слов. А что говорить уж о наличии прямого и переносного значения слов!

Могучий и красивый русский язык

Ерасыл Омирзак, ученик 11 класса КГУ «Школа-гимназия №7 «Туран» г. Жетысая Жетысайского района

Как же сохранить интерес к русскому языку? Нужно научиться видеть красоту языка. И выражается это в умении увидеть некое очарование в абзаце, в предложении, в сочетании двух слов, сказанных не только Лермонтовым или Чеховым, но и одноклассником, учителем, родителем. И поэтому «мы сохраним тебя, русская речь»! По крайней мере, приложим все усилия для этого. Какие усилия? В СНГ 2023 год объявлен Годом русского языка. А это значит, что повышенное внимание к слову и особо бережное отношение к языку, уверен, не останутся  пустыми словами: они открывают и откроют новые возможности в познании красоты «великого и могучего». И это есть то самое цементирующее начало, призывающее уважать своё Отечество, любить и беречь два языка,  признанных государственными.

Мы — молодое поколение. Мы должны учиться, работать, делать открытия. И все это как альтернатива придет к нам через знание русского языка — языка мира и общения. Не изучив  «великий и могучий», мы рискуем обречь его стать бесполезным грузом, которым мы просто не сумели воспользоваться.

Я совсем не поэт, но решил закончить свои размышления на оптимистичной нотке:

Пушкин, Пушкин ты могуч!

В Казахстане России луч.

Тебя мы любим, уважаем,

Наизусть творчество твоё мы знаем,

Языком твоим грамотно мы говорим.

Чтим Лермонтова, Гоголя, Толстого,

Бунина,  Блока и  Крылова.

Достоевского и Фета,

Которых любят и в Новом Свете.

Тургенев, Чехов… актуальны,

Есенина читаем в зале мы читальном.

Тютчев  тоже молодец,

Прививает к языку

Булгакова нам интерес.

Вкратце я сказать могу:

Знание русского языка я берегу.

Дарига Шохан, ученица 8 класса ОСШ №18 им. С. Кожанова Келесского района

Что для меня значит русский язык? То, что он один из самых красивых и звучных языков мира, ни для кого не секрет. Интересно, что для каждого говорящего на нем он означает разное. Для кого-то — это родной язык, для кого-то — просто предмет, изучающийся в школе, а для кого-то — это самовыражение и язык своего сердца.

Я отношусь к последнему типу, потому что русский язык для меня нечто большее, чем средство общения. Мне с детства нравится говорить по-русски. В любой ситуации он выручает меня метким, хлестким словом. Думаю, что такое душевное родство у меня от мамы, одной из самых главных и значимых людей в моей жизни. Я называю её «моя няня», как у Пушкина. Дело в том, что моя мама — аварка, а отец — казах. Возможно, от того, что во мне переплелась кровь горячих горцев и степенных казахов, хорошо говорящих по-русски, этот язык со мной с раннего детства. Мне очень нравится участвовать в конкурсах, олимпиадах, семинарах по русскому языку. Честно говоря, меня задевает, если кто-то лучше, чем я, выполняет какое-либо задание, потому что именно по русскому языку и литературе я должна быть лучшей.

Это не самомнение, а стимул знать больше, читать внимательнее, писать грамотнее.

И близких друзей я нахожу благодаря этому языку: ведь он один из самых доступных в интернете, и не только. В Уральске, где мы отдыхаем на каникулах, у меня друзья разной национальности. Да, мы разные, но объединил нас понятный для всех язык.

Аружан Дәріп, ученица 11 «В» класса ОСШ им. И. Кенесбаева Сузакского района

На прошлогодних дебатах среди старшеклассников я выступала на различные темы на языке Пушкина, заняла первое место, а затем представляла нашу область на республиканских соревнованиях. Русский язык познакомил меня со сверстниками из разных уголков Казахстана, с интересными и увлечёнными людьми.

Мне настолько нравится изучать русский язык, что я решила связать свою жизнь с ним: в следующем году буду поступать на педагога русского языка и литературы. В будущем хочу воспитывать ребят через русские литературные произведения, показать им всю красоту русского языка.

Для меня изучение русского означает дополнительные возможности, знания, знакомства, которые обязательно помогут мне на жизненном пути, ведь он является одним из мировых языков и средством межнационального общения в странах СНГ. Я могу свободно путешествовать по всему свету и обязательно встречу человека, который знает слова «здравствуйте» и «спасибо».

С языком приходят новые знания, расширяется кругозор, меняется мышление, происходит духовный и культурный рост, а значит, открываются возможности добиться большего и осуществить свои мечты. Я могу читать книги на русском, смотреть спектакли и художественные фильмы. Мечтаю побывать в Михайловском, Ясной Поляне, Тарханах, Мелихове и других памятных местах, связанных с именами русских писателей, чтобы понять и разобраться, что вдохновляло их создавать гениальные произведения на все времена. Я считаю, что мне повезло: могу читать и понимать литературные шедевры на родном языке, казахском, на русском, на английском. Те, кто знакомится только в переводах, многое теряют.

Карина Килыбаева, ученица 10 класса ОСШ №4 имени Ж. Баласагуна села Абай Келесского района

В школе я изучаю русский язык. Мне нравится читать в оригинале замечательные сказки Пушкина, стихотворения Есенина, повести Толстого. Мне всегда было интересно, откуда и как появился русский язык.

Я обратилась за помощью к интернету. Оттуда я узнала, что русский язык постоянно изменялся. А произошёл он от древнерусского языка. Само слово «древнерусский» указывает на то, что язык появился очень давно.

Кто же составил русскую азбуку? Как появился русский письменный язык? Оказывается, в далеком 830 году святые Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит. Кирилл и Мефодий — это братья, великие славянские просветители. Они создали новый письменный язык – кириллицу. Именно на кириллице основано более 70 языков, в их числе и русский язык. Если бы не было письменного языка, до нас не дошли бы замечательные произведения великих писателей и поэтов. Таких как Лермонтов, Гоголь, Толстой, Маяковский.

Прошло очень много лет с тех пор, но люди помнят заслуги Кирилла и Мефодия. Каждый год 24 мая проходят мероприятия, которые посвящены Дню славянской письменности.

Какое же значение имеет русский язык в моей жизни? Очень важное значение. Этот язык я слышу с детства. На этом языке говорит моя мама. Русский язык я изучаю в школе с 3 класса. Мне очень нравится разговаривать на русском языке. Я горжусь тем,что владею этим языком. Сколько в этом языке красивых пословиц, поговорок, метафор! А какие замечательные русские народные сказки! Русский язык я полюбила благодаря сказкам Пушкина. Они написаны волшебным и живым языком. Читая сказку, я живо представляю старуху, которая сидит у разбитого корыта, старика, идущего с поникшей головой к морю. Язык пушкинских сказок поражает своей красотой и образностью. Поэтому их хочется постоянно перечитывать.

Всю свою любовь к русскому языку я выразила в стихотворении, которое написала сама.

Люблю язык я русский с детства.

К нему лежит моя душа.

Его я слышу с малолетства,

И это есть любовь моя!

Его я в школе изучаю,

И дома с мамой говорю.

Стихи на русском я слагаю,

На этом языке творю.

Рамазан Кеменгер, ученик 9 класса ОСШ имени К. Бектаева Ордабасинского района

Я живу в небольшом ауле, где нет русской речевой среды. Учусь в сельской казахской школе. Больше всех предметов люблю уроки русского языка и литературы. Стараюсь не пропускать, боясь пропустить что-то интересное и новое… В глубине своей души испытываю не только любовь, но и гордость за великий и могучий русский язык. Благодаря ему я познаю еще больше и открываю для себя все новое и новое…

Принимаю активное участие в мероприятиях по русскому языку. Люблю изучать его за богатство, красоту, ясность и приятное звучание.

Каждый учебный год у нас в школе отмечают праздник языков, во время которого проходят различные конкурсы, такие как «Знатоки русского языка», «Юный филолог», выразительное чтение стихов. Мы знакомимся с русскими народными сказками, легендами, сказаниями. Особое внимание уделяется изучению русского фольклора — пословиц, поговорок, загадок. Если честно сказать, словарь русского языка под редакцией И. С. Ожегова моя настольная книга. Я часто пролистываю его старые, пожелтевшие страницы, чтобы узнать и уточнить, как пишется то или иное слово, выяснить их толкование. Иногда задаю себе вопрос: «Откуда у меня столько заинтересованности в изучении русского языка?» Природные способности, чутье к языку, а может быть, это неутомимый труд наших учителей-русоведов? Ответ один. Это они покорили юные сердца своих учеников, научили их постигать новое, неизведанное, мыслить и рассуждать. Огромное им за это спасибо!

Великий русский писатель и мыслитель Лев Толстой

Анастасия Ткаченко, ученица 9 «Б» класса школы-гимназии №45 г. Шымкента

Меня очень тронул рассказ Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка»… Лишенному естественной среды обитания льву было тяжело и тоскливо, но благодаря веселой собачке, которая скрасила его одиночество, он воспрял духом. Он увидел в ней родственную душу, такую же несчастную, как и он сам. Когда собачка заболела и умерла, лев не смог пережить ее смерть. Новый песик не заменил ему преданного друга.

Показав дружбу между абсолютно разными животными, Л. Толстой хотел, чтобы люди были добрее друг к другу. В наше время между людьми часто происходят конфликты, ссоры, возникает недопонимание.

Я думаю, что современным детям нужно больше читать такие добрые рассказы, как у Толстого, и смотреть такие замечательные фильмы. Мы огрубели и стали толстокожими, не всегда замечаем чужую боль, а если и видим, то не хотим себя утруждать, помогать, соболезновать. Нужно пробудить в людях чувство доброты, сострадания и милосердия. Без этих качеств жить нельзя!

Ангелина Жикина, ученица 9 «В» класса школы-гимназии №45 г. Шымкента

Задумалась: какое мое самое любимое произведение Льва Николаевича Толстого? Безусловно, у него очень много интересных рассказов, повестей, романов. И этот вопрос всегда меня ставил в затруднение. Но все же одно произведение меня зацепило.

Действие рассказа «Кавказский пленник» разворачивается в период Кавказской войны. События, о которых идет речь, произошли на самом деле. Автор поделился своими воспоминаниями и воспоминаниями сослуживцев.

Это история о человеке, который попал в плен, но не потерял силу духа. О трусости его товарища. О доброте маленькой девочки, не побоявшейся гнева своей семьи. Среди всех героев особенно привлекают внимание два положительных героя — Жилин и Дина. Дина всеми способами пытается облегчить участь несчастных пленников, несмотря на наказания и угрозы матери.

Еще одна пара героев, заинтересовавших меня, через которых автор пытается преподать нам очередной урок нравственности, — это Старик и Красный татарин. Из их разговора становится понятно, что ими движет ненависть к людям иной национальности. «Кавказский пленник» — произведение историческое, интересное и поучительное.

Мне очень обидно за Льва Николаевича. На всех портретах в учебниках он изображен стариком с длинной бородой. Но в молодые годы Толстой был статным, высоким, красивым мужчиной. Он проявил себя, как отважный офицер, воевал, был смелым в бою. Ему очень идет военный мундир. Я изображала бы его только в таком красивом виде.

Думаю, что мы должны знать не только творчество Толстого, но и его славное боевое прошлое. Лев Николаевич достоин уважения! И я хочу, чтобы об этом все знали.

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “Умники и умницы конкурса школьных сочинений

  1. Спасибо большое за организацию такого замечательно конкурса, который выявляет творческие способности наших детей, пробуждает интерес к поэзии и прозе.Да, литература ,как и музыка, стирает границы между нациями и народностями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *