Возможность безопасности для женщин и детей

18 Июл 2022 10:38
Количество просмотров: 1194

В столице страны прошел тренинг «Гендерно-ориентированное бюджетирование и инструменты внедрения в систему национального стратегического и бюджетного планирования в Казахстане».

В нем приняли участие более 50 участников из разных регионов Казахстана: это представители министерств и ведомств, областных общественных советов, активисты НПО и эксперты в области гендерного бюджетирования.

Среди них была и жительница Туркестана — учитель русского языка и литературы СШ им. Некрасова, лидер молодежного крыла областного славянского культурного центра И. Чеганова.

На тренинге обсуждались вопросы гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин во всех сферах.

Корреспондент «ЮК» попытался разобраться, что означает термин «гендерно-ориентированное бюджетирование», и пообщался с участницей тренинга из Туркестана.

Правительство Казахстана взяло национальные и международные обязательства по продвижению гендерного равенства и расширению прав и возможностей женщин в самых разных сферах жизни. Это закреплено ратификацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) и Пекинской платформой действий ООН.

Гендерный, или гендерно-чувствительный бюджет (gender responsive budget) – это бюджет, составленный с учетом потребностей и интересов, отражающих социально-половую структуру общества, в частности, интересов женщин.

Гендерное бюджетирование преследует три цели:

— способствовать подотчетности и прозрачности финансового планирования,

— увеличить участие женщин в бюджетном процессе с учетом гендерных аспектов, например, путем принятия мер по равному вовлечению женщин и мужчин в подготовку бюджета,

— продвигать гендерное равенство и права женщин.

Фактически гендерное бюджетирование — это государственный инструмент для эффективного внедрения гендерного подхода почти во все аспекты экономической и социальной политики, для обеспечения надлежащего распределения бюджета в пользу не только женщин и мужчин, но и наиболее социально незащищенных категорий населения — детей, пенсионеров и т. д.

Пояснения, как обстоят дела с гендерным бюджетированием у нас в стране, можно найти в работе научного сотрудника ИЭ КН МОН РК М. Бектургановой «Гендерное бюджетирование в Казахстане: процессы, механизмы и перспективы».

В статье автор указывает, что с каждым годом возрастает значимость гендерного равенства среди граждан. Реализация гендерной политики лежит в основе государственного курса большинства стран мира. Для Республики Казахстан данный вектор развития получил всеобщую поддержку на всех уровнях.

Понятие гендерного бюджетирования было подробно разъяснено в национальной стратегии гендерного равенства. Этот документ определил основные принципы и подходы гендерной политики, реализуемой госорганами Республики Казахстан, гарантирующий расширение прав представительниц слабого пола и обеспечивающий справедливое равенство мужчин и женщин.

В тексте концепции формулировалась главная задача, стоящая перед государством в этой сфере. В частности, внедрение механизма гендерных подходов к созданию, масштабной реализации и действенному контролю за ходом выполнения требований законодательства, центрального и местных бюджетов, а также государственных и социально-экономических программ.

Однако, по мнению Макпал Саттикуловны, несмотря на видимые достижения, остается нереализованным целый ряд важнейших аспектов гендерного равенства, особенно в сфере труда и занятости, учете домашнего труда, формировании гендерной статистики и др.

Существенным фактором, препятствующим внедрению основ гендерного бюджетирования, выступает отсутствие четкой группировки расходов по социальным и групповым критериям, а также по направлениям, характеризующим степень социальной нагрузки (зарплаты сотрудников социальной и культурной сферы, пособия по нуждаемости, бюджетные, страховые расходы, выделение средств на медицину).

Можно отметить, что большинство госпрограмм не включают конкретные гендерные показатели или не представляют гендерной информации для целей мониторинга и оценки.

Социальная политика любого государства не может существовать в отрыве от бюджетной политики.

Именно бюджет является механизмом, позволяющим, с одной стороны, мобилизовать финансовые ресурсы для обеспечения выполнения функций государства, в том числе в социальной сфере, с другой — направить мобилизованные средства на финансирование конкретных мероприятий.

Появление концепции гендерного бюджетирования в конце 1990-начале 2000-х связано с ее упоминанием в параграфе 346 Пекинской платформы действий, в котором отмечено, что правительства должны приложить все усилия для системного изучения затрат государственного сектора в отношении женщин и корректировки бюджета с целью обеспечения равного доступа к государственному сектору затрат.

За короткое время концепция гендерного бюджетирования стала мощным инструментом для учета гендерной проблематики. В последние два десятилетия расширение прав и возможностей женщин все чаще признается в качестве важнейшего фактора целостного и устойчивого развития любой страны.

Несколько программ и проектов по всему миру были запущены и в настоящее время находятся в процессе достижения социальной, экономической и политической справедливости и более широкого доступа к основным потребностям средств к существованию.

«Бюджеты с учетом гендерных факторов», «гендерное бюджетирование» и «бюджеты женщин» относятся к различным процессам и инструментам, направленным на содействие оценке влияния гендерных факторов на государственные бюджеты.

При разработке этих определений основное внимание уделялось проверке государственных бюджетов на предмет их воздействия на женщин и девочек.

Это означает, что на сегодня термин «женский бюджет» получил широкое распространение.

Официальные данные говорят, что Казахстан за последнее десятилетие добился больших успехов в сфере обеспечения гендерного равенства.

Выход на новый уровень стал возможен благодаря обновлению законодательной базы страны, которая пополнилась новыми нормативными актами: о предотвращении насилия в семье и о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин.

* * *

К сожалению, в Казахстане действительно наблюдается неуклонный рост случаев бытового насилия. Об этом не раз писал «ЮК».

В своем мартовском обращении к нации Глава государства К. Токаев заявил, что Казахстану нужно в срочном порядке ужесточить наказания за бытовое насилие против женщин и детей, и поручил Генеральной прокуратуре всесторонне изучить данный вопрос и решить эту проблему.

Как сказала И. Чеганова, женщинам и детям в Казахстане должна быть обеспечена возможность чувствовать себя в безопасности в своих домах.

О том, как проходил тренинг «Гендерно-ориентированное бюджетирование и инструменты внедрения в систему национального стратегического и бюджетного планирования в Казахстане», корреспондент «ЮК» поговорил с И. Чегановой.

— Ирина, расскажите подробнее о целях и задачах тренинга?

— Основная наша задача — понять и научиться на практике использовать гендерное бюджетирование. Было очень много теории на тему гендерного равенства.
На мой взгляд, мало было уделено внимания именно на применение этого на практике: как рассчитать бюджет, чтобы никому не было обидно — ни мужчинам, ни женщинам.

Чтобы улучшить качество потребностей и качество жизни населения, нужно применять определенные инструменты, индикаторы, анализировать — и все это ни за один год.

А вот кто этим всем будет заниматься на практике, какие ведомства, пока не известно. Это очень трудоемкий процесс. Хотелось бы еще, чтобы он был результативным в положительную сторону.

Много времени уделялось рассуждениям, в пример брали страны, где уже эффективно работает эта система. Как это повлияло на уровень жизни людей этих стран, на их благосостояние, социальный, духовный уровень. И нужно ли это Казахстану, учитывая наш менталитет?

Вообще, сама структура «ООН женщин», действующая в Казахстане с 1999 года, работает в партнерстве с Правительством для обеспечения равноправия и возможностей для женщин и девочек.

Она работает по направлению решения таких задач, как расширение экономических прав и возможностей женщин, ликвидация насилия в отношении женщин и т. д.

Насколько эффективно будет распределяться бюджет по гендерному равенству, остается вопросом.

А вот то, что обратили внимание на проблемы женщин, это уже хорошо. Потому что, к сожалению, бытовое насилие у нас есть, и с этим надо как-то бороться, применять действующие меры по защите прав женщин и детей.

Есть люди, которые изъявили желание создать кризисный центр в Туркестане, но опять же этот проект требует времени. Пока он на рассмотрении и утверждении.

К сожалению, участились случаи насилия среди детей. На это тоже нужно обратить внимание и принимать какие-то меры.

— Какие общие впечатления от поездки?

— Поездка была интересной. Доставило удовольствие общение с интересными людьми, которые отдают самих себя, погружаясь в эту работу, решая многие проблемы женщин и детей.

Но мы мужчин тоже не ущемляли, мы учитывали их интересы, мужские потребности, в том числе мальчиков. Высказывались за справедливое гендерное равенство в стране.

— Был ли тренинг продуктивным для участников?

— Насколько продуктивным был этот тренинг, думаю, покажет время. Считаю, что поездка прошла не зря. Мы познакомились с людьми, организациями, которые занимаются вопросами по защите прав женщин не один год. Обменялись координатами.

Если будут проекты, даже в получении каких-то знаний, навыков, думаю, это не помешает. Возможно, для кого-то это полезно и интересно.

— А кто был тренером?

— Светлана Гаращенко — международный эксперт структуры «ООН женщины» из Украины. И представитель структуры «ООН женщины» в Казахстане — Мария Доценко.

Но политические вопросы на тренинге не затрагивались.

— Станет ли жизнь казахстанок хотя бы в отдельно взятой области или городе лучше?

— Если честно, я как-то сомневаюсь в этом. С каждым годом проблем становится больше. Это и бытовые проблемы женщин, и участившиеся случаи сексуального насилия над детьми.

— А почему это невозможно?

— Все возможно, но в этом должно быть заинтересовано больше людей. Должны создаваться центры по решению и профилактике проблем. Мы должны, наконец, выйти на путь к формированию здоровой нации.

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *