Зачем смешить Несмеяну?

29 Дек 2022 11:59
Количество просмотров: 513

В сказках царевны да принцессы становятся перпетуум-мобиле всей волшебной интриги. Без них сюжет встанет, как вкопанный — такая на них идейная нагрузка. При этом героини довольно обезличены и редко проявляют индивидуальность.

У них зачастую отсутствует даже имя. Просто царевна. И набор их активной деятельности тоже очень схож. Помогают жениху или супругу в поиске себя после того, как разлучила вражья сила. Вовсю стараются выполнить задания, данные отцом-батюшкой. Иногда сами выручают суженого из беды. По ходу проявляют
мудрость, смекалку, гуманизм. Бывает, капризничают.

Куда деваться — принцессы.

И только Несмеяна вываливается из их общего числа. Она совершенно не в строчку. Ни образом, ни сюжетом, ни целями, ни задачами. У всех царевен есть какая-никакая программа действия, они в динамике и при делах, а эта сидит сиднем во дворце в упадническом состоянии духа и ждет, когда этому декадансу придет конец. И, что интересно, никто не ведает о причинах ее глубокой меланхолии. Все теряются в догадках. Не смеется — и все тут. Этим обстоятельством более всего озабочен родитель и по-своему пытается решить проблему:

«Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем. «Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою». Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна все не смеется».

В общем, все сливки общества кинулись оспаривать право повести Несмеяну под венец. Однако тщетно. Как ни старались, грустную девицу не рассмешили. А справился с заданием неожиданный кандидат из социальных низов – батрак. Как сумел этот дурень обойти тех, кто и при казне, и при славе, и при породе?!

Сказка сказывает, что будущий рассмешитель Несмеяны скопил за годы праведного труда три монетки и решил пойти поглядеть на белый свет. В дороге ему встретились поочередно мышь, жук и сом с одинаковой просьбой одолжить им денежку. В итоге работник без гроша в кармане прибыл в город, как раз в тот момент, когда на центральной площади шло ристалище за смех Несмеяны:

«Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти, не знает. А перед ним стоят царские палаты, серебром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь. Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет. Глядела-глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась».

Батюшка обещание выполнил — объявил работника зятем. На том и сказке конец. Этой — да, финиш. Но есть другие варианты, с продолжением. В них рассмешить царевну — это полдела.

Потребуется еще убедить ее в правильности выбора. Потому в некоторых версиях сказки, а их десятки по миру, царевна отправляется с избранником в опочивальню. И только утром сообщает отцу, угоден ли ей кандидат в мужья.

Остановимся на более романтичном варианте сказки, где батраку не досталось этого испытания. Насмешил — и ладно. Совет да любовь. Венец — и делу конец. Интересует другое: почему требовалось именно рассмешить? А не вызвать какую другую эмоцию. Удивить, например, или разозлить, или выжать слезу. Чтобы понять это, знаменитый исследователь фольклора Николай Афанасьев специально изучил смех в народных сказках. Он убедительно доказал, что люди в разное время смеялись по-разному и что смех имел для них магическую природу.

Так, в доземледельческую эпоху, когда наши далекие языческие предки только-только научились охотиться (до того они занимались чисто собирательством: что найдут — то и в рот), они наряду с каменными копьями и топорами использовали для удачной охоты всяческие ритуалы. Одним из самых популярных был обряд инициации. Это когда юноши как бы отправлялись на тот свет, к предкам, просить их защиты и помощи. Во время этого действа категорически запрещалось смеяться, ведь покойникам это чуждо. Смех может их выдать: усопшие поймут, что их дурят, и разозлятся. Так что смех без причины в той ситуации был точно хуже дурачины. А в конце ритуала, когда юношей возвращали в мир живых, требовалось хохотать. То есть на этом этапе смеху приписывалась способность оживлять мертвое, переходить в стадию живого, словно бы заново рождаясь. Потому нет удивительного в том, что до сих пор местами, в основном у северных народов, сохранились отголоски обычаев смеяться в момент рождения ребенка. Роженица в муках, а шаман укатывается.

Потом наступила эра земледелия. Но и в ней смех сохранился как магическое средство. Только теперь стали смеяться во время засевания полей. То есть он приобрел новые ритуальные черты.

Появились боги, чей смех решал многое. Таковой была, например, древнегреческая богиня плодородия Деметра. Она своим заливчатым смехом рождала новую жизнь. Ничего не пробуждалось без ее хохота. А когда боги похитили ее дочь, она замолкла. Тотчас все поникло, перестало расти и плодоносить. Встала задача вернуть ей смех — рассмешить эту античную Несмеяну, что и смогла сделать ее служанка. И вновь все ожило, зацвело, заколосилось.

И еще долгие столетия вперед пахари всех краев работали по весне на полях с шутками и прибаутками, с весельем и еще кое-чем. Кстати, этот обряд был зафиксирован как действующий сравнительно недавно — в начале позапрошлого века в какой-то из германских провинций.

В общем, на заре человечества считалось, что смех рождает жизнь. Он животворен. Естественно, это отразилось в сказках, где грустную царевну требовалось спровоцировать на смех. Или хотя бы вызвать его промежуточную стадию — улыбку.

Вот и ответ на вопрос, почему Несмеяна в нашей сказке и десятках других по всему миру вялая, равнодушная, безучастная. Она терпеливо ждет того, с кем можно рассмеяться и тем самым зачать новую жизнь. Ведь только магический смех способен на это.

И весь мир озабочен тем же. Все хотят и ждут смеха Несмеяны. Вспомним, сколько мужчин пытались развеселить царевну — практически вся сильная половина человечества.

Но тут опять возникает вопрос: почему Несмеяна, будучи тогдашней вип-персоной, идет на явный мезальянс? Она отринула равных себе по статусу претендентов в угоду простому работяге.

Но он не так-то и прост. В сказке подчеркивается одна важная деталь, а именно:

«Каждое дело в его руках огнем горит! Ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет; чья скотина ноги завивает, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать».

То есть этот сказочный работник не просто имеет физическую силу и отличается трудолюбием, а награжден способностью воздействовать на природу, и та платит ему сторицей.

Не забудем также упомянуть, что работник был очень честным и скромным. Когда хозяин выдавал ему зарплату, то ставил на стол мешочек с золотом: «Бери, сколько хочешь». А сам выходил из комнаты. Трудяга адекватно оценивал свою работу и брал всего лишь одну монету.

Наконец, он проявил подкупающую доброту и сердечность, отдав заработанное мыши, жуку и сому.

Получается, кандидат в мужья Несмеяне обладает наивысшей нравственной добродетелью — раз. Отличается силой, упорством, завидным здоровьем — два. Это прекрасный набор качеств для отца будущих наследников. Поэтому простому пахарю дозволено в сказке рассмешить Несмеяну, и та выбирает его, ибо он изначально несет в себе природную мощь, подпитывающую все живое: вспомним про тучные хлеба, здоровый скот и сильных лошадей. Царевне нужен был магически сильный супруг, и она его получила.

В общем, сказка про Несмеяну необычна еще и тем, что в ней жених не подвергается типовым испытаниям, которые дает отец царевны. Тут выбор определен изначальным потенциалом избранника. А сигналом распознавания служит смех царевны.

Это касается современных Несмеян, то смехом их уже не возьмешь. Но по-прежнему мужчины стараются заслужить улыбку женщины, хотя задворками ума и осознают, что она для них сродни наживке на крючке для рыбы.

Бесспорно, мужчины любят глазами и прежде всего оценивают внешность дам от пяточек до макушечки. Но не меньше, а то и больше их привлекают женские улыбки: искренние, игривые, таинственные, влекущие. Те, которые в состоянии преобразить мир. Как в золотом хите Муслима Магомаева:

«К чему мечтать о весне,
к чему мне ждать,
чтоб пришла она —
ее заменит вполне
твоя улыбка одна».

Все поняли? Улыбнись поскорей — и будет тебе весна!

 

Зинаида Савина

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *