Утильсбор: бессмысленный и беспощадный

26 Янв 2022 13:13
Количество просмотров: 870

И, как выяснилось в ходе общенационального разбора полетов деятельности собиравшей его компании «Оператор РОП», совершенно бесполезный для экономики страны.

Куда делись 579 миллиардов тенге, собранных компанией за шесть лет, выясняют компетентные органы. Широкие круги отечественных автовладельцев интересует не судьба этих денег — их все равно не вернуть, а смысл еще одного сравнительно честного способа, во всяком случае, благословленного государством, отъема денежных средств у населения.

За что платим?

Выступления против утилизационного сбора (УС) с автомобилистов начались сразу после введения нового побора. В 2021 году широкая кампания за его отмену развернулась в соцсетях.

«Справедливость утилизационного сбора, — говорит руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев, — как такового, вызывает серьезные сомнения. По сути, это еще один налог на автовладельцев. За шесть лет действия УС, по официальным данным, было собрано в долларовом исчислении 1,3 миллиарда! Это огромная сумма. По оценкам специалистов, на эти деньги можно было построить в стране не менее трех автозаводов полного цикла. Не в формате печально известного «СарыаркаАвтоПрома», на «заводах» которого к готовым автомобилям привинчивают колеса, превращая их в «отечественный продукт», а настоящих. Для примера: крупнейший на сегодня автомобильный завод в СНГ «Хюндай Мотор» в Санкт-Петербурге построен за 550 миллионов долларов.

Это предприятие выполняет все технологические операции: начиная от раскройки рулонной стали и заканчивая сборкой и испытаниями готового автомобиля. Его производственная мощность — 250 тысяч авто в год — превосходит весь казахстанский «автопром» более чем в четыре раза! Один такой завод мог бы полностью удовлетворить внутренний спрос Казахстана. Два превратили бы нашу страну в крупного экспортера.

Единственным и вполне предсказуемым результатом введения утильсбора стал стремительный рост цен на автотехнику. И это не только легковушки для индивидуального пользования, а еще строительная и сельскохозяйственная техника. То, что автомобиль, росчерком пера нашего Правительства, вновь превратился из средства передвижения в предмет роскоши, полбеды. Искусственное взвинчивание цен на спецтехнику потянуло за собой рост цен практически на всю продукцию, которую кое-кто все еще пытается производить в нашей стране. Привет инфляции».

Экология, говорите?

За шесть лет сборов денег, ушедших пока неизвестно куда и кому, в этом направлении не было сделано ни-че-го. Мусор по-прежнему вместо переработки «захороняется» на обширных полигонах, занимающих тысячи гектаров по всей стране.

Огромная территория Казахстана стремительно превращается в одну сплошную свалку. И надежд на позитивные изменения все меньше с каждым годом.

«Почему РОП тратит сотни миллиардов на экологию, полигоны ТБО и прочее, а мы до сих пор живем в позапрошлом веке, не освоив даже раздельный сбор мусора? — задаются вопросом активисты движения «Нет утильсбору!» на своей странице в Facebook. — Система утильсбора за шесть лет полностью провалилась, и опубликованная сумма это доказывает. Налицо гигантская пропасть между собранными средствами и полученными результатами! Что еще должно произойти, чтобы этой антинародной, антирыночной, аморальной схемой, наконец, заинтересовалось «слышащее» государство?»

На седьмом году наше «слышащее» внезапно заговорило. Правда, не устами Правительства, что очень характерно. Утилизационному сбору был вынужден посвятить часть своего выступления перед Мажилисом сам Президент страны. Вот больше Главе государства делать нечего, как тыкать господ министров в лоток с результатами их жизнедеятельности?

Где деньги, Зин?

«У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП», — сказал Президент РК К. Токаев. — Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Я поручаю Правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжению утилизационным сбором «Оператором РОП».

Этим должна заниматься государственная организация, как это происходит в зарубежных странах.

Что касается самих сборов, следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации, поддержке автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения никто не отменял».

Из выступления К. Токаева следует, что вопрос об отмене утильсбора руководством страны не рассматривается. Железная фискальная логика не допускает ликвидации раз введенного налога. В крайнем случае, только косметическую корректировку. Власти явно не разделяют определение активистов «Нет утильсбору!» этих поборов как «антинародных, антирыночных и аморальных». Исходя из такой установки, максимум, на что мы можем рассчитывать, — ставки сбора слегка уменьшат, выплаты за сданный на утилизацию автотранспорт немного повысят. Не более.

«Действующие ставки утилизационного сбора, — поясняет Б. Исалиев, — поражают своей неадекватностью. Суммы сбора достигают стоимости приобретаемого автомобиля. На легковые автомашины это составляет от 437 тысяч до 3,3 миллиона тенге в зависимости от объема двигателя. Кроме утильсбора, при ввозе в страну легковых автомобилей оплачиваются первичная регистрация, установка кнопки «Глонас», предписанной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Как результат — и тоже вполне предсказуемый — отечественный автопарк стремительно стареет и сокращается. Казахстанская компания «Улагат Консалтинг Групп» приводит данные, что в 2014 году в стране насчитывалось 5 миллионов легковых автомобилей, в конце 2021-го — 3,6 миллиона. Плюс около 200 тысяч автомашин с армянскими, кыргызскими, российскими госномерами, на приобретение которых казахстанцы пошли точно не от хорошей жизни. Половина из них — легковушки старше 20 лет.

Для наших министров прозвучит неожиданно, но Казахстан по-прежнему занимает девятое место в мире по территории. Имеет «огромный транзитный потенциал» как центр Евразии, которым мы гордимся уже несколько десятилетий, но все никак не можем реализовать. Нам всеми силами надо снижать транспортные издержки, чтобы сделать транзит грузов через Казахстан привлекательным. Мы же все делаем ровно наоборот! Кому назло?»

Процесс пошел…

Вот только куда? Похоже, что в очередной раз по кругу. На сайте Премьер-министра РК появилась информация, что Правительство страны приняло постановление «О некоторых вопросах подведомственных организаций Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан»:

«Оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определена государственная организация в лице акционерного общества «Жасыл даму». Деятельность ТОО «Оператор РОП» в части администрирования утилизационного сбора и распоряжения соответствующими средствами прекращена. Активы, созданные за счет средств утилизационного сбора, переданы в собственность государства. Исполнение функций администрирования расширенных обязательств производителей передано государственной организации АО «Жасыл даму».

Новые ставки утильсбора в соответствии с планом действий Правительства будут установлены до конца февраля текущего года.

Чем занимается АО «Жасыл даму», кому принадлежит и за какие заслуги его сделали оператором программы утильсбора, неизвестно.

На сайте zhasyldamu.kz доступно только объявление:

«Опубликовано 19.01.2022 года, 09:45. Просмотров: 26.

В связи с осуществлением процедуры передачи функций оператора расширенных обязательств производителей и импортеров в Казахстане АО «Жасыл даму» уведомляет о временной приостановке реализуемых «Оператором РОП» направлений (согласно ст. 388 Экологического кодекса РК). С 19 января 2022 года временно приостановлены программа по приему на дальнейшую утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств и самоходной сельскохозяйственной техники, а также все финансовые операции, связанные с оплатой утилизационного платежа и выплатой субсидий в рамках проекта «EcoQolday». Работа государственного «Оператора РОП» в штатном режиме будет организована в ближайшее время».

Все прочие разделы официального сайта скорее мертвы, чем живы. Что, учитывая богатый, в самом прямом смысле слова, опыт «Оператора РОП», оптимизма не внушает.

 

Игорь Лунин

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *