В идеях и желаниях дети порой продуктивнее взрослых

23 Дек 2022 14:24
Количество просмотров: 2223

В гимназии «Арман» прошли традиционные Армановские чтения

С 2000 года гимназия является Ассоциированной школой ЮНЕСКО, и двадцатый год армановцы собирают у себя в гостях сверстников из других регионов Казахстана.

Проект Ассоциированных школ ЮНЕСКО начат в 1953 году. Цель — мобилизация школ по всему миру для создания и реализации проектов по укреплению роли образования в культуре мира и терпимости.

Основные задачи — развивать концепцию межкультурного обучения. Деятельность школы должна строиться на основе широкого демократического вовлечения педагогов, учащихся и родителей в работу по совершенствованию учебного процесса, повышению качества преподавания, внедрению этических норм и созданию дружелюбной атмосферы. А также делать основной упор на обучение, как жить вместе. Эта работа должна не только предоставлять знания о разнообразии и богатстве различных культур, но и воспитывать понимание того, что прочный и устойчивый мир невозможен без совместных усилий по разрушению барьеров, созданных различием языка, религии, национальности, пола, экономической и социальной систем.

Что касается ресурсов, то самым важным ресурсом ассоциированных школ является человеческий потенциал: учащиеся, учителя, директора школ и национальные координаторы. Как правило, ассоциированные школы обходятся собственными средствами для осуществления своей деятельности.

Школы Казахстана присоединились к проекту в 1996 году. Далеко не все ассоциированные школы проводят научно-практические конференции.

Как рассказала заместитель директора гимназии «Арман» по науке А. Беисова, в одной из школ города Кунаев (бывший Капчагай) ежегодно проводятся встречи учеников для обсуждения проблем водных ресурсов страны, а в Шымкенте ребята собираются на тему историко-культурного наследия.

«В этом году к нам приехали школьники из Алматы, Алматинской области, Астаны, Семея, Западного Казахстана, причем Уральск не пропускает ни одной армановской конференции. Из Алматы прибыли только две школы, а обычно было пять-шесть. Кунаев тоже постоянный участник. В третий раз приезжают астанчане. А ребята из Карасайского района Алматинской области впервые на конференции», — перечислила участников Ардак Сапаргалиевна.

Всего в Шымкент на Армановские чтения вместе с учителями прибыли 49 человек.

В секциях обсуждались вопросы историко-культурного наследия и географии регионов Казахстана.

Участники защищали свои научные работы о людях, внесших значительный вклад в развитие науки и культуры.

Юные краеведы описывали состояние наследия, предлагали пути сохранения памятников.

А так как детская конференция все же научная, ребята не только делились новыми знаниями о памятниках и исторических личностях, но и пытались применить зарубежный опыт сохранения культурного наследия в теории.

Пока школьники выступали в секциях, их наставники участвовали в круглом столе «Туризм в Казахстане: его развитие и перспективы». Здесь учителя школ Казахстана и сотрудники городского управления туризма обсуждали проблемы детского туризма.

Как сказала преподаватель НИШ физико-математического направления из Семея А. Жакенова, тема действительно актуальная. Причем это проблема не только на уровне отдельных регионов, но и на уровне государства.

Большинство учителей, участвовавших в круглом столе, высказали мысль, что необходим республиканский форум по развитию детского туризма. Руководители всех школьных делегаций согласились, что дети должны в первую очередь знать свой край. Как правило, сейчас зачастую ребята с удовольствием рассказывают о памятниках и достопримечательностях Турции, Египта, европейских стран. И оказываются в тупике, когда их спрашивают о городе и области, в которых они живут.

Учитель каскеленской школы «Немере» М. Каирмагамбетов отметил, что все школьные выезды – инициатива, прежде всего, учителей. Это не только отдых, но и участие в экологических акциях. Для развития детского туризма, по мнению Марата Мэлсовича, необходимо менять систему образования и обучать специалистов-организаторов мероприятий детского туризма.

Коллеги из области Улытау поделились успехами в проекте «Номад». Он нацелен на привлечение в ряды краеведов и любителей истории детей с ограниченными возможностями и из малообеспеченных семей. Рассказали об уникальном случае, произошедшем в ходе его реализации. Мальчишка, страдающий аутизмом, от которого отказались родители, самостоятельно выучил казахский язык и стал одним из востребованных гидов, особенно среди сверстников.

В гимназии «Арман», которую представлял заслуженный учитель РК М. Дикань, для популяризации исторического и природного достояния родного края проводятся конкурсы рисунков «Памятники Южного Казахстана» и сочинений.

Вместе с учителями за круглым столом присутствовал руководитель отдела развития туристской отрасли Шымкентского управления туризма и внешних связей А. Калкабаев.

Нелишним было бы и присутствие представителей городского управления образования. Но, увы! Ведь какие бы гениальные идеи по развитию детского туризма ни предлагались управлением туризма, без управления образования решить вопрос не удастся. Те же экскурсии – это внеклассная работа. Опять же шымкентская городская станция юных туристов, которую объединили со станцией юных натуралистов, находится в ведении управления образования.

«ЮК» уже не раз писал, что шымкентское управление образования почему-то посчитало, что сбор денег с родителей на организацию досуга их детей (походы в театр, музеи, экскурсии и т. д.) — это коррупция. Поэтому классные руководители лишний раз стараются не связываться с организацией мероприятий за пределами школы.

Причем многие учителя, приехавшие в Шымкент, отметили, что в вопросах организации школьных экскурсий и туристических поездок родители часто действуют самостоятельно и порой вопреки всем законам образовательного процесса.

А для решения вопроса в пользу детей необходимо совсем немного — системная работа между подразделениями госуправления. В том числе совместная разработка программ по развитию детского туризма управлениями туризма и образования.

Работа в такой связке даст возможность награждать участников всевозможных школьных конкурсов и соревнований не только дипломами и почетными грамотами, но и поощрительными туристическими поездками в другие регионы страны.

Учителя поддержали также программу государственно-частного партнерства между управлениями туризма и турагентствами.

А вопросы финансирования школьных турпоездок, по мнению преподавателей, необходимо решать государству через социальную ответственность бизнеса.

В качестве одного из инструментов популяризации детского туризма среди школьников учителя предлагают открытие школьных кружков «Юный экскурсовод».

Параллельно с работой секций и круглого стола в одном из кабинетов гимназии «Арман» работала творческая мастерская, где ребята могли нарисовать памятники истории и культуры своего края акварелью на камне.

В фойе гимназии расположилась экспозиция керамики бронзового века и эпохи средневековья на территории Южного Казахстана, которую любезно предоставил историко-краеведческий музей Туркестанской области. А экскурсию провел старший научный сотрудник отдела археологии А. Донец. Он же организовал во время проведения научно-практической конференции фотовыставку «Птицы Южного Казахстана» и «Природа юга страны».

Итогом встречи юных краеведов и историков страны в стенах гимназии «Арман» стала обзорная экскурсия по Шымкенту.

Проведение школьных научно-практических конференций — дело важное. Для учеников — это хороший повод для развития критического мышления: научиться работать с первоисточниками, анализировать их и делать выводы.

— Наши Армановские чтения — это не столько общение, сколько возможность для учащихся выступить в другом регионе, перед незнакомой аудиторией. В жюри, которое заслушивает научные доклады ребят, мы не приглашаем школьных учителей. К нам приходят преподаватели вузов и научные сотрудники. Они дают научные рекомендации, говорят ученикам, на что надо обратить внимание в последующих научных изысканиях, — отметила заместитель директора гимназии по науке А. Беисова.

Армановские чтения-2022 — уже история. Но яркие воспоминания о пребывании в Шымкенте у детей останутся надолго.

— Благодаря этой конференции мы не только популяризируем историю родного края, но и защищаем честь нашей школы. Мы впервые приехали в Шымкент, нам здесь очень понравилось. И результатами конференции мы обязательно поделимся с одноклассниками и учителями», — сказали старшеклассницы столичной гимназии №83 А. Тынысбек и Г. Бакитова.

А взрослым хотелось бы пожелать чаще прислушиваться к мнению детей. От них можно узнать не только их потребности в том же детском туризме, но и хорошие идеи по продвижению этого способа познания родного края и страны.

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *