Возвращение домой

23 Авг 2024 15:28
Количество просмотров: 371

Они спасались от коллективизации и голода вдали от родных откочевок, но все равно вернулись на родину

Областные архивы полны материалов о том, как кочевники и полукочевники в 20-30-х годах, стараясь сохранить вековые традиции предков по ведению хозяйства, покидали родные края. Могли это дать колхозы? Система обобществления имущества, в том числе скота? Вот так сразу, как только велел товарищ Сталин? Увы… Но призыв к этому был. А тут еще голод, бескормица, падение скота, недород хлебных культур… Все это вынуждало казахов искать места, где можно было выжить.

Известно письмо членов Казкрайкома ВКП(б) М. И. Кахиани, И. М. Курмысова и У. Д. Исаева, отправленное в июле 1931 года Сталину. В нем была просьба разрешить снизить план хлебозаготовок в полтора раза — с 75 млн. пудов до 50 млн. В письме, обнародованном только в 90-е годы Фондом Александра Н. Яковлева, бывшего секретаря ЦК КПСС, рассказывают, что обстановка с хлебозаготовками в Казахстане неблагополучная, так как случился недород зерна, «кроме Сыр-Дарьи, Алма-Аты и Кызыл-Орды, где можно собрать 25 млн. 800 тыс. пудов хлеба».

Известно, что ответил на это письмо товарищей из Казахстана, которые хорошо знали, что голод «косит» людей, Сталин: «Сделать нагоняй. Прекратить дискуссию». Забегая вперед, отмечу, что ЦК ВКП(б) пришлось принимать меры в связи с катастрофическим положением с голодомором в Казахстане. Частями, понемногу из глубинных пунктов с сентября 1932-го по декабрь 1934-го Казахстан получил 31,2 млн. пудов зерна в качестве продовольственной помощи. Чьи-то жизни спасли, но масштабы голода были катастрофически велики.

Между тем голодные люди снимались с мест и еле живые отправлялись в те места СССР, где, им казалось, есть хлеб и выпасы для скота. Часть казахов отправилась за границу. Их потомки вернутся на Родину уже в 90-е годы. Публикуются различные данные, сколько жизней в Казахстане унес голод. Но их можно ставить под сомнение: перепись населения была в 1926 и 1937 годах. Но в чем нет сомнений, так это в том, что это был ГОЛОДОМОР.

Кто-то из кочевников стал приживаться на новом месте. Но партия большевиков не сворачивала с намеченного пути по коллективизации сельского хозяйства. Вот некоторые фрагменты из циркулярного письма исполкома Советов Средне-Волжского края (гриф «не подлежит оглашению»), подписанного председателем крайисполкома Полвицыным и секретарем крайкома Шубриковым.

Фрагмент циркуляра: «Предложить всем казахам-кочевникам пойти в колхозы или организовать из них самостоятельный колхоз.

В случае изъявления желания остаться единоличным хозяйством, отвести для таковых потребное количество пахотно-способной земли и обеспечить сельхозинвентарем».

В циркулярном письме учитывалось, что «значительная часть казахов-кочевников на первое время не в состоянии выполнять более сложные работы в колхозах, совхозах и на стройках, в особенности в управлении сложными сельхозмашинами и инвентарем, давать им наиболее подходящие для них работы, ни в коем случае не допуская снижения выработки трудодней для обеспечения их существования».

Однако… тех, кто отказался вступать в колхозы, а захотел вести единоличным путем сельхозпроизводство, «выслать организованным порядком за пределы края до границы Казахстана». Под конвоем.

А Казахстану нужны были рабочие руки для вновь создаваемых колхозов и совхозов. Посылались представители-агитаторы в те районы СССР, где находились кочевники. География расселения казахов-кочевников была весьма обширна. Предполагалось к 1935 году вернуть на Родину казахов из Узбекистана, Каракалпакстана, Таджикистана, Западно-Сибирского края, Поволжья. Уже был составлен список бригад, которые должны выехать в разные регионы Союза, чтобы вести работу по возвращению казахов-кочевников домой. Но этот план пришлось перенести на более поздний срок из-за нехватки транспортной инфраструктуры. Хотя еще позднее предполагалось заняться возвращением казахов из Китая.

Перевоз кочевников домой был организован крайне плохо, о чем свидетельствуют архивные документы. Вот что говорится в постановлении СНК КАССР «Об оказании продовольственной и медицинской помощи казахам-откочевникам, скопившимся на железнодорожной станции, и о разгрузке железнодорожной станции». Датируется документ 24 февраля 1933 года за подписью В. Случака, заместителя председателя Совнаркома КАССР, и Андижанова, управделами СНК КАССР (документ хранится в фонде №40 Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области (бывший партархив). В постановлении отмечено «отсутствие помощи со стороны Алма-Атинского и Южно-Казахстанского облисполкомов, а также райисполкомов, что (…) привело к увеличению смертности среди откочевников и распространению разных эпидемических заболеваний, а также созданию затруднительного положения на ж/д станциях».

В постановлении сделан угрожающий вывод: «Пренебрежительное отношение администрации ж/д к скопившимся на станциях казахам-откочевникам зачастую граничит с явным проявлением контрреволюционного великодержавного шовинизма».

Нашлись деньги, чтобы организовать пункты питания для откочевников: по 10 000 рублей выделили бюджеты как Алма-Атинской, так и Южно-Казахстанской областей. Снабженцам поручено было отпустить 10 тонн мяса из децентрализованных заготовок, рыбу и необходимое количество овощей.

Отрегулировали движение составов с откочевниками.

Куда направлять на работу откочевников? Один из примеров — туда, где просто нужны были рабочие руки.

Созданный в ноябре 1924 года совхоз «Пахта-Арал» остро испытывал нехватку рабочих рук. Принято было решение Южно-Казахстанского обкома ВКП(б) 8 сентября 1933 года «О вербовке рабсилы для совхоза «Пахта-Арал». Организация, которая называлась мудрено — Уполсовхозхлопок — не перевела деньги вербовщикам. Как решал партийный орган вопрос обеспечения совхоза рабочей силой? В первых строках решения было дано поручение тов. Шмидту из ГПУ «выявить конкретных виновных», почему не хватало рабсилы, а также обязать одного из партийцев отправиться в Ташкент, чтобы всех откочевников, направляемых из Узбекистана в Казахстан, задержать или вернуть на станцию Сыр-Дарья, чтобы направить в совхоз «Пахта-Арал». Не будет транспорта для доставки, пусть идут пешком — расстояние не очень большое.

Кроме того, телеграфно предложить Пахта-Аральскому и Кзыл-Кумскому райкомам и совхозу завербовать и использовать на сборе хлопка всех откочевников, расположенных по соседству с этими районами. Члену партии, который находился в это время в Дарбазе, дали поручение, чтобы он перебросил находившихся там откочевников в совхоз «Пахта-Арал». Решение подписано секретарем обкома ВКП(б) тов. Байбульсиновым.

Хорошо встретили откочевников в Сайрамском районе, сообщается в одном из документов партархива (фонд №40). Привожу почти полностью текст докладной записки от председателя Сайрамского райисполкома, направленной Южно-Казахстанскому обкому ВКП(б) и облисполкому: «Возвратились ранее откочевавшие из Сайрамского района 889 хозяйств. Из них устроены в совхозы 645 хозяйств, остальные занимаются сельским хозяйством. Единоличным способом. Все они живут в своих домах как устроенные в Казахстане, так и неустроенные.

Прибыло из Аулие-ата 116 хозяйств откочевников-казахов, которые устроены в колхозы по Карабулакскому участку. Они размещены по домам бывших кулаков и баев, выбывших из пределов района. Прибывшим откочевникам было разъяснено, что эти дома им передаются в собственное пользование. При каждом доме имеются усадебное место и несколько садов. Все передается для насаждения огородов».

Вернувшимся домой откочевникам была оказана продовольственная помощь. Она выражалась в том, что «выдано сначала 1.IX.33 года 86 906 кг хлеба. Специально выдано прибывшим из Ауле-ата 6 300 кг, а также продукты: масло, сахар, чай, крупа. Выдано им исключительно бесплатно с 50%-ной скидкой».

А что по поводу промышленных товаров? Промтоваров выдано на 10 376 руб. 63 коп.

Откочевники получили рабочий скот — 50 голов.

Председатель Сайрамского райисполкома отчитался и по поводу культурных и оздоровительных мероприятий. Детей откочевников отправили учиться в школы. Что касается оздоровления, то медики ведут «прием вне очереди, а также с выездом в дома медицинского персонала».

Докладная записка председателя Сайрамского райисполкома — единственная, обнаруженная мною в бывшем партархиве, где адаптация казахов-откочевников проходила чуть ли не в идеальных условиях. На самом деле сложностей с возвращением на Родину было много. Что, наверное, в 30-е годы было вполне объяснимо.

Существовал комплекс проблем, требующих больших вложений, особенно денежных, когда в стране идет еще и индустриализация.

Денег только на перевоз возвращенцев требовалось немало. Вот несколько фактов.

Чтобы доставить из Средней Азии в Кызылкумский район по железной дороге 180 хозяйств, надо было вложить 20 тыс. рублей — сумма весьма существенная. Келесскому району, куда должны были прибыть 110 хозяйств, планировалось потратить такую же сумму. На переброску и устройство 80 хозяйств в хлопковые колхозы Сайрамского района — 8 тыс. рублей.

Эти средства предлагалось Наркомфину КАССР отпустить Наркомзему в счет лимита Наркомзема 1936 года.

Но возникали вопросы и другого свойства.

В Государственном архиве Туркестанской области хранится текст постановления президиума Южно-Казахстанского облисполкома «Об устройстве 60 хозяйств-возвращенцев, проживающих в местности Джума Каратасского района» (фонд №249). Из этого документа стало ясно, что хозяйства привезли в район (ныне это Казыгуртский) из Узбекистана, но тут выяснилось, что свободной земли для откочевников нет, чтобы организовать отдельный колхоз. Нашли выход — отправили в Арысский район. Но и тут новая проблема, к сожалению, не изученная предварительно в облисполкоме, что нового колхоза создать не на чем, можно только распределить прибывшие хозяйства по уже существующим колхозам «Октябрь», «Новый путь», «КзылАскер», «Макташи» и «Исаев». Вновь прибывших приняли в порядке допереселения.

Предложено было Каратасскому райисполкому не чинить препятствий к выезду хозяйств, прибывших из Узбекистана, а председателю Арысского райисполкома тов. Мирманову и заврайЗО Бехтурсунову оказать прибывшим «организационное содействие в устройстве».

Из облисполкома пришло на всякий случай разъяснение, что «никаких средств на переезд им выделено за счет государства не будет».

Возвращение казахов-откочевников в родные места — это серьезная помощь хозяйствам, которые только начали свое становление и развитие. Дефицит рабочей силы в колхозах хлопковых и свекловичных районов составлял в общей сложности 13 135 хозяйств, отмечается в плане мероприятий по возвращению и хозяйственному устройству откочевавших хозяйств в колхозы хлопковых и свекловичных районов ЮКО. Наибольшая потребность в рабочей силе была в Пахта-Аральском районе — 2 тыс. хозяйств — и Келесском — 3 800. Чтобы закрыть эти пробелы, надо было строить дома. На возведение жилья государство должно было выделить 16 732 600 рублей. Продовольственная помощь: только хлеба из расчета в среднем по 40 кг на одно хозяйство в месяц — 273 208 руб.

На керосин, лампы керосиновые, мыло, обувь, хлопчатку для пошива одежды и на многое другое требовались дополнительные затраты из государственной казны. А если начать подсчеты с первых шагов? Только перевозка по железной дороге одного хозяйства обходилась (ориентировочно) 120 руб. Расходы, связанные с перевозкой и устройством откочевников, подсчитал ЗА председателя Южно-Казахстанского Облседкома тов. Гурьянов.

Но рабочие руки, которых не хватало, стоили еще дороже. Их надо было найти.

Надо было, чтобы кочевники перешли на оседлый образ жизни. В нашей области было запланировано построить 300 новых домов с надворными постройками (скотные дворы). На это, как отмечено в постановлении СНК КАССР, необходимо было израсходовать
240 000 тыс. рублей. Но это произошло за счет дополнительно отпускаемых средств из Союзного бюджета.

Возвращение казахов-кочевников в родные места было сложной и необходимой задачей советской власти, которая, все равно упомянем, и спровоцировала в свое время отток населения. Историки называют причинами этого коллективизацию, индустриализацию и другие сопутствующие этому мероприятию.

30-е годы — это только начало массового возвращения казахов-кочевников домой. Потом были оралманы, потомки ушедших на чужбину, кандасы…

Подспудно тяга на Родину предков живет в человеке. Даже если ты ни разу не был в тех местах, где твои предки сидели у семейного очага.

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу Государственного архива Туркестанской области, и Е. Тимофееву, сотрудницу Государственного архива общественно-политической истории Туркестанской области.

 

Людмила Ковалева

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *