В его картинах — сама история

30 мая 2019 11:39
Количество просмотров: 3304

к 100-летию со дня рождения художника Григория Пономаренко

В советские времена имя Григория Григорьевича Пономаренко, члена Союза художников СССР, фронтовика, по чьим картинам можно изучать становление Южного Казахстана в послевоенные годы, знал весь Чимкент: у горожан он пользовался большим уважением. Не раз выходили о нем публикации и на страницах «ЮК».

Многочисленные выставки, встречи с земляками проходили не только на юге Казахстана, но и по всей республике. Сегодня о нем помнит разве что старшее поколение, информации в интернете до обидного мало – всего три предложения и десяток его работ.

Между тем в историю города и области он вошел как человек, служивший краю верой и правдой, кистью и холстом. Уникальной можно считать и его галерею портретов героев Великой Отечественной войны: от простых партизан до выдающихся офицеров.

Впрочем, небольшая часть картин Григория Григорьевича хранится сегодня в фондах музея изобразительного искусства.

Его директор А. Оспанов знал Пономаренко при жизни, долгие годы работал вместе с ним в Худфонде, был его молодым коллегой.

— Григорий Григорьевич был не только талантливым художником, но и замечательным человеком: очень добрым, честным, патриотичным. Он всегда поддерживал молодых художников, помогал всем, чем мог. Общаться с ним, учиться у него было большим удовольствием, — вспоминает Айнабек Мынжасарович. – Безусловно, память о таких выдающихся людях нашего края должна оставаться в народе, мы должны чтить их имена.

Хранят память о Г. Пономаренко и в семьях простых шымкентцев, кому довелось общаться, дружить с художником и даже позировать ему. Одни из них – жители Шымкента Владимир и Людмила Гуливец. Как большую ценность берегут они картины и эскизы Григория Григорьевича, подаренные им лично.

— Дружба с ним досталась нам «в наследство» от родителей – с семьей Пономаренко соседствовали и дружили мои родители, — вспоминает Владимир Дементьевич. – Мы, молодые, тянулись к Григорию Григорьевичу не меньше. Он располагал к общению, был очень умным, душевным, эрудированным человеком, много знал, рассказывал о военных годах. Чаще всего видели его за мольбертом с кистью в руках. Работал он много. Бывало, и мы позировали для картин по его просьбе. Так на его картине «Победа» появилась и моя супруга Людмила в «роли» медсестры госпиталя.

А затем появился и портрет молодой розовощекой медсестрички, который с большою любовью хранят в семье Гуливец, как и десятки эскизов Пономаренко.

Житель Шымкента Алексей Шереметьев признается, что дружба с Григорием Григорьевичем была для него настоящим подарком судьбы.
— Я ведь и сам тянулся к изобразительному искусству, — рассказывает он. — Всегда поражало, с какой жадностью, с какой жаждой брался Пономаренко за работу. Купил машину и на ней объездил практически весь Южный Казахстан. Мольберт, краски, кисти возил с собой. И писал, писал, писал. Чаще с натуры. Изображал все: строительство заводов, степные просторы казахстанских степей, которые очень любил, жизнь дальних аулов, горные пейзажи и портреты колхозников, чабанов, доярок, строителей. С большим уважением относился к людям труда, поэтому и картины выходили правдивые, настоящие, как сама жизнь.

Мирная жизнь в картинах Пономаренко перемежалась с тематикой военных лет.

Фронтовик, партизан, прошедший войну с первого до последнего дня, Григорий Григорьевич свято чтил память о Великой Отечественной войне, а День Победы был для него священным праздником. О его легендарном военном прошлом «ЮК» рассказала семья единственного сына Г. Пономаренко Олега, ныне живущая в Санкт-Петербурге. Олег Григорьевич — также известный художник, по его стопам пошла и младшая дочь Ольга. Красной нитью через творчество отца и сына проходит тема Великой Отечественной войны.

— Отец родился в 1919 году в Оренбургской области. После окончания школы стал работать чертежником на медно-серном комбинате, — рассказывает О. Пономаренко. — Учиться на художника ему советовали все, кто видел его работы. В 1939 году он стал студентом Пензенского художественного училища. Учился у замечательного художника Горюшкина-Сорокопудова. А дальше война. Учебу пришлось прервать. В 22 года отец ушел на фронт. Бил фашиста под Оршей, попал в окружение. С небольшой группой бойцов удалось вырваться из вражеского кольца и присоединиться к Первой мотострелковой дивизии. В бою под городом Ярцево его ранило. Попал в плен, но ненадолго. Удалось бежать: превозмогая боль, отец выпрыгнул из эшелона с военнопленными прямо на ходу. Пытался выйти к своим, но был схвачен полицаями. Снова плен в немецком «гросслазарете» в городе Славута и снова побег в декабре 1942 года. К счастью, успешный. Отцу посчастливилось попасть в легендарный советский партизанский разведывательно-диверсионный отряд «Победители» под командованием полковника Дмитрия Медведева. В одном отряде с ним воевал не менее легендарный разведчик и диверсант Николай Кузнецов и много других выдающихся личностей. Их мужественные лица отец зарисовывал в редкие минуты отдыха. Свои эскизы на пожелтевших листах из блокнота он очень бережно хранил, после писал портреты сослуживцев, зарисовки быта партизанского отряда. Отряд «Победители» был интернациональным, в нем воевали представители почти тридцати национальностей: русские, украинцы, поляки, чехи, болгары, армяне, узбеки, белорусы, татары, евреи и представители других народов, а также испанские интернационалисты. Память об этом настоящем боевом братстве отец пронес через всю жизнь и всегда рассказывал об этом на встречах, посвященных Великой Отечественной войне. Никогда не пропускал встреч с сослуживцами, поддерживал с ними тесную связь, часто ездил в другие города Советского Союза.

Война определила всю его дальнейшую жизнь и творчество. В госпитале, куда он попал после ранения, Григорий Григорьевич впервые увидел молоденькую медсестричку Верочку. Красавица, донская казачка, она сразу запала в душу. Поэтому в 1946 году после демобилизации он отправился на поиски в ее родной город Шахты. Нашел и твердо решил, что свою Веру он больше не потеряет. В городок Медногорск они уезжали уже супругами.

Казахстан в жизни Г. Пономаренко возник не случайно.

Много раз, проезжая на поезде по степным казахстанским просторам, он любовался солнечным зеленым краем юга страны. Как художник, отмечал его живописную красоту. В первые годы после войны Григорий Григорьевич вспомнил то наполняющее душу прекрасным ощущение бесконечной степи. И уговорил жену с маленьким сынишкой поехать в Казахстан. Выбор на Чимкент пал из-за наличия в городе художественного фонда, где после Пономаренко трудился много лет. Построил дом, мастерскую, обзавелся широким кругом настоящих друзей, полюбил край всем сердцем и уже не хотел менять ни на какой другой.

Больше сорока лет прожил Григорий Пономаренко в Чимкенте, написал сотни картин о городе: его старой части и новой. Неустанно стоял у мольберта в своем фирменном берете, стараясь запечатлеть каждый штрих в своих этюдах. Тонко чувствовал красоту, умело передавая ее на холст. Нес свое творчество людям. Супруга Вера Андреевна была и музой, и помощником, и служительницей, опорой, хранительницей очага и надежным его тылом. Он часто шутил, что без жены практически беспомощен. Их радушный дом всегда был открыт для многочисленных гостей: Вера Андреевна слыла прекрасной хозяйкой и кулинаркой.

В 1993 году не стало Григория Григорьевича, через семь лет — его супруги. Но человек жив, пока жива память о нем, пока живы его произведения. И город должен помнить тех, кто творил его историю.

Алиса Масалева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *