«Всю жизнь учу, всю жизнь учусь…»

26 Окт 2018 15:49
Количество просмотров: 1539

Сорокалетие своей деятельности в образовании отмечает в этом году директор высшего колледжа новых

технологий им. М. Утебаева, доктор юридических наук К. Досалиев

До руководства колледжем Канатбек Балтабаевич работал ректором нескольких вузов, в числе которых юридическая академия, университет «Улагат», один из институтов ЮКГУ им. М. Ауезова. А уже четырнадцать лет возглавляет колледж им. М. Утебаева. Но где бы К. Досалиев ни работал, чем бы ни занимался, будь то депутатская или партийная деятельность, его всегда отличало стремление ставить перед собой самые сложные задачи и прилагать максимум усилий для их выполнения.

«Этот год я могу назвать годом множества значительных и даже знаковых событий, — говорит Канатбек Балтабаевич. — Первое из них – присвоение колледжу имени Манапа Утебаева, который 35 лет проработал в этом учебном заведении и 32 из них был директором. Мне не пришлось с ним поработать. Я пришел на его место в 2004 году, но хорошо знал Манапа Утебаевича по совместной депутатской деятельности. В маслихате мы вместе рассматривали проблемные вопросы образования в области. Хорошо знал его как человека. Во многом мы придерживались одних взглядов, может, поэтому и с коллективом сработался без проблем. К слову, став директором, менять кардинально педсостав не собирался, хотя многие этого ждали. Но я никого не стал трогать, потому что знал: коллектив работоспособный. За 14 лет, конечно, немало изменилось. Когда пришел, в колледже училось всего 800 студентов, из них 70 процентов – бюджетники. А в то время получить деньги из бюджета на ремонт и укрепление материальной базы было очень трудно. Значит, нужно увеличить количество студентов, обучающихся на коммерческой основе. За три года довели их число до четырех тысяч. Благодаря этому полностью за свой счет сделали капремонт. Начиная крышей и заканчивая подвалом. Закупили необходимое оборудование, поменяли оргтехнику и мебель. С таким количеством студентов потребовалось увеличить и коллектив преподавателей. Их число с 75 выросло до двухсот с лишним. Специалистов принимали только по конкурсу, комиссионно. Единолично за все годы работы ни одного не взял на работу. Так что отбор к нам в коллектив очень жесткий».

Зато и результат, как говорится, налицо. Колледж постоянно получает благодарственные письма как от вузов, где студенты колледжа получают высшее образование, так и от крупных предприятий, где выпускники работают. Ведь ни для кого не секрет, что в колледжи идут в основном те ребята, кого в школах убеждают в несостоятельности. Тех, кто не смог проявить себя, не блистал эрудицией, способностями и дисциплиной, уговаривают забрать документы после девятого класса. Аргументируют это обычно неспособностью сдать ЕНТ. Почему же из колледжей, подобных им. М. Утебаева, они потом выходят прекрасными востребованными специалистами?

«Мы стараемся делать очень много для формирования личности студентов, — говорит директор колледжа. — Ведь наша задача — дать им не только качественное образование, но и хорошее воспитание. И первое, чему сразу учим новичков, — это опрятность. Я говорю им: кем бы вы потом ни были — бизнесменами или госслужащими, специалистами крупных компаний или небольших организаций, — всегда и везде сначала оценят по тому, как вы выглядите, как ведете себя. Поэтому нужно научиться вести себя культурно, одеваться аккуратно.

Кроме того, мы строго контролируем посещаемость. Поэтому процент отсутствующих у нас мизерный: не больше пяти процентов в течение учебного года и не более восьми процентов в сезон ОРЗ и ОРВИ. Все это формирует в наших ребятах правильное отношение к жизни и учебе. В дальнейшем они не только хорошо учатся и работают, но и активно участвуют в жизни коллектива, а их руководители отмечают хорошие знания, которые мы дали. Для нас это лучшая награда!

Конечно, огромное значение имеют и практические занятия. Поэтому недавно новому талантливому специалисту поручил создать строительно-проектный центр. Он все подготовил, и теперь наши ребята, обучающиеся строительным специальностям, там практикуются.
В этом году мы уже начали выпускать для себя парты, столы, стулья. Приобрели несколько сварочных кабин и аппаратов и приступаем к производству металлических изделий. Есть работа и для компьютерщиков. Приобретем необходимые детали — пусть студенты собирают их сами. В ближайшее время хотим на своей территории построить большой ангар, в котором разместим несколько мастерских, и начнем изготавливать строительные материалы и для себя, и на продажу. Это даст дополнительные средства на нужды колледжа, покроет около сорока процентов затрат на свет, воду, тепло, чтобы не просить денег из бюджета.

Все это как раз в духе дуального образования, которое позволяет закрепить теоретические знания практическими занятиями в соотношении 40:60. Я не только всю жизнь учил, но и сам никогда не переставал учиться, и к этому призываю всех студентов и педагогов. Ведь жизнь быстро меняется, меняются и требования к специалистам, и мы обязаны успевать за этим процессом, чтобы оставаться востребованными».

Стремление к новаторству — еще одна черта Канатбека Балтабаевича. Именно возглавляемый им колледж первым внедрил у себя систему менеджмента качества и не только казахстанскую, но и французскую. А затем создали консалтинговую компанию, чтобы помогать получать соответствующий сертификат и другим колледжам. В рамках обновленного образования здесь одними из первых стали преподавать несколько предметов на английском языке.

Неудивительно, что именно возглавляемый им колледж первым получил статус высшего. То есть здесь принимают ребят как после девятого, так и после одиннадцатого класса и готовят не только квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, но и инженерный состав по нескольким специальностям.

«На сегодня только наш колледж в Шымкенте имеет такие возможности, — говорит К. Досалиев. — Дело в том, что спустя немного времени после получения нами лицензии на эту деятельность в законодательство было внесено изменение, запрещающее принимать в высшие колледжи выпускников девятых классов. Думаю, это неправильно. Так считают и многие коллеги, поэтому мы планируем провести в декабре международную конференцию с участием зарубежных партнеров, парламентариев, коллег из других областей и городов, на которой представители ТиПО поднимут вопросы, касающиеся законодательных документов, регламентирующих работу профессионально-технических учебных заведений страны.

Эту идею поддержала и руководитель управления образования Шымкента Акерке Абылайхан. Надеюсь, она поддержит и наше желание передать колледж в доверительное управление надежным партнерам-производственным предприятиям. Думаю, для этого уже пришло время.

Соответствующий закон принят, и мы готовы работать по-новому. Например, на территории колледжа четыре года назад был создан учебно-производственный комплекс «Орлеу сапа». Я его даже презентовал министру образования и науки. Есть и надежные предприниматели, готовые к сотрудничеству в этом плане. Мы создаем из социальных партнеров консорциум. Центром консорциума станет «Орлеу сапа». Те, кто будет у руля в этом комплексе вместе с нами, тот и получит доверительное управление колледжем. Партнеров у нас порядка восьмидесяти, около десятка генеральных планируем привлечь к доверительному управлению. Осталось только получить одобрение руководства города, на которое я очень рассчитываю».

Очень рассчитывает Канатбек Балтабаевич и снова наладить совместную работу с иностранными коллегами. Здесь уже был совместный проект с кембриджским региональным колледжем, который назывался «Два плюс два» и работал по стандартам Великобритании.

«Мы выдавали двойные дипломы, — рассказывает К. Досалиев. — Ребята два года учились здесь, потом два года в Англии и получали степень бакалавра. Но в связи с финансовыми проблемами проект пришлось свернуть. Всего таким образом успели обучиться только семь студентов. Эти ребята были буквально нарасхват. Поэтому опыт зарубежных коллег для нас очень важен. Многое можно сделать для улучшения процесса обучения, его совершенствования. Мы всегда будем к этому стремиться, тем более сейчас у нас появились дополнительные стимулы: город, в котором мы находимся, получил статус республиканского, грандиозное строительство Туркестана, акцент на педагогическое сообщество Главы государства в Послании народу Казахстана. И теперь руководители учебных заведений должны соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Ведь сектор образования – один из самых значимых.

В развитии государства, в любой его сфере, вклад учителя имеет наиглавнейшее значение. Необразованный человек не сможет стать хорошим специалистом и принести пользу своей стране. Поэтому принятие закона о статусе учителей, разработка которого начнется по инициативе Президента страны, станет для всех педагогов эпохальным событием. Это вернет учителям заслуженное уважение, которое мы обязаны оправдать. С огромной благодарностью воспринято педагогами сообщение о необходимости в течение пяти лет довести расходы на образование, науку и здравоохранение до десяти процентов ВВП. Ведь это наверняка выведет нас на новый уровень развития. И мы, педагоги, будем принимать в этом процессе самое активное участие».

Ирина Притула

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *