Золотое достояние

11 Авг 2021 11:23
Количество просмотров: 941
Ш. Наурызбаев: «Любовь к народному ремеслу в нас заложена на генетическом уровне».

Шымкентские мастера изготавливают пояса для победителей турниров по қазақ күресі.

На пешеходной зоне Арбат в Шымкенте гостей приглашают в юрточный городок: большую юрту и две декоративные полуюрты. В центральной как будто попадаешь в прошлое. Здесь с максимальной точностью воссоздан интерьер жилища наших предков. Старинные ковры, посуда, деревянные сундуки, чучела диких животных, ханский трон — приковывают взгляд, так и хочется к ним прикоснуться. Для любителей селфи организованы фотозоны, где можно запечатлеть себя в национальном костюме.

Холодным кумысом предлагают утолить жажду, а перекусить — баурсаками.

Интерес к юрточному городку проявляют не только туристы. Редко, кто проходит мимо. Шымкентцы и гости города с удовольствием слушают девушку-экскурсовода, которая приветливо встречает каждого, рассказывает много интересного о традициях и обычаях казахского народа.

Возможность прикоснуться к истории — это заслуга центра прикладного искусства «Мұра». Руководство городского отдела культуры обратилось с идеей к директору центра Ш. Наурызбаеву, который поддержал и воплотил ее в жизнь. Центр заключил меморандум о сотрудничестве с акиматом Шымкента.

Любовь к народному ремеслу в нас заложена на генетическом уровне. Ведь оно отражает душу народа, его мировосприятие и образ жизни. В этом уверен Шынгыс Изалиевич, семья которого уже много лет вносит огромный вклад в развитие и популяризацию культуры ремесленников. Причем все работы большой и дружной творческой команды оформляются в национальном стиле.

— Мой отец Изали – выпускник художественного училища имени Кастеева. Именно он привил нам любовь к народному ремеслу. Всю жизнь проработал в органах в политотделе художником-оформителем. Можно сказать, что я и мои братишка с сестренкой выросли среди мольбертов и красок, — говорит Ш. Наурызбаев. — Помню, как в девяностые годы, когда в стране был кризис, его друг научился в России изготавливать копилки.

Бралась определенная каменная или фарфоровая фигура, ее обрызгивали латексом. Когда он застывал, форму равномерно заполняли гипсом, аккуратно переворачивая. Папа тогда был первым в Шымкенте, кто начал изготавливать копилки. Прилавки магазинов в то время пустовали.

Яркое воспоминание детства: как мы возили готовые изделия на санках в крупные магазины. Сначала это были попугаи, мухоморы, бочонки, а потом отец решил, почему бы не изготовить фигуру девушки в казахском национальном наряде с домброй. Получилась невероятная красота. Эти копилки разлетались вмиг! С тех пор в наших работах преобладают национальные мотивы.

Шынгыс с детства помогал отцу, изготавливал различные изделия, сувениры. Но, отучившись в вузе на IT-специалиста, решил связать свою жизнь совсем с другой сферой. Несколько лет был на пограничной службе, работал в управлении КНБ. Довольно успешно продвигался по карьерной лестнице. Затем его пригласили на работу в Мажилис Парламента РК сначала помощником депутата, а затем взяли в штат главным консультантом. Молодому специалисту прочили большое будущее. Некоторое время проработал в компании «КазМунайГаз», акимате Карагандинской области.

Почти 15 лет он посвятил государственной службе, а потом решил, что нужно развивать семейный бизнес, дело, начатое отцом.

И в этом он тоже преуспел. В первую очередь заново построил магазин, оформил его в виде просторной галереи, модернизировал мастерские. На строительные работы ушел целый год. Но результат того стоил. Центр «Мұра» включили в экскурсионный маршрут иностранных туристов.

Шынгыс вспоминает, что в конце девяностых они с отцом изготовили самые первые мини-макеты мавзолея Ахмета Ясави и тайказана. Им тогда поступил заказ от владелицы известной сегодня компании «Әдемі-ай», занимающейся продажей сувениров. Пришлось вручную из картона вырезать детали, а потом склеивать. По этому образцу изготавливали сувениры. Сегодня эти макеты используются повсеместно.

Начинали с мелких работ – сувенирных юрт, фигурок верблюда, куколок в национальных нарядах, коржынов, магнитиков, а потом постепенно перешли на более крупные.

Сегодня магазин центра прикладного искусства «Мұра» напоминает выставочную галерею. Картины, конское снаряжение, плетки, шахматы, где фигурки выполнены в виде казахских воинов, композиции из дерева, кости, музыкальные инструменты, кинжалы и сабли, украшенные полудрагоценными камнями и серебром, ювелирные комплекты — чего здесь только нет! Глаза разбегаются!

Каждое изделие — эксклюзив, тонкая ручная работа, в которую вложены душа, знания и мастерство автора. Произведения наполнены гармонией, глубоким содержанием, изяществом, которые подчеркивают наше богатое культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Выполнены они с использованием возрожденных старинных технологий, которыми владели несколько веков назад наши предки — искусные ремесленники.

По спецзаказу Шынгыс и его помощники изготовили пояса для победителей отборочных турниров по қазақ күресі «Қазақстан барысы». Кстати, деревянный сундук, в котором в столицу Таджикистана из Шымкента были отправлены 2200 луковиц тюльпанов в рамках Года культурной столицы СНГ, — это тоже работа мастеров центра «Мұра».

Творческий путь выбрали и младший брат, и сестренка Шынгыса. Бейбит открыл филиал центра в Туркестане в «Караван-сарае», а Асель руководит центром «Әсел-Мұра», который занимается пошивом национальной одежды авторского дизайна. Супруга Сауле открыла дом моды «Тумар-Ханша». На каникулах в мастерской помогают отцу дети Маргулан и Айсултан, вырезают фигурки, раскрашивают копилки.

По словам Ш. Наурызбаева, многие виды деятельности из разряда ремесел перешли в искусство. Резьба по камню, ткачество, вышивка, производство изделий из рога и кости, войлоковаляние — все это модернизировалось, но не исчезло. А древние приспособления заменили электрические фрезы, швейные машинки, гидравлические станки. В мастерских самое современное оборудование. Хотя отец по старинке предпочитает работать вручную, так как считает, что мастер должен вкладывать в свои работы частичку души.

— Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее, — говорит Шынгыс. — Как показывает мировая практика, опыт прошлого, ценности и духовные основы развития страны не менее важны, чем приоритеты социально-экономической политики. Ведь об уровне культуры и цивилизации всегда судят по отношению людей к своему наследию, к тому достоянию, которое оставили предки. Именно это сердцевина духовного преображения страны. А потому наш общий долг — сохранить культурный и духовный потенциал национального наследия. Навыки, знания ремесленников, технологии изготовления изделий старинными методами — это и есть наше нематериальное культурное наследие.

В ближайших планах Ш. Наурызбаева — открыть мастерские в этноауле на цитадели городища Шымкент, одном из самых посещаемых объектов сегодня. Здесь намечается проводить мастер-классы для всех желающих. Обучать будут способных учеников, ведь сегодня так важно сохранить и развивать народное ремесло.

Свой вклад намерен внести Шынгыс и в создание центра ремесленников в Туркестане.

Салтанат Абдижаппарова

фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *