В светлое будущее — с грузом старых проблем

18 Окт 2017 12:36
Количество просмотров: 1141

 Вот уже больше месяца ученики первых, вторых, пятых и седьмых классов школ области учатся по обновленной программе образования. Кипевшие первый месяц страсти улеглись, и уже можно без лишних эмоций обсудить с учениками, их родителями и педагогами, как для них начался учебный год и что они думают о новшествах.

Распределение новых учебников по классам в школе №46. Фото автора

«Мы часто сами создаем себе проблемы, чтобы потом мужественно их преодолевать». Не помню, кто и по какому случаю сказал эту крылатую фразу, но именно она пришла на ум, когда проводила что-то вроде мини-опроса среди руководства школ. Вопросов было немного: получены ли учебники и в каком объеме, сумел ли педколлектив прийти с родителями к единому мнению по поводу критериальной оценки учащихся, вызвавшей такую бурную реакцию в первые дни сентября?

Учебники, как выяснилось, на сегодняшний день получили практически все школы области. Практически, потому что, увы, исключения все-таки есть. Например, заниматься без нужного количества школьных книг все еще приходится мальчишкам и девчонкам школы-гимназии №20 им. Титова г. Шымкента. Ситуация в этой школе сложная. Как объяснила и. о. директора Д. Дармен, приступившая к своим обязанностям 28 августа, А. Ерошкин, возглавляющий ранее педколлектив, уже четыре месяца находится на больничном, и, видимо, по этой причине в школе не смогли правильно скоординировать работу по обеспечению школьников учебной литературой. В результате Д. Дармен, библиотекарь и еще несколько членов педколлектива вынуждены начинать каждый день с обзвона и объезда коллег из других школ в поисках лишних учебников, чтобы хотя бы частично снабдить классы книгами.

— Лишние экземпляры находятся, но совсем понемногу, — признается Д. Дармен. — Больше десяти комплектов нигде не дали. Сначала раздали собранные книги малоимущим. Теперь все, что в течение дня удается собрать, распределяем между всеми классами поровну. Если учебников на всех не хватит, будем, наверное, делать ксерокопии.

  Больше ни в одной школе Шымкента с русским или казахским языками обучения на нехватку учебников никто не пожаловался. Не хотели говорить о проблемах и в школе им. Сареми г. Шымкента, где обучение ведется на узбекском языке. Библиотекарь Х. Мажидова сначала упорно твердила, что школьники необходимыми книгами обеспечены на сто процентов. Но, услышав, что я владею несколько иной информацией, сдалась и призналась, что седьмые классы учатся без алгебры и геометрии, а пятые — без всемирной истории.

— На алгебру и геометрию мы в апреле заявку делали, — говорит Х. Мажидова. — А вот на всемирную историю нет. Я ее в списке тогда не увидела. Может, ее там не было, а может, я сама просмотрела. Раньше этот предмет не выписывали, поэтому не знали, что он будет.
Как руководство школы планирует выходить из ситуации, библиотекарь не знает, а дозвониться до директора школы и узнать его мнение по этому вопросу, увы, не удалось.

Не полностью обеспечены 2, 5, 7 классы обучающихся на узбекском языке и в шымкентской школе №11. Как сообщила библиотекарь А. Тасыбаева, получены учебники только по пяти основным предметам: химии, биологии, географии, математике и родному языку. На остальных уроках используются обновленные школьные книги на русском и казахском языках.

Есть и забавные случаи. Так, в пятом классе одной из шымкентских школ учитель естествознания впал в ступор, выяснив, что дать задание ребятам поработать с учебником проблематично. Как оказалось, учебники у школьников разные. Не одного издателя, а трех. И порядок подачи тем в них не соответствует друг другу.

«Это либо директор, либо библиотекарь отличились, — говорит руководитель городского отдела образования Ж. Тажиева. — Подавая заявку, директор должен был выбрать одно из издательств, предложенных в перечне и после поступления книг выбрать из общей массы именно те, которые заказывал. Но чаще всего книги забирают библиотекари. В данной ситуации он, видимо, не был предупрежден и взял то, что попалось первым на глаза, вот и все. В общем, натворили чудес, пусть теперь разбираются. Придется выяснить, кто еще забрал не свое и обменяться с такими же невнимательными библиотекарями.

К сожалению, есть и другие проблемы. Главная из них — нехватка учебников, возникшая из-за значительного увеличения количества учащихся. В этом году за парты сели на 12 тысяч детей больше. В том числе во вторых, пятых и седьмых классах — на 3,5 тысячи. На них, понятно, не хватит теперь книг. Дело в том, что когда мы летом подавали заявку на получение обновленных учебников, в списке было на три с половиной тысячи школьников меньше, чем их фактически пришло в классы в сентябре. Понятно, что мы не могли их учесть, ведь заявка заполняется по фактическому количеству. Теперь выясняем, у кого есть лишнее и распределяем туда, где не хватает. Но, боюсь, небольшая нехватка все-таки останется, так что будем поровну делить по классам, чтобы никто без учебников не остался».

Руководство районных школ, до которых удалось дозвониться, ко всем моим вопросам отнеслось подозрительно. Односложно отвечали, что никаких проблем ни с учебниками, ни с чем другим не имеют, и торопливо отключались. Разговорить удалось только директора школы им. Сапарбаева в с. Карасу Сайрамского района.

«Учебники получили в полном объеме. Жалоб и претензий нет, — сказал Р. Ламаев. — А вот пользу критериального оценивания родителям разъяснять пришлось долго. Не могу сказать, что все шероховатости уже сглажены. Все-таки сельские жители по своей натуре консерваторы, а тут реформа за реформой… Но несколько собраний сняли напряжение. Думается, если бы до начала реформы чиновники от образования провели толковые, разъяснительные беседы с населением и по полочкам разложили, что такое критериальное оценивание, как это работает и какую пользу принесет детям, то мы бы пришли к этому без лишней нервотрепки как для родителей, так и для педагогов. А то эту работу пришлось делать уже в ходе учебного процесса. Теперь большинство родителей уже начало понимать, что мир меняется, мы должны меняться и система образования тоже. Так что все постепенно входим в колею: и родители, и учителя, и школьники. Конечно, трудности будут, ведь даже мы, руководители, еще не во все вникли, хотя тоже учились обновленке, но уверен, что обязательно со всем справимся. Нам бы еще интернет побыстрее, чтобы детям цифровые технологии проще было осваивать. Начальство обещало, так что будем ждать».

Переход никогда не бывает легким. С этим согласны и директора шымкентских школ. Не раз и не два пришлось им приглашать родителей, чтобы не только рассказать о новшествах системы образования, но и показать наглядно. Открытых уроков, где педагоги демонстрировали мамам и папам, как теперь ребят опрашивают, как проходят новую тему, как оценивают, прошло с начала года уже великое множество.

«Сначала многие родители были в недоумении, — говорит и. о. директора школы №36 М. Албекова. — Это и понятно. Я бы на их месте тоже понервничала, если бы мне сказали: все, оценок больше не будет. А ведь именно так поняли для себя отмену балльной системы многие родители. Потому и думали, что лишенные привычной отметки, которую они всегда видели в дневнике, потеряют контроль над ситуацией и не будут знать, как их ребенок учится и насколько хорошо отвечает. Но ведь все не совсем так. Напротив, если раньше, в дневнике видели, например, цифру три, родители начинали выяснять у своего чада, за что он ее получил и почему три, а не четыре, то толкового ответа, как правило, добиться не могли. Теперь же в дневниках не предусмотрено место для отметки, зато выделены строчки, где учителя-предметники ежедневно конкретно описывают, чего удалось достичь ребенку на их уроке. А в субботу подробно расписывают результаты недели. Остаются вопросы — добро пожаловать в школу. Там всегда готовы на них ответить».

«Самое главное, что дети после внедрения такого способа оценивания, действительно, стали раскрываться, — добавляет завуч по учебной части школы №11 г. Шымкента З. Наметова. — И учителя теперь узнают их с другой стороны. Особенно это заметно по тем, кто раньше получал тройки-четверки. Это и родители уже заметили, так что все постепенно приходит в норму. К тому же мы провели несколько показательных уроков, которые всем очень понравились. Думаю, еще немного — и одной проблемой станет меньше».

Чего-чего, а проблем в системе образования ЮКО достаточно. Главная — дефицит мест. Как в школах, так и в дошкольных учреждениях. Чему удивляться, если количество детей растет из года в год. Так, если выпускников в прошлом учебном году было около 33 тысяч, то в первый класс в этом году пришли 73 тысячи. То есть прирост составил 40 тысяч детей. И примерно столько же прибывает каждый год. Как рассказали в управлении образования ЮКО, чтобы закрыть дефицит школьных мест, на ближайшие четыре года запланировано строительство 205 новых школ, в том числе: 73 — за счет республиканского бюджета, 132 — областного и районных.

Кроме Шымкента, сложно с местами в школах Ордабасинского, Сайрамского, Мактааральского и Сарыагашского районов, Туркестана. Там же ощущается и нехватка детских садов. Дошколятам хорошо помогают предприниматели, благодаря которым удалось создать около 15 тысяч грант-мест. Еще бы тысяч восемь, и вопрос можно было снять с повестки дня.

Есть и другие проблемы, которые в чем-то решаются, а в чем-то пока, увы, нет: создание условий в школах и детских садах для обучения и адаптации к внешнему миру детей с ограниченными физическими возможностями, жесткий дефицит преподавателей для классов с русским языком обучения, пути снижения суицидальных наклонностей у подростков и многое другое. Но об этом — уже в следующем материале.

И. Притула

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *