Вырастить и переработать

11 Ноя 2022 13:10
Количество просмотров: 1995

Региональный бренд

Во время поездки в Казыгуртский район аким Туркестанской области Д. Сатыбалды побывал в ТОО «Каркын-2030», которое является флагманом пищевой промышленности региона. Оно появилось на окраине сельского округа Какпак, рядом с узбекистанской границей. Его учредители на свои средства построили убойный и колбасный цеха в 2010 году.

На памяти первый журналистский десант в эти края. Реализуемый проект впечатлил масштабностью и размахом. Он включал поливные земли, в том числе для выращивания кормовых культур для крупного рогатого скота и кур. Каркынцы в Павлодарской области закупили первую партию КРС — 400 коров симментальской породы. И отправили на откорм. Так что к запуску мясного конвейера они имели и собственное сырье, и кормовую базу. К ним добавилась еще птицеферма. В 2012 году в Канаде ТОО приобрело 6000 инкубаторских яиц и начало массовый откорм пернатых. Из мяса птицы стали выпускать колбасу. А в 2013-2015 годах по лизингу купили оборудование германской компании Schaller для колбасного производства.

ТОО «Каркын-2030» сегодня во многом преуспело. В его ассортименте — 60 видов мясной продукции, в том числе деликатесов. Производит до пяти тонн изделий в сутки. В последнее время компания начала поставлять куриные яйца в торговую сеть, вступив в конкуренцию с маститыми птицефабриками. А торговая марка «Нарлен» стала региональным брендом. Сегодня она узнаваема и популярна. Как казыгуртским мясоделам удалось относительно быстро завоевать такой престижный титул?

Генеральный директор ТОО «Корік ШК» Б. Акбердиев, продвинутый менеджер, прокомментировал: «Чтобы раскрутить бренд, нужны хорошие деньги для проработки маркетинга. Что сделали каркынцы, вступая на рынок? Они стали отдавать свою продукцию под реализацию в магазины: деньги после продажи. То есть давали товар в долг. В маркетинге это называется качественная дистрибуция. Но отдавая, нужно вкладываться. Они вложились. И у них все получилось».

Индустриальная зона «Казыгурт»

Главным перерабатывающим центром сельскохозяйственного района стала индустриальная зона «Казыгурт», расположенная рядом с районным центром, в 53 км от Шымкента, по соседству с международной автомобильной трассой Алматы — Термез.

Б. Акбердиев.

Индустриальные зоны начали активно создаваться в ЮКО 7-8 лет назад во всех районах. Они должны были привлечь частные инвестиции, стать промышленным сердцем сельскохозяйственных территорий.

Для ИЗ «Казыгурт» в районе выделили 40 гектаров на территории сельского округа Сарапхана. Строительство началось в декабре 2014 года. Подрядчиком стало ТОО «Шанырак». Здесь проложили асфальт, подвели газ, провели почти 7,5 тыс. метров электрических сетей. Смонтировали водонасосную и комплексную установки водоочистительной станции. Одним словом, создали все условия для предпринимателей и бизнеса.

Первым инвестиционным проектом стало производство газобетонных блоков — штучного стройматериала. Выпускать эту продукцию пожелали сразу два производителя: ТОО «Отырабат курылыс» и ТОО «ЮКГУ». Сейчас оба простаивают, хотя строительство в районе не снижает темпов.

Торжественным было открытие в 2015 году пищевого объекта ТОО «Lotus Food Company LLC» — первого в области по производству продуктов быстрого приготовления. Впечатляла стоимость проекта — 471 млн. тенге. Сюда зачастили высокие гости, журналисты. Но в 2018 году владелец Lotus продал его непальской корпорации Chaudhary Group CG Globa, владельцем которой является Бинод Чаудхари, единственный непальский миллиардер. Он прилетал на открытие своего нового предприятия в Казыгуртский район. Оно выпускает лапшу быстрого приготовления под названием Wai-Wai (с тайского языка переводится «быстро-быстро»). 702 вида сырья: мука, масло, тара — наши казахстанские, еще 30 (приправы) — завозные.

Позже здесь заработал цех по розливу минеральной воды с торговой маркой AQVA the best. На конвейере — только большие емкости. Говорят, учредитель планировал открыть совершенно другое производство. Но когда неподалеку пробурили скважину, взяли оттуда образцы воды и отправили на исследование, выяснилось, что водичка не простая, содержит множество полезных для человека элементов. Так появилось в индустриальной зоне новое производство.

Н. Шалгынбай.

Большие планы были связаны с запуском в ИЗ завода по переработке молока — единственного в Казыгуртском районе. На нем собирались выпускать сливочное масло и сухое молоко. Во всех инстанциях был одобрен этот проект стоимостью 602,7 млн. тенге. Мощность нового предприятия, строительство которого должно было завершиться в 2016 году, планировалась в 17 520 тонн в год. Но ТОО «Асыл бастау кз», автор привлекательного проекта, взятых обязательств не выполнило. Все осталось на бумаге.

Сегодня нередко приходится слышать, что завод готов к запуску (уже несколько лет). Но вот беда — дефицит сырья: нет столько молока, чтобы обеспечить его работу. У казыгуртских буренок нет высоких удоев. Тогда почему те, кто затеял этот знаковый для района проект, не продумал, не проанализировал все заранее, а оставил на потом?

С торговой маркой Delis

Вместо молока в индустриальной зоне взялись за переработку фруктов, которыми славится этот край. И сделал это инвестор в лице ТОО «Корік ШС». Местные власти выделили землю с полным комплектом коммуникаций. Новое производство — семейный бизнес. И на этот раз району повезло. Люди оказались профессионалами, просчитывающими каждый шаг, каждый тенге, не бросающими слов на ветер.

Инвесторы пожелали выпускать натуральные соки, заполнить привлекательную нишу в отечественной пищевой промышленности. В Казахстане пруд пруди предприятий, больших и маленьких, по выпуску так называемых концентрированных соков — напитков из концентратов, разбавленных водой. Их производство не требует серьезных технологий, все делается по разработанной схеме. Разбавляй и разливай в яркие тетрапакеты. Ими завалены большие и маленькие магазины.

Принципиально иное дело — натуральные соки прямого отжима, полезные для человека во всех отношениях. Эта ниша остается практически незанятой. По официальным данным, на долю натуральных соков прямого отжима приходится 2-3% в отечественной пищевой индустрии.

ТОО «Корік ШС» построило в индустриальной зоне такой завод. Причем сначала строго по чертежам разместили на площадке оборудование: технологические линии, вспомогательные службы. И только потом стали собирать здание из металлоконструкций площадью 1000 квадратных метров. И одели его в сберегающие тепло сэндвич-панели.

Оборудование использовали европейской компании Sraml. Для его монтажа пригласили специалистов фирмы «Фудс системс». Они обучали местных жителей — первых работников нового предприятия, как управлять этими непростыми механизмами. Тогда же возникла проблема: качество воды из действовавшей в зоне скважины не соответствовало нужным стандартам. И тогда пробурили новую на глубину 220 метров, поставили три итальянских фильтра. И получили очищенную воду.

20 сентября 2018 года состоялось открытие нового производства — первого и пока единственного в районе завода по выпуску натурального сока.

На республиканской выставке «Алтын сапа» в Астане.

Украинская тара

Была много наслышана о «Корік ШС». Видела и дегустировала его продукцию на выставках, в том числе на посвященной 90-летию Казыгуртского района. Но впервые попала в его владения в декабре 2020 года в непростое для казахстанцев время. Пандемия повлияла на все сферы, в том числе на бизнес. Зарубежные поставщики тары взвинтили цены. Но сокопроизводители продолжали работать даже в зимнюю пору. Перерабатывали поздние сорта яблок и морковь. Разливали яблочно-морковный сок — классный во всех отношениях продукт. Впечатлило всех.

А на этой неделе с коллегой из областной газеты «Оңтүстік Қазақстан» Б. Даргужиной побывали на заводе. Собиралась еще в сентябре. Но в разгар сезона завод неожиданно остановился. Как рассказал генеральный директор Б. Акбердиев, возникла проблема с тарой: не во что стало разливать соки.

В Казахстане ни асептические гофрированные пакеты, ни стеклянные бутылки не выпускают.

«Упаковочные материалы мы всегда закупали в России: пакеты — во Владимирской области, стеклянную тару — в городе Гусь-Хрустальном. Но так как курс рубля повысился, соответственно, цены подпрыгнули на все упаковочные материалы. И как раз в разгар сезона. Пришлось поволноваться, — рассказал Б. Акбердиев. — Срочно нужно было искать выход: мы не могли из-за того, что тара подорожала, поднять свои цены. Понимали: потребитель нас не поймет. Нашли оптимальное решение, интернет помог. Вышли на поставщиков в Украине. Сделали у них закуп по приемлемой цене. Правда, долго пришлось ждать. Упаковка — тетрапакеты и бутылки — шла полтора месяца. Из России мы ее забирали за 3-4 дня. Получили и сразу запустили технологические линии. Сейчас дорог каждый час!»

Ж. Тольтай.

За взаимовыгодное сотрудничество

Нынешний год можно смело назвать яблочным.

Урожай яблок в Казыгуртском районе был рекордным. По словам главного сельхозника — руководителя районного отдела предпринимательства и сельского хозяйства Н. Калдыкозова, урожайность дошла до 40 тонн с садового гектара – это почти в три раза больше прошлогоднего.

Агропромышленная корпорация ТОО «Амангельды» — главный поставщик фруктов и винограда в районе. Свою витаминную продукцию реализует по всему Казахстану. Заполнил ею мощное хранилище вместимостью 2000 тонн с современным оборудованием, регулирующим оптимальные условия, заданные параметры температуры, с ультрафиолетовой дезинфекцией.

«Амангельды» — поставщик фруктов на переработку в ТОО «Корік ШС». Но нынче главный сокопроизводитель заключил договор с жамбылскими садоводами. Как объяснил Б. Акбердиев, фрукты из соседней области вместе с доставкой обходятся дешевле казыгуртских. Это, во-первых, а во-вторых, расчет с ними товарный: ТОО «Корік ШС» рассчитывается соками. И это для него идеальный вариант.

Операторы цеха по отжиму и розливу соков.

Из операторов — в руководители

Сокопроизводство делится на два этапа: отжим и розлив. Сырье проходит несколько стадий промывки. Измельчается и отправляется под пресс. На каждом участке — по два оператора. Если один отлучается, второй обязательно должен быть на рабочем месте. Первых операторов в 2017 году обучали иностранные специалисты. Среди них был Ж. Тольтай. Жанторе оказался способным учеником. И сейчас, спустя пять лет, он занимает должность технолога на заводе. Поднялся по служебной лестнице и другой молодой работник Н. Шалгынбай. Нургазы — начальник цеха.

Практически весь трудовой коллектив состоит из местных жителей. Так что завод — подспорье в трудоустройстве казыгуртцев. Коллектив сложился, текучки нет. Б. Акбердиев называет его профессиональным и надежным: «Парни знают свое дело. Выполняют поставленную перед ними задачу: выпускать продукцию высокого качества. Я практически сюда не приезжаю: согласовываем по телефону. Занимаюсь поставками сырья и ключевой задачей — сбытом. Продаю, заключаю договоры, плачу зарплату, налоги».

ТОО «Корік ШС» уже выпустило томатный и грушевый соки. До декабря будет разливать яблочный и виноградный. Потом начнет перерабатывать морковь. Розлив идет не только в пакеты и бутылки, но и в полуторатонные герметизированные емкости, из которых будет фасоваться в мелкую тару.

В цехе сортировки.

В октябре свою продукцию завод представил в столице на республиканской выставке «Алтын сапа».

«Если брать производства по натуральным сокам, кроме нас, там больше никого не было. Мы в своей отрасли всегда отличаемся. У нас, во-первых, шире ассортимент: фруктовые, фруктовые миксы и овощные соки. Второе — у нас отменное качество. В слово «отменное» входят и полезность, и уникальность, — прокомментировал Б. Акбердиев. — Мы даем потребителю возможность сэкономить время и деньги. То есть стакан сока — это три яблока или груши. Кто может позволить себе купить виноград в зимний период? Мало кому это по карману. А у нас он купит за 2 000 тенге три литра сока! И его можно пить неделю-две. Это полезно, полный комплект витаминов, минералов. Будущее за соками прямого отжима. Однозначно».

Продукция «Корік ШС» реализуется в торговых сетях по всей республике. Поступают предложения и из дальнего зарубежья.

Просчитываются маркетинговые ходы. Прорабатывается детское направление, то есть фасовка в мелкую тару.

«Не каждый может купить себе трехлитровую банку сока, — считает генеральный директор ТОО «Корік ШС». — У нас есть сок и в литровой таре. Но он премиальный, дорогой. Нужно выпускать малого формата. Человек увидел, узнал, купил, выпил и выбросил упаковку. То есть потребляемость становится больше. Мы завезли немецкое оборудование. Возможно, в следующем году начнем розлив соков прямого отжима в тару малого объема».

Проблем у предприятия, как и у всех, сегодня хватает. Но Б. Акбердиев не стал заострять на них внимание. Только назвал главную — сбыт.

Но факт налицо: казыгуртское предприятие «Корік ШС» уверенно развивается. Оно сегодня задает тон в индустриальной зоне «Казыгурт». И есть все основания, что торговая марка Delis станет, как и «Нарлен», визитной карточкой региона.

 

Татьяна Корецкая

Фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *