Время профессионалов

28 Авг 2019

Рахманали Дуйсебекович Оразбаев — руководитель ТОО «Стандарт-ОРД», вице-президент Союза строителей РК и Центральной Азии.

Родился 30 ноября 1961 года в селе Абай Келесского района ЮКО.

Окончил Казахский химико-технологический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство», квалификация «Инженер-строитель».

Инвестиции. Начни с себя

Об инвестициях у нас поговорить любят все кому не лень. В рейтингах акимов этот пункт занимает видное место. И показатели, вроде бы, неплохие: растут инвестиции почти повсеместно. Как водится, есть и отдельные недоработки. Вот Шымкент недавно оказался не на высоте по привлечению стороннего финансирования. Зато область уверенно держится в передовиках.

«Только стоит задаться вопросом, — говорит Р. Оразбаев, — куда эти инвестиции привлекать конкретно? В так называемые «индустриальные зоны»? В них вбуханы огромные деньги, а отдача оказалась ниже арифметической погрешности. Где-то «зоны промышленного роста» просто зарастают бурьяном, где-то теплится жизнь, работают небольшие производства. Уровень «индустрии» недавно отметил аким области Умирзак Шукеев: привести импортный трактор и собрать его на месте — это не производство. Эти «индустриальные» зоны изначально не рассчитывались на крупные производства. По принципу «маленькие, но много». У нас даже в перспективных генпланах развития городов ничего подобного не заложено. Не было адекватного планирования, какие производства в них будут размещаться. Строили в почти авральном режиме — для отчета. По принципу «деньги освоим, а там предприниматели сами попрут».

Для серьезных инвесторов все эти цеха, даже если мы гордо называем их заводами, мелковаты, и потому неинтересны. Большому бизнесу соответствующие масштабы требуются. Акиматы всех уровней ежегодно принимают сотни зарубежных гостей — предпринимателей и чиновников. За эти годы подписана гора меморандумов, так и оставшихся декларациями о намерениях, а «потенциальные инвесторы» все ездят и присматриваются. У иранцев, к примеру, эти визиты раз в два-три года без зримых результатов стали уже традицией. Главы наших регионов тоже любят путешествия. В последнее время предпочтение в деловом туризме отдается Европе. Хотя и более близкий географически Китай не забывают. Ощутимых результатов от этих вояжей, кроме расширения кругозора чиновников, тоже как-то не ощущается.

Стоит задуматься, а почему мы все время, как мантру, повторяем: «Нужно привлечь иностранных инвесторов»? Отечественные где? Почему наши, за редким исключением, вкладывают деньги исключительно в тойханы, АЗС и аптеки? Ну хорошо, те, кто вложился в залы торжеств Туркестана, сегодня получили мощный стимул — аренду под госучреждения. И то только на время, пока не отстроили новый административный центр. А остальные?

Скажу банальность: пока вложения денег в местное производство не станут привлекательными для отечественных инвесторов, никакая заграница нам не поможет. Нужно прежде всего создать условия для собственных предпринимателей, привлечь деньги в развитие производства товаров народного потребления, мясо-молочной продукции. Это же абсурд: завозить из-за рубежа самые элементарные вещи, когда можно и нужно выпускать их здесь!

Задача местных властей аккумулировать деньги в регионе, чтобы они превращались в реальные товары повседневного спроса и давали быстрый оборот. Есть проверенный опыт акционирования новых проектов, привлечения средств широких слоев населения. У нас это почему-то не работает. Одна из давних проблем — доверие. Люди, пережившие пирамиды 90-ых, наблюдающие, как работают наши нацкомпании, медицинские и пенсионные фонды, с большой опаской относятся даже к самым реальным начинаниям. «Утром деньги — вечером стулья» — под честное слово не срабатывает.

Все время говорят про создание климата для зарубежных инвестиций, забывая о внутренних! Уверен, что народные инвестиции должны быть основными для развития населенных пунктов и страны. Но… Эти инвестиции надо структурировать и направить в действительно перспективные отрасли экономики. Сегодня люди вкладывают деньги по собственному разумению, зачастую в бесперспективные или перенасыщенные проекты (привет любимым всеми аптекам и кафе). Нет мозгового центра, команды специалистов, нет полноценных исследований рынка товаров и услуг, чтобы грамотно распределять внутренние инвестиции».

Народные инвестиции.

Есть примеры

В области сейчас реализуется очень интересная и перспективная идея С. Терещенко — акционерное садоводство. Участники проекта, вкладывая деньги, вместо акций покупают саженцы. Дивиденды будут получать по мере роста деревьев от урожаев. Этот принцип можно применять достаточно широко. Он дает самое главное — эффект вовлеченности каждого в общее дело и заинтересованность в его успехе.

» В Шымкенте приступили к восстановлению реки Кошкараты и реконструкции всего прилегающего района. Процесс идет сверху, а должен — горизонтально. Должны быть задействованы все местные жители. Здесь можно создать сеть мастерских народных промыслов, кафе, да мало ли чего еще.

В какой форме объединить их усилия — надо подумать. Может быть, объединить их в рамках государственно-частного партнерства, хотя, как правило, в таких делах это работает плохо. Может, создать общественный фонд? Главное, чтобы каждый человек был заинтересован в деле. Тогда этот проект станет действительно прорывным и долгосрочным, не остановится на разовом благоустройстве жилого массива, а станет объединяющим для всех неравнодушных к судьбе своего города. Чиновники на такой подход не способны. Не потому что плохие — служба под это не заточена».

Пока вложения денег в местное производство не станут привлекательными для отечественных инвесторов, никакая заграница нам не поможет. Нужно прежде всего создать условия для собственных предпринимателей, привлечь деньги в развитие производства товаров народного потребления, мясо-молочной продукции.

Слово профессионалам

А лучше — и дело. Нарастающий непрофессионализм во всех сферах деятельности стал уже общим местом. Об этом говорят на всех уровнях власти, с этим сталкивается каждый в повседневной жизни. Очевидную опасность этого для общества вроде бы осознают все. Во всяком случае много и красиво говорят о повышении профессионального уровня специалистов. Особенно те, кто в этом не очень разбирается.

«Они же борются с непрофессионализмом странным методом бесконечных реформ образования и всех сфер экономики, — продолжает Р. Оразбаев. — Имитация бурной деятельности с КПД, близким к нулю. Ежегодно принимается более пятисот(!) новых законов. Как по ним работать бизнесу, если их даже изучить как следует невозможно? Параллельно растут как грибы всяческие комиссии и советы при органах исполнительной власти. По замыслу они должны хоть отчасти компенсировать низкий уровень управленцев. Появляются они только из-за некомпетентности чиновников, из-за острого недостатка в аппарате управления профессионалов, которые могли бы формулировать долгосрочные задачи развития и организовывать их последовательную реализацию. Как показал многолетний опыт, комиссии и советы тоже не выход. Это просто совещательный орган, члены которого не несут никакой ответственности за конечный результат. При этом они могут своим авторитетом узаконить незаконные действия и защитить от преследования ответственного работника. И это не профильный институт, где трудятся узкие специалисты, отвечающие за свои рекомендации. В лучшем случае — дискуссионная площадка. При условии, что все кооптированные в комиссию или совет — профессионалы в своей сфере. На деле такой подбор — редкость. Достаточно просмотреть состав комиссий разных уровней. В них заседают люди, которые по долгу службы и так обязаны заниматься вопросами компетенции комиссий и советов ежедневно. В некоторых регионах в составе советов чиновники, депутаты и несколько человек «из народа» — для мебели. Что этим чиновникам и депутатам там делать? Если есть у них новаторские идеи, они могут успешно реализовать их без всяких общественных структур.

Почему-то отсутствуют профессионалы — инженеры, ученые, специалисты с большим опытом практической работы. В результате вместо реальных действий снова говорильня и бесконечные предложения «по внесению изменений и дополнений». Ничего не изменится, пока профессионалы, организованные по отраслям, не получат права регуляторов. Вместо бесконечного раздувания госаппарата и наращивания числа министерств и госкомитетов по всему и вся. Это мировая практика. Если мы хотим двигаться вперед, стоит ее наконец использовать».

Игорь Лунин
фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *