Зеленый город: мифы и реальность

9 Авг 2023 12:23
Количество просмотров: 779

В результате провала очередной программы ни один чиновник не пострадал

Аким Шымкента М. Айтенов решил привлечь к озеленению города специалистов из Европы.

Кто же лучше европейцев разбирается в проблемах азиатских городов?

К реализации программы «Зеленый город» привлечены консультанты Европейского банка реконструкции и развития по Центральной Азии (ЕБРР). Пресс-служба акима города сообщила об этом в характерном для нее жизнеутверждающем тоне: «Масштабный проект позволит комплексно решать экологические проблемы и вопросы улучшения инфраструктуры мегаполиса. Аким города и представители ЕБРР разработали план совместных мероприятий. В нем предусмотрены инвестиционные проекты и мероприятия по решению вопросов охраны окружающей среды, касающихся рационального использования земельных, водных ресурсов, проблемы загрязнения воздуха, транспортных заторов и утилизации отходов».

Сколько стоит городскому бюджету частичка мудрости евробанкиров, согласившихся нам помочь, выяснить не удалось. Но торг наверняка был не менее жестким, чем по шымкентскому ипподрому.

«Надеюсь, что международный опыт консультантов, — сказал после исторического совещания М. Айтенов, — позволит нам рассмотреть оптимальные технические решения и рекомендации по устойчивому развитию города. В рамках плана мы намерены развивать в нашем городе направления по внедрению альтернативных видов общественного транспорта, решению транспортных проблем с агломерацией, ирригационному сектору, энергосберегающему уличному освещению, переработке бытовых отходов. Уверен, что в реализации плана, помимо соответствующих управлений в структуре акимата, будут активно участвовать представители гражданского общества, бизнеса, экспертного сообщества».

Экспертное сообщество, если таковое в Шымкенте есть, ошарашенно промолчало. Отдельные его представители высказали надежду, что специалисты из Европы представляют себе особенности резко континентального климата и городского хозяйства Шымкента. Хотя бы в общих чертах. Хорошо, если они не из Исландии…

Все это было, было…

Программа «Зеленый город» была принята акиматом Шымкента в 2018 году. Она предусматривает «комплексные планы по озеленению и развитию сельскохозяйственной отрасли с учетом опыта мировых мегаполисов».

Программе пошел пятый год. За это время дерево в наших местах, даже при умеренном поливе и уходе, вырастает минимум на три метра. Что-то не заметно в Шымкенте зеленого изобилия, зато видно обилие усохших деревьев, посаженных без участия европейских консультантов. Отдельных представителей экспертного сообщества все эти танцы с бубнами на бюджетные деньги просто выводят из себя.

«Прорывные проекты, — говорит ветеран труда Т. Туганбеков, — которые точнее было бы назвать прожектами, новые методы управления «мегаполисом», бесконечные программы, которые не выполняются, и планы, которые не реализуются. И все у нас МЕГА, ГИПЕР, СУПЕР! А зеленые насаждения, газоны и деревья поливаем из асенизаторных машин, пассажиров возим на неисправных автобусах, которыми управляют горе-водители. Бюджетные средства неэффективно тратятся и разворовываются официальными посредниками в виде СПК, а слышащее государство не слышит! Что вообще происходит?!»

Ответа на вопрос уважаемого аксакала у автора нет. Есть версия, что все у нас так плохо было, пока евроконсультанты до нас не добрались. Теперь-то в Шымкенте точно все наладится! Ждать уже недолго.

«Шаткал» — как зеркало

Здесь самое время вспомнить о программах-предшественницах «Зеленого города»: недоброй памяти «Шаткале», «Зеленой пятилетке», «Зеленом поясе»… Размах был поменьше, обошлись без зарубежных консультантов. Зато результат такой же, какой ожидает новую программу. С вероятностью 99%. Один процент оставим на чудо.

Всего за три года М. Айтенов собирался к 2025 году удвоить количество деревьев в Шымкенте.

«По нашим подсчетам в городе около шести миллионов зеленых насаждений, — сообщил М. Айтенов летом 2021-го. — В прошлом году мы утвердили план формирования «Зеленого пояса» на 2021-2025 годы, согласно которому мы посадим шесть с половиной миллионов саженцев. Начнем этой осенью (2021 года — Авт.). Город с уникальным климатом и благоприятной средой для гостей нужно превратить в город-сад».

На дворе середина 2023-го. Мы уже в саду? Или в сумасшедшем доме?

Деньги на город-сад уже освоены немалые. При выборе пород деревьев предпочтение по традиции последних лет было отдано экзотическим для нашего климата и абсолютно не дающим тени хвойным деревьям. Елочки, в отличие от карагачей, чинар и прочей коренной местной древесной живности, дорогого стоят. И растут в правильных питомниках, принадлежащих правильным людям.

Что собой представляют современные шымкентские «парки», рассказывать нет необходимости. Все, что от них осталось после предыдущих кампаний по озеленению города, парками назвать как-то язык не поворачивается. Небольшие островки зелени, все еще встречающиеся в городе, со своими задачами очистки воздуха давно не справляются. Летом Шымкент, если кто еще помнит перевод на русский «зеленый город», превращается в раскаленную асфальто-бетонную площадку. Система каналов и арыков, когда-то надежно обеспечивавшая город поливной водой и охлаждавшая воздух, давно разрушена и восстановлению не подлежит. Тем более что об этом городские власти как-то не задумываются. Хлопотно это и неэффектно — с арыками возиться. Вот 6,5 миллиона деревьев звучит гордо. Консультанты ЕБРР — дорого и солидно. Даже если на следующий день после смены акима про них забудут, что-то освоить наверняка успеет нынешняя команда. Им главное день простоять и ночь продержаться. И посадок избежать. Не деревьев.

Парк «Астана», «Зеленый пояс Шымкента», «Шаткал» — это только несколько примеров успешного освоения бюджета на озеленение города, и только за последние несколько лет. А если вспомнить…

Программа «Шаткал», инициированная акимом области (Шымкент тогда был областным центром) Ж. Туймебаевым, начиналась бодро и весело, даже вызвала искренний энтузиазм горожан. Сотни людей добровольно и с песней приняли участие в высадке деревьев в оврагах и на прочих неиспользованных территориях города. Предприниматели закупали саженцы, депутаты и чиновники собственноручно высаживали их в будущих парках и скверах.

Смысл программы был прост и понятен: засадить деревьями все городские пустыри и превратить бросовые земли, не интересующие застройщиков, в парковые зоны. После высадки деревьев в них планировалось благоустройство территории: планировка, подведение поливной воды и установка освещения, строительство детских и спортивных площадок, летних театров и прочих полезных вещей.

В таком своеобразном планировании и было заложено начало конца «Шаткала». Сначала сажаем деревья, потом, когда-нибудь, подводим воду, потом начинаем планировку участков. А речь шла об оврагах и балках — местах с крутыми склонами, изначально для посадки деревьев непригодными. Но хотели как лучше, а сделали как всегда. Начали с конца. Результат был предсказуем.

Помимо спонсорской помощи, на программу «Шаткал» было выделено без малого полмиллиарда бюджетных средств. Деньги освоены, «Шаткала» нет и не будет. Виноватых тоже. «Зеленый пояс» Шымкент так и не опоясал, район новой высотной застройки на севере города пугает обилием бетона и полным отсутствием зелени. Дендропарк медленно засыхает без поливной воды на радость будущим застройщикам…

Из века в век

Неизменной остается только убогая «система» полива зеленых насаждений в Шымкенте. В этом отношении администрация города демонстрирует достойную лучшего применения последовательность.

Что изменилось в технологии полива зеленых насаждений за последние 30 лет в нашем городе?

«Тот же шланг, — констатирует депутат Мажилиса Б. Алиев, — тот же человек, который держит этот шланг. Из инноваций — новая зеленая машина-водовоз! Круто?

Нет, печально и очень затратно. И контролировать расход воды и денег абсолютно невозможно. Растения не умеют говорить. Половина воды стекает на асфальт, поэтому много погибших саженцев.

Интересно, как будут сажать и обслуживать обещанные пять миллионов деревьев?

Пора бы идти в ногу с прогрессом, но эффективность и инновации пока остаются только на словах. Тяжело, когда в рядах исполнителей нет специалистов. Система, если такое слово вообще применимо, полива зеленых насаждений в Шымкенте на уровне 90-х годов прошлого века.

Чтобы сделать ее эффективной, необходимо провести совсем не сложные расчеты. Если захотите, и финансово-экономическое обоснование могу сделать. Как мы сделали у себя для полива шпалерных садов.

Мы где-то на полуавтомате, а где-то на автомате целые садовые комплексы на капельном орошении держим. Орошаем точечно миллион деревьев, а в этом году попробовали на бахчевых. На все есть решения, и им десятки лет. А это, на минуточку, тысячи гектаров. И деньги за воду я плачу из собственного кармана. В этом и разница. Были бы деньги акима, собственные, а не бюджетные, нашли бы специалистов, быстренько соорудили технологию экономии воды и получили ощутимый результат. Есть еще подсказка: этого должны захотеть исполнительная власть, маслихат и общественный совет. К сожалению, нет такого индикатора, как экономия госсредств. Не хотят заморачиваться или так удобно: госбюджет все выдержит».

Оптимистическое…

В свободном доступе можно найти данные о нормативах зеленых насаждений на одного жителя города. Правда, в Экологическом кодексе РК, жуткого объема и мутного содержания документе, ничего подобного нет. Да чего там только нет. Нет этих нормативов и в типовых правилах содержания и защиты зеленых насаждений, и в правилах благоустройства территорий городов и населенных пунктов. Что уж совсем странно. Но мало ли в нашей светлой действительности странного и необъяснимого. Берем то, что предлагает всезнающий интернет, 24 квадратных метра на каждого горожанина, включая грудных младенцев, считается минимально достаточным для нормальной жизни в городе. По данным акимата Шымкента, у нас на сегодня — 1,3 квадратных метра на нос. С тем и живем или как-то выживаем.

Выносливое животное человек.

Коллективный разум (или уже искусственный интеллект?) акимата Шымкента два года назад порадовал новой единой концепцией развития парков и скверов города. По количеству концепций и меморандумов на душу населения мы давно абсолютные мировые лидеры. Главные особенности обеих форм эпистолярного жанра — отсутствие ответственности и расплывчатость обязанностей участников.

Зато как звучит: «Аким Шымкента Мурат Айтенов поручил департаменту урбанистки АО «СПК Shymkent» совместно с управлением развития комфортной городской среды разработать единую концепцию развития парков и скверов города. Создание единой концепции развития парков города находится на личном контроле заместителя акима».

Одни названия учреждений чего стоят! Вот теперь Шымкент точно вернет себе статус «зеленого» города. Остается сделать немного: десятка два-три меморандумов подписать. Тут нам спецы из Европы помогут, без сомнений. И все зазеленеет, назло климату и административной воли. Начинают, как у нас повелось, с чистого листа. Много открытий сделали новоиспеченные урбанисты и специалисты по комфортной среде.

«Наши специалисты, — поделился впечатлениями менеджер департамента урбанистики Т. Айбусинов, — выезжали в каждый из городских парков, изучали инфраструктуру, плюсы и минусы, смотрели, что работает, а что нет, думали о том, чего не хватает, что можно еще предложить для этого места отдыха. А затем они разговаривали с отдыхающими в них горожанами, причем в разное время суток: утром, днем, вечером. На примере парка Абая можно сказать, что утром там много людей, выходящих на пробежку. У них мы обязательно спрашивали, что они хотели бы видеть в этом парке, чего им здесь не хватает и что им здесь не нужно. Вечером, когда большинство посетителей в парке — отдыхающие, проводили такой же опрос. И так по каждому парку. В среднем на опрос по отдельному парку у нас уходил целый день. Разговаривали с людьми всех возрастов, различного социального положения, мужчинами и женщинами. По итогам опросов составляли специальные таблицы, где указывали минусы и плюсы, пожелания посетителей, их мнение. Далее мы разработали концепцию развития, где за основу взяли пожелания людей, ну и всю остальную информацию, собранную в ходе посещения парков. Исходили при этом из того, что люди сами знают, что им нужно, а что нет».

Вот с какой планеты к нам эти менеджеры прилетают? Сколько реконструкций уже пережили останки шымкентских парков и сколько денег там закопано! И вот опять изучение вопроса. Изучают до сих пор. Тут нам точно без коллег наших менеджеров — консультантов из ЕБРР — не обойтись. Слава богу, что они, отработав у нас гонорары, уедут куда-нибудь в Африку. Учить местных бананы растить. А нам дай бог, чтобы то, что еще осталось от зеленых насаждений Шымкента, пережило и это. А то совсем уж жарко и некомфортно летом в нашем некогда действительно зеленом городе.

 

 

 

Игорь Лунин

фото автора

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *