Установлены новые механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров

13 Апр 2021 10:46
Количество просмотров: 542

1 июля 2021 года будет введен в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс. Это новый документ для нашей правовой системы, направленный на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, в том числе организацией внутриведомственной деятельности госорганов, а также административным судопроизводством по разрешению споров в сфере госуправления.

«В настоящее время в публично-правовых спорах граждане находятся в неравных условиях, их возможности несоизмеримы с ресурсами госаппарата», — отметил Глава государства в Послании народу Казахстана и обозначил необходимость внедрения административной юстиции.

Для решения этих задач Министерство юстиции и Верховный суд РК разработали проект Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК).

Кодекс закрепляет совокупность гарантий, позволяющих гражданам активно участвовать в процессе принятия управленческих решений. Он устанавливает также эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров вышестоящим органом и органами судебной власти.

Административный орган и административный акт будут играть ключевую роль в установлении административной процедуры, соответствующей международным стандартам.

Так, согласно АППК, административная процедура – это деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры.

Результатом административной процедуры будет являться административный акт, то есть решение, принимаемое административным органом или действие (бездействие), не связанные с принятием административного акта.

Административная процедура может быть начата на основании обращения заявителя (по заявлению или жалобе) либо по инициативе самого административного органа. Есть определенные требования к заявлению. При допущении формальных ошибок в нем административный орган обязан оказать содействие в их устранении.

Закрепляется обязанность административного органа предоставить право лицу быть заслушанным перед принятием неблагоприятного административного акта.

Административный акт, действие административного органа, не связанное с вынесением административного акта, или отказ от его принятия должны быть обжалованы заявителем в вышестоящем административном органе. Жалоба на административный акт административного органа, не имеющего вышестоящего органа, подается в суд.

АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности, заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснением обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы. Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованием необходимых материалов у компетентных органов, приглашению свидетелей и др. В данном контексте введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля.

Решение по результатам рассмотрения жалобы принимается в форме письменного административного акта.

В случае неудовлетворения жалобы лицо вправе обжаловать административный акт, действие (бездействие) административного органа в административном суде.

Модель административного судопроизводства, предусмотренная АППК, предполагает создание новых специализированных административных судов в крупных городах и областных центрах (всего 21 суд) для рассмотрения публично-правовых споров. Это международная практика. В странах, где административная юстиция состоялась, такие споры рассматриваются в обособленных административных судах.

При этом действующие административные суды, рассматривающие дела по Кодексу об административных правонарушениях, будут переименованы. Их новое название — специализированные районные и приравненные к ним суды по административным правонарушениям.

Внедрение административной юстиции предполагает широкое вовлечение населения в процедуры государственного администрирования не только в качестве субъекта подчинения, но и как равноправного партнера, обладающего набором легитимных правовых инструментов для реализации прав и свобод.

Отличительной чертой нового вида судопроизводства станет усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Суд будет обязан выяснять имеющие значения обстоятельства спора, собирать доказательства самостоятельно. Вводится также институт судебного контроля за исполнением актов. В частности, предусматривается возможность неоднократного применения судами денежных взысканий (до 100 МРП) как вида процессуального принуждения для обеспечения своевременного исполнения их требований.

Кодекс предполагает внесение поправок в 75 законодательных актов, десять из которых – кодексы.

Необходимо отметить, что возможны негативные последствия от принятия АППК в виде значительного увеличения объема досудебного обжалования и исков в суд.

Это неизбежные процессы, с которыми сталкиваются все страны, впервые принявшие аналогичные законодательные акты, однако это стимулировало административные органы обеспечить надлежащее рассмотрение обращений лиц и принятие законных и обоснованных решений.

В качестве примера можно привести опыт Латвии, где после принятия Административно-процессуального закона в 2004 году был большой поток жалоб и исков, но по истечении около пяти лет, по информации эксперта GIZ, представителя Латвии, объем подачи исков в административные суды сократился на 30-40 %, поскольку административные органы обеспечивали качественное рассмотрение обращений лиц, тем самым повысили доверие общества к публичной власти.

В целом принятие АППК станет новой ступенью отношений между государством и обществом в соответствии с идеей правового государства, существенным шагом по обеспечению верховенства закона, а также благоприятно скажется на инвестиционном климате страны.

Н. Клышпаева, руководитель отдела департамента юстиции Туркестанской области

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *