В конце тоннеля — год 2018-ый

26 Июн 2017 12:11
Количество просмотров: 1073

 Уникальное подземное сооружение строилось в рамках проекта транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Тоннели должны были раз и навсегда решить проблему преодоления этого опасного участка автотрассы в зимнее время.

 Иранское ЗАО «Дена Рахсаз» предложило вместо предусмотренного первоначальным проектом открытого разреза горы проложить в ее толще два тоннеля с двухполосным движением в каждом. Что существенно, иранцы не только взяли на себя все проектные работы и обеспечение строительства оборудованием и специалистами, но и обязались уложиться в отпущенную на открытый вариант автодороги сумму 7 млрд. тенге. Дальше все пошло в точном соответствии со старой мудростью — «инициатива наказуема».

Первоначально срок сдачи тоннеля был назначен на август 2016-го, затем передвинут на апрель 2017 года. Работы шли быстрыми темпами, и к концу 2016 было проложено и одето в бетон 832 и 540 из 840 метров двух штолен. Оставалось всего ничего, но тут подрядчики попали под последствия суровой смены курса тенге: задолженности по иностранным контрактам, исчисляемым в долларах, нарастали весь прошлый год и в конце концов сделали компанию
неплатежеспособной. Работы по проходке остановились в январе 2017 года.

«У «Дена Рахсаз», — пояснил директор РГП «КазЖолЛаборатория» М. Ахметов, — есть запас материалов и оборудование для завершения работ, но нет денег. Средства поступали в небольших объемах, что позволяло компании гасить текущие задолженности перед субподрядчиками и поставщиками, и то частично. О ритмичной работе в таких условиях не могло быть и речи. Подобные проблемы возникали у всех компаний-подрядчиков, но сравнительно быстро решались.

С осени прошлого года генеральный заказчик — Комитет автодорог РК — несколько раз поднимал перед Всемирным банком, финансирующим строительство, вопрос о расторжении контракта с этой компанией. В мае это было сделано. Сейчас на стадии согласования вопросы о взаиморасчетах и объявлении конкурса на завершение работ. Из семи миллиардов тенге сметной стоимости «Дена Рахсаз» освоило два с половиной. Согласовывается с банком сумма дополнительного финансирования порядка семи миллиардов тенге из-за резкого снижения курса тенге и соответствующего удорожания всех материалов. У компании остались задолженности по заработной плате (12 млн. тенге) и перед субподрядчиками.

Меры по обеспечению сохранности существующих сооружений, материалов и оборудования возложены на РГП «Казавтодор». Выбор нового подрядчика должен быть произведен до сентября текущего года. Желающие завершить строительство есть. В частности, интерес к этому подряду проявила компания «Синохайдро» из КНР, отлично зарекомендовавшая себя на строительстве автодорог в Казахстане. Есть и другие претенденты. Если конкурсные процедуры пройдут в планируемые сроки и осенью работы на тоннеле возобновятся, то срок сдачи его в эксплуатацию отодвинется на конец 2018 года. Помимо указанных причин, это вызвано необходимостью дополнительных работ. Проезд через перевал до этого времени будет идти по объездной автодороге для опасных грузов, которая уже построена».
Кроме завершения строительства тоннеля и участка автотрассы, предусматривается реконструкция нескольких участков старой автодороги в Тюлькубасском районе по правому берегу реки Арыси. В смету, направленную на согласование со Всемирным банком, заложен 1 млрд. тенге на строительство двух мостов через реки Арысь, Кулан, дорожной развязки в селе Т. Рыскулова, установку водоотводных лотков и прокладку тротуаров.

Кроме этого, в следующем году должно было начаться строительство юго-западного обвода Шымкента. Но полной ясности в вопросе о сроках пока нет. 48-километровый участок с асфальтовым покрытием, десятью мостами и четырьмя дорожными развязками, по предварительной оценке, будет стоить 44 млрд. тенге. Предполагалось, что заказом заинтересуются частные инвесторы с тем, чтобы дорога после ввода в эксплуатацию стала платной. Но пока желающих сделать столь «длинные» вложения не нашлось. Остается открытым и вопрос строительства объезда города Сарыагаша.

И. Лунин
Фото автора

1 комментария в “В конце тоннеля — год 2018-ый

  1. Я уроженец села Высокое. Считаю, что не было необходимости строить туннель на этом месте. Не понимаю, из каких расчетов было принято такое решение. Я видел много горных дорог в в Восточном Казахстане. Природные условия в ВКО гораздо суровее, чем у нас. Видел горные дороги в Дагестане. Задавал вопрос об этом туннеле дорожникам. И они откровенно посмеялись надо мной. По их словам туннель — это очень мощнейший инструмент распила бюджетных денег. Это даже не гора. А так, небольшой носик, который элементарно можно обойти. На 1-2 км дорога удлиниться. Вот так наш Казахстан гробиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *