Зачем фан-клуб футболистам?

9 Авг 2019

Когда Центральный стадион им. Кажымукана только открылся и был рассчитан на 36 тысяч мест, во время футбольных матчей его заполняло до 40 тысяч человек. Как говорят старожилы, болельщики размещались в проходах, на крышах и даже на беговых дорожках стадиона.

Правда, после реконструкции и замены деревянных скамеек на пластиковые сиденья вместительность «Кажымукан-Арены», как называет теперь стадион молодое поколение, сократилось до 20 тысяч человек.

Последняя игра шымкентского «Ордабасы» во втором отборочном раунде лиги Европы против чешского клуба «Млада — Болеслав» показала, что футбол жив и любим народом: стадион был забит под завязку. И на фоне огромной массы болельщиков своей активной поддержкой (саппорт) ярко выделялась большая группа организованных фанатов с флагами сине-белого цвета (клубные цвета ФК «Ордабасы) и слаженными речевками.

Южные болельщики в среде поклонников футбола всегда славились своим горячим темпераментом. Но до сравнительно недавнего времени не было более или менее организованного сообщества фанатов, пока в 2006 году спортивные журналисты Е. Мукаш («Юмакс-радио») и Р. Хамидулин ( ТК «Отырар») не решили создать фан-клуб.

На свои деньги они с помощниками изготовили фанатскую атрибутику: шарфы, кепки, майки, флаги, календари и открытки, — пытаясь параллельно наладить ее выпуск.

«Мы вместе с Ринатом долго обсуждали идею создания фан-клуба, проработали систему продвижения и самообеспечения. Помимо атрибутики, мы договорились с руководством стадиона об эксклюзивной продаже напитков и еды на трибунах, — вспоминает Е. Мукаш. — Помню, нам в этом хорошо помогли наши идейные соратники — молодой фанат Жамбыл, журналист Елена Бояршинова со своими детьми Пашей, Настей и Олей. Но в день «старта продаж» и матча как назло разразился сильный ливень и проект по организации питания потерпел фиаско. В итоге всю еду и напитки мы раздали фанатам бесплатно».

Отличная была идея. Зная Лену Бояршинову и ее кулинарные способности не понаслышке, уверена, что ее хот-доги раскупались бы молниеносно. Да еще и добавки просили бы! Бюджет фан-клуба точно пополнился бы, поддержи тогда эту маркетинговую идею руководство и продолжи эту тему. Но, увы…

«Не получилось продавать и атрибутику. Ибо народ наш в силу менталитета, привыкший к халяве, покупать не спешил, но зато каждый хотел получить бесплатно, — вспоминает Ержан. — В итоге большая часть так и разошлась бесплатно по болельщикам. К сожалению, тогда мы никакой поддержки от руководства клуба не получили. Хотя именно они должны быть заинтересованы в сотрудничестве с людьми, ради которых играют. Эта дорога должна быть с двусторонним движением. Единственное, чем нам помог клуб, — это предоставлением автобуса, на котором мы ездили на матчи в Кызылорду, Тараз и Алматы, где поддерживали нашу команду».

Как вспоминает Е. Мукаш первый свой выезд он, Р. Хамидулин и А. Избасаров, собрав полный автобус ярых шымкентских фанатов, совершили в Алматы. И шымкентский фан-клуб мощной поддержкой любимой команды заявил о себе на весь Казахстан.

«Выездные группы состояли из разных людей разных возрастов и национальностей, объединенных одной целью — поболеть за «Ордабасы» и Шымкент, — продолжает Е. Мукаш. — Это аксакалы Амирхан-коке и Абен-ата из поселка Бадам, Балгимбай-коке из Шымкента, которые и по сей день не пропускают ни одного матча «Ордабасы» и в любую погоду приходят на стадион поболеть за любимую команду».

Стоит отметить, что в те годы «Ордабасы» звезд с неба еще не хватал, довольствуясь статусом середнячка, что, естественно, сказывалось на привлекательности команды для болельщиков. Тем не менее минимум три-четыре тысячи болельщиков всегда присутствовали на домашних играх.

«В том самом 2006 году «Ордабасы» закончил сезон на шестом месте. Мы, потерявшие вдохновение из-за отсутствия поддержки со стороны руководства клуба, оставили затею с фан-клубом. Но все это время, где бы я ни работал, всегда оставался преданным болельщиком команды, — говорит Е. Мукаш. — Спустя какое-то время, после победы команды в Кубке Казахстана в 2011 году и Суперкубке в 2012-ом, успехи клуба увеличили ряды поклонников. Вполне естественно, вновь возник вопрос об организованной поддержке клуба, то есть создании официального фан-клуба. Было это в 2013 году».

И вновь Е. Мукаш с соратниками Ж. Нурденовым, К. Шагираевым, О. Кукушевым, А. Усеновым, Б. Андасовым, Б. Сазанбаевым, К. Саппаровым и другими приняли решение о создании официального фан-клуба, который и зарегистрировали в органах юстиции. Это уже была попытка номер два.

Сегодня фан-клуб, который совместными усилиями назвали «Техас», знает и уважает все футбольное сообщество страны.

«Наши помыслы чистые и искренние. Нам повезло, что тогда руководителем клуба был Берик Омарбеков, — вспоминает Ержан. — Именно при его весомой поддержке мы смогли изготовить всю необходимую атрибутику, которую специально заказали в Турции. Дела пошли на лад. Сначала группа поддержки состояла из десяти человек, но, увидев организованность фан-клуба, к нам стали примыкать фанаты, и на сегодняшний день группа поддержки насчитывает порядка тысячи человек. Мы расширили географию выездов. Бывали случаи, когда всего десять человек наших фанатов своими слаженными действиями невольно заставляли фанатов соперников аплодировать, как это было в Талдыкоргане. Или наша саппорт-группа собирала на выезде до трехсот шымкентских студентов, как это было в Павлодаре и Темиртау. А в Алматы и вовсе свыше двух тысяч, да так мощно поддерживали «Ордабасы», что, как признавались соперники, у них было ощущение, что они играют в Шымкенте, а не на своем родном поле».

Именно благодаря настойчивости фан-клуба власти все же установили новое освещение на стадионе.

В то время Е. Мукаш, как анонсер матча, смог наладить совместное хоровое синхронное приветствие игроков, был создан гимн фан-клуба, который заменил футбольный марш Блантера для выхода команды на поле. Гимн был написан на музыку известной песни «Домбыра» ногайского композитора А. Султанбекова, который лично дал разрешение Ержану использовать его произведение. Стихи написал наш шымкентский песенник К. Анарулы.

«Следующий президент клуба Юрий Бондаренко работу с болельщиками поднял на новый уровень. Именно при нем впервые появился маскот (ростовая кукла) в виде барса в футбольной форме «Ордабасы», который, как и положено маскоту, развлекал и зажигал публику во время матчей. Появилась реклама игр на радио и телевидении.

Затем наступила эра Байсеитова, который при Бондаренко был тренером, а затем чудесным образом стал и руководителем клуба, и его же президентом.

Обещанный фан-шоп так и не открылся. Хотя помещение под магазин было уже построено. Причем с официального разрешения нашего фан-клуба. Многие болельщики хотят приобрести шарфы и футболки с фамилиями любимых игроков и другие фанатские принадлежности. То есть спрос огромный, однако купить негде. Но это не самое главное. Главное то, что у нас в стране все клубы, кроме «Кайрата», «кормятся» из государственного бюджета, то есть на наши с вами деньги. Этот факт расхолаживает руководителей клубов, которые знают, что в любом случае деньги получат, они не заинтересованы развивать футбольный маркетинг и работать с болельщиками. Хочу напомнить, что в штате каждого клуба прописана единица «специалист по работе с болельщиками».

Футбол не зря считается игрой номер один в мире. Это знают и сильные мира сего, и политики, и крупные корпорации, которые активно зарабатывают на этой игре и, соответственно, уделяют пристальное внимание болельщикам и маркетингу. А мы, стремясь к европейским стандартам, почему-то идем «черепашьими шагами», а то и вовсе топчемся на месте.

«В советское время уделялось большое внимание идеологии, велась колоссальная работа с массами на всех этапах взросления. То есть энергия молодых была под контролем и направлялась в нужное русло. А сейчас молодежь предоставлена сама себе, а ведь улица таит много соблазнов. Когда у молодых людей формируются моральные и духовные ценности, очень важно, чтобы в этот момент на их пути оказались люди, увлеченные хорошей патриотической идеей. Кстати, патриотизм тоже куется в неокрепших умах в этом возрасте. И именно акиматы, гороно, органы правопорядка должны быть в первую очередь заинтересованы в сотрудничестве с фан-клубом. На том же Западе фан-клубы — это мощная политическая сила», — считает Е. Мукаш.

Наши шымкентские болельщики — горячие и темпераментные, преданные и чуткие. Им бы только понимания со стороны руководства да успехов клуба побольше. Надо понимать, что фанаты могут как поднять до небес, так и скинуть оттуда.

Из года в год бюджет ФК «Ордабасы» увеличивается, счет идет на миллиарды, а это в том числе и деньги налогоплательщиков, то есть тех же болельщиков. А значит, клубы должны выстроить четкую маркетинговую систему, которая поддерживала бы болельщиков и вовлекала в ряды новых. В конце-то концов, для кого играют футболисты? Ведь не ради же собственной забавы?

Трудно не согласиться с Е. Мукашем в том, что пока казахстанские клубы будут подпитываться из бюджета, ситуация не изменится, так как нет мощной мотивации. Деньги-то в любом случае дадут. И можно снять шляпу перед нашими фанатами, которые, учитывая условия и отношение к ним, просто крутые!

Болельщики «Барселоны» платят взносы и имеют право голоса в ключевых вопросах. От бюджета клуба эта сумма составляет почти символические 5 %, так что система контроля нужна в основном ради идеологии. Главный вопрос, который решают зарегистрированные «сосьос», — выборы президента.

Формально и мадридский «Реал» считается командой под контролем болельщиков. Система контроля в Мадриде отличается от каталонской. «Сосьос» выбирают из своего состава членов ассамблеи на четыре года. Ассамблея занимается разработкой и утверждением бюджета клуба на сезон, выборами президента, одобрением идеи получения займа под конкретные цели.

А владелец российского «Спартака» Л. Федун сделал громкое заявление о том, что «Спартаком» должны владеть его болельщики. И это может произойти в 2023 году.

Татьяна Бурдель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *