Время качества, а не количества

28 Дек 2020 10:35
Количество просмотров: 1373

О том, что ждет учреждения образования, учителей и преподавателей, учеников, студентов и родителей в новом году и что сделано для получения качественного образования, рассказал на пресс-конференции министр образования и науки РК А. Аймагамбетов. Ответил он и на вопросы, касающиеся разработки вакцины от ковида и вакцинации населения.

Министр сообщил, что нашими учеными проведена большая работа.

Вакцина была готова в мае. А. Аймагамбетов стал одним из первых добровольцев, привитых казахстанской вакциной. Журналисты поинтересовались самочувствием чиновника и его мнением об антиковидной кампании.

Министр напомнил, что в числе первых испытуемых были и разработчики. Исходя из наблюдений врачей и результатов анализов, жизни привитых ничего не угрожает.

«Я решил привиться, чтобы поддержать наших ученых. Это было в августе. Прошло несколько месяцев. Ни повышения температуры, ни других проблем не было. У меня появились соответствующие антитела. Это показали данные исследований. Я сдавал кровь в лаборатории Алматы», — рассказал глава МОН.

По словам А. Аймагамбетова, сейчас идет набор трех тысяч добровольцев, которые будут привиты до конца года. С ними заключат договоры, обсудят условия, вопросы страхования жизни и другие нюансы.

Глава ведомства также сообщил, что вакцинация будет проводиться и в школах, но никто никого принуждать не будет.

После этого участники пресс-конференции обсудили тему образования, что ждет школы, учителей и учеников.

Министр начал с хороших новостей.

По поручению Главы государства в рамках реализации Закона РК «О статусе педагога» предусмотрено повышение оплаты труда педагогов в два раза за четыре года. В 2021-ом оплата учительского труда вырастет еще на 25 процентов, как и в уходящем году.
Министр напомнил, что педагогам выплачивается порядка десяти видов доплат за наставничество, степень магистра, классное руководство, проверку тетрадей и т. д.

«В зависимости от категории учитель может получать от 30 до 50 % от своего оклада. За преподавание предметов на английском языке, проверку тетрадей, классное руководство, степень магистра впервые в этом году нашим коллегам доплачивают 27 000 тенге ежемесячно», — с гордостью заявил А. Аймагамбетов.

Причем это касается не только учителей школ. В эту категорию входят и педагоги детских садов, колледжей, системы дополнительного образования.

Преподавателям вузов, отметил министр, за счет увеличения в два раза размеров государственных грантов повышены оклады профессорско-преподавательского состава. Причем в государственных высших учебных заведениях — на 20 %, а в остальных — на 30 %.
До принятия Закона «О статусе педагога» учителя постоянно возмущались по поводу большого количества бумажной работы. Закон де-юре отменил все лишние документы, но де-факто ничего не изменилось из-за отсутствия, как сказал глава образовательного ведомства, юридических оснований.

По его словам, после принятия подзаконных нормативно-правовых актов составлен перечень документов, обязательных для заполнения педагогами организаций среднего, технического и профессионального образования.

«На сегодня утверждено, что педагог должен ежедневно заполнять не более двух документов — классный журнал, который в основном заполняется в электронном виде, и поурочные планы. Другие документы ежедневно он заполнять не должен. Конечно, раз в год учитель готовит календарно-тематическое планирование, а все иные отчеты мы сейчас систематизировали. Если поступают жалобы, принимаются конкретные меры. Только в этом году за нарушение этой нормы было наказано более 50 руководителей организаций образования», — подчеркнул глава МОН.

По его словам, с нового учебного года исключены 11 форм документов строгой отчетности, чтобы преподаватели могли уделять больше времени подготовке к занятиям и профессиональному развитию.

А. Аймагамбетов подробно ответил на вопросы о стипендии студентов.

С января 2020 года на четверть повысились стипендии студентов, обучающихся по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования. Бакалавры получают теперь 26,1 тысячи тенге, магистранты — 66,9 тысячи тенге.

«С 1 сентября 2020 года увеличились стипендии студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, и докторантов. Теперь они получают 42 тысячи тенге. Это самая высокая стипендия среди всех направлений подготовки», — сообщил министр образования.

Не остались без ответа вопросы об оптимизации вузов.

«В своем выступлении Глава государства по поводу образования сказал, что сейчас время качества, а не количества. Получив такой месседж, МОН РК лишило 25 вузов 67 лицензий, а обучающиеся в них 17 тысяч студентов переведены в другие учебные заведения», — сказал
А. Аймагамбетов.

После судебных разбирательств закрыли еще пять вузов. Основная причина закрытия университетов и институтов — низкое качество образования, особенно по педагогическим, медицинским, архитектурно-градостроительным и юридическим специальностям.

«85 вузов нашей страны готовят педагогов. Это очень много. Но если смотреть на качество подготовки, возникает немало вопросов. Поэтому мы усиливаем квалификационные требования и забираем лицензии у этих вузов. То же самое можно сказать про юристов: их готовили 72 вуза! А в свое время потребность в юристах в стране обеспечивали всего два вуза — КазГУ и КарГУ. Поэтому сейчас мы принимаем меры, чтобы обеспечить необходимое качество», — объяснил главный педагог РК.

Он также добавил, что еще до начала учебного года 36 вузов не получили госзаказ на гранты. Это связано с низкими позициями в рейтинге и рядом претензий к учебным заведениям.

Министр объяснил, когда школьники начнут обучение на латинице. При переходе казахского языка с кириллицы на латиницу поспешности быть не должно. Поэтому в следующем учебном году первоклассники будут изучать «Әліппе» на кириллице. Когда начнется поэтапное внедрение латиницы, тогда изменится алфавит в букваре. Пока же более чем в 100 школах страны начато обучение по новым учебникам в пилотном режиме.

Тема ковида присутствует в любом разговоре. Поэтому журналисты поинтересовались, почему в сентябре, когда заболеваемость была ниже, ученики среднего и старшего звена обучались онлайн, а теперь в сложной эпидобстановке обучение будет комбинированным?

На этот вопрос, волнующий многих родителей, А. Аймагамбетов ответил, что мера эта вынужденная.

«Такое решение касается тех детей, которые через несколько месяцев буду тсдавать итоговую аттестацию, государственные экзамены. Речь идет о выпускниках девятых и одиннадцатых классов. 70 % программы дети будут изучать в традиционном режиме, 30 % — дистанционно».
Под традиционным режимом подразумевается посещение учащимися уроков казахского, русского и иностранных языков, физики, химии, биологии, алгебры и геометрии в школах. Санитарные требования, безусловно, отметил министр, будут выполняться.

На вопрос о разделении классов на две группы и будет ли учитываться при оплате увеличение часов, глава МОН ответил утвердительно: «Если в обычном режиме учитель отрабатывал 15 часов, а в новых условиях — 30, то платить ему будут по количеству фактических проведенных учебных часов. Это касается и дежурных классов».

Корреспондента «ЮК» интересовал вопрос об исключении средних профессиональных учебных заведений, находящихся в доверительном управлении, из государственной программы «Жас маман»:

— В Туркестанской области три профессионально-технических лицея и колледжа находятся в доверительном управлении. Еще 12 готовятся перейти под опеку шефов. Шесть из них в 2019 году прошли отбор по программе «Жас маман». С 1 января 2020 года началось финансирование. Однако, согласно приказу № 457 от 23.10.20 МОН РК, указанные учебные заведения исключены из программы. Каковы причины исключения? Насколько эти действия законны?

«Это компетенция местного исполнительного органа. Могу сказать, что институт доверительного управления важный. Наше министерство проводит (в этом направлении – авт.) активную работу. Нам нужно, чтобы крупные производители и бизнес передавали свои компетенции, помогали в подготовке хороших кадров для себя и рынка, обеспечивая обучающий процесс практикой на своей базе».

Что думают по этому поводу управляющие трех колледжей и лицеев, исключенных из госпрограммы «Жас маман», читайте в этом номере в материале И. Лунина «Как дали, так и отняли».

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *