Место строительства будущей мини-ГЭС.
Село Саркырама внешним видом удивляет своих гостей. Чистые улицы, пышно цветущие кусты роз перед домами, парк, где вечерами сельчане гуляют по аллеям с детьми и отдыхают в экзотических с каменными колоннами беседках. Здесь на центральной улице стоит памятник Д. Кунаеву, именем которого она названа. Но самое главное — люди живут по установившимся традициям, где уважение старших и помощь ближнему не просто слова, а принципы.
Гордятся здесь и необычным рукотворным гидросооружением, которое было создано жителями села в 1927-1929 годах прошлого столетия и получило название Кыдыр. С тех пор на протяжении почти векового периода поступающую по этому каналу в село чистую и прохладную воду из реки Аксу сельчане использовали для питья и приготовления пищи. Этой же водой они поливали деревья в садах и поили домашний скот.
Сельчане с момента его сооружения относились к каналу с особой любовью и ответственностью. Ежегодно очищали русло, укрепляли берега. И в этих работах участвовали все жители села Саркырама — от мала до велика. Каждое поколение училось у старших быть настоящими хозяевами на своей земле.
Имам Т. Жаксыбеков у закопанного канала.
Но не так давно сельскую тишину разорвал шум моторов автомашин, которые сгружали неподалеку от села большие трубы. Громом среди ясного неба стала для сельчан новость о намерении частной фирмы ТОО «Жасыл Куат» начать строительство гидроэлектростанции мощностью два мегаватта. Мало того что новость была неожиданной, так еще фирма решила использовать в качестве основного русла для подачи воды в турбины канал Кыдыр, которым так дорожат жители села.
Возмущению местного населения не было предела. Дело дошло до того, что они вышли на пикет, чтобы помешать началу строительства. Но вмешались сотрудники районного отдела полиции, которые задержали часть активистов за нарушение общественного порядка. Продержав некоторое время, они все же отпустили задержанных, даже не извинившись.
Фундамент под плотину.
В поисках правды
С этого печального момента начались хождения сельчан по инстанциям в поисках правды.
Была создана инициативная группа из троих активистов, которую возглавил местный имам Т. Жаксыбеков. Именно этому духовному лицу сельчане доверяли больше всего. Надо сказать, что сан имама Т. Жаксыбеков примерил лишь после пятидесяти лет. До этого он окончил Институт народного хозяйства в Алматы, учился на факультете экономики в КазГУ. Долгие годы работал ревизором в облфинотделе, преподавал в областной бухгалтерской школе, институте пищевой и легкой промышленности в Таразе, работал несколько лет в областном статистическом управлении. Решение стать духовным лицом было непростым для него и вполне осознанным. Сан имама он принял в родном селе Саркырама в 2004 году после годичной учебы в мечети, что находится в Старом городе Шымкента.
Его помощниками стали два жителя села Ж. Данаев и Б. Шалданбаев, которые, помимо двух высших образований на каждого, имеют большой трудовой стаж в государственных и частных структурах.
В своих письмах на имя акима района Т. Телгараева авторы подробно описывали создавшуюся ситуацию с просьбой разобраться. И если сначала, получая ответы, они жили надеждой, что их услышат, то после четвертого обращения стало ясно, что местные власти перешли на сторону застройщика. Такой выбор был непонятен.
Тогда-то за справедливостью они решили обратиться с письменным заявлением к прокурору района. Но позиция служащего, в чьи прямые служебные обязанности входит следить за соблюдением законности, показалась авторам обращения тоже непонятной. В своем ответе он отметил, что нарушений не выявлено, все соответствует закону.
Однако как тогда понять письмо, адресованное акиму района Т. Телгараеву, где прокуратура района сообщает, что, изучив этот вопрос, она выявила ряд грубых нарушений и рекомендовала руководителю района устранить недостатки. Например, в пункте 1 данного письма рекомендовалось признать недействительными решения акима №119 от 2019-го и №193 от 29.04.2022 года, а также приостановить действие решения областной администрации за №207 от 20.10.2022 года из-за его несоответствия закону. Вопрос касался выделения земельных участков под строительство этой малой ГЭС. А также признать недействительными земельные акты на 0,36 га (кадастровый №19-298-006-540) и на 0,14 га (кадастровый №19-298-006-541) от 17.01.2023 года.
Работы по строительству малой ГЭС рядом с селом Саркырама приостановить. За допущенные нарушения и отсутствие контроля рекомендовалось наказать заместителя акима района Б. Куралбаева и лиц, имевших к этому отношение.
Вид сверху.
В последнем пункте акимату района указывалось на необходимость дать ответ на это письмо с приложением соответствующих документов. Вот такое было принято решение.
Но почему в качестве рекомендации и почему о результатах проверки прокуратура не удосужилась рассказать авторам письма, остается непонятным.
Видимо, позиция «и волки сыты, и овцы целы» устраивала всех. Только кто волки, а кто овцы, выяснить пока не удалось.
В это же время ТОО «Жасыл Куат», не обращая внимания на все запреты и доводы, продолжало строительство. Для начала рабочие перекрыли арык насыпью. Затем залили площадку под будущую дамбу. А в непосредственной близости от реки Аксу залили фундамент под будущий энергоблок.
Нам бы сохранить всю красоту
«Смотрите, во что они превратили землю, — сказал в сердцах Т. Жаксыбеков, указывая на огромные кучи мусора. — Это отходы строителей. Даже мусор не вывозят. А ведь здесь было чисто, детвора играла в футбол. А что они сделали с каналом, посмотрите…»
Мы поднялись на насыпь, и мне показали канал Кыдыр, русло которого было перекрыто большой насыпью, сделать которую без техники трудновато. С высоты открывался вид на участок, где ведется строительство. Надо сказать, что кроме огорчения от увиденного не испытываешь ничего. По количеству разбросанного повсюду бытового и строительного мусора было видно, что он ни разу не вывозился. И небольшая экскурсия по этому когда-то радовавшему зеленью участку сельской земли ничего, кроме разочарования, не вызвала.
Куда смотрят экологи, районная и сельская администрации? Ведь госпрограмму «Таза Қазақстан» никто не отменял. Лишь синеющие в дали заснеженные вершины гор немного успокаивали, а от мысли, что не все еще потеряно, становилось спокойнее на сердце.
«Вы посмотрите на противоположный берег реки Аксу. Видите, он местами уже осыпается. И это все из-за работ, которые ведут хозяйства вдоль береговой линии. А представьте, что случится с природой, если построят эту ГЭС. Зачем она нам нужна? У нас никогда не было проблем со светом, — сказал Б. Шалданбаев. — И почему разрешают строительство в водоохранной зоне? Это экологическая катастрофа! Пусть местного масштаба. Но мы знаем, что большие беды начинаются с малых ошибок. И если мы сможем отстоять свою позицию, то это станет для нас большой победой».
Пора в путь-дорогу
Одной из последних местных инстанций, куда обратились представители инициативной группы, был районный суд. Но здесь поступили проще.
Продержав заявление три месяца, суд вернул его авторам, не приняв никаких процессуальных действий.
Очередное письмо было направлено в областной суд, откуда жители села Саркырама до сих пор не получили никакого ответа. Хотя для рассмотрения заявлений граждан имеются временные сроки, которые не выдерживаются местной Фемидой.
Не найдя поддержки со стороны местных властей, инициативная группа решила попытать счастья в столице. И представительная делегация в составе восьми человек выехала в Астану. Итогом поездки стали письма, оставленные на имя Премьер-министра, министров Министерства экологии, Министерства водных ресурсов и ирригации, председателя партии «Аmanat», генерального прокурора, а также письма были доставлены в Комитет по противодействию коррупции и Администрацию Президента. Не дождавшись ответа, делегации пришлось вернуться домой в надежде, что их все-таки услышат.
Раскол, или Кто «за»?
Бывший колхоз «Коммунизм», в состав которого входило и село Саркырама, считался твердо стоящим на ногах хозяйством. Были здесь, помимо крепкого молочного хозяйства, свои сады и огороды. Но все это в прошлом. Чтобы сохранить колхозные земли, тогдашний руководитель Б. Кошербаев принял решение разделить имеющиеся на тот момент 328 гектаров колхозной земли между жителями. А это около 200 домов. Так, в 2008 году сельчане стали собственниками наделов, доставшихся им от колхоза. Конечно, все правоустанавливающие документы им были предоставлены.
Но земля не может быть без дела, а для ее обработки нужны как рабочие руки, так и техника, которой многие сельчане не могли похвастать. Тогда и поступило предложение создать СПК, членом которого может стать каждый. А в качестве паевого взноса принимался земельный участок, полученный после распада колхоза. Почему сельские активисты вспомнили об этом? Потому что участок, где предполагалось строительство малой ГЭС, тоже находится в распоряжении СПК. Говоря о своих правах на эти земли, застройщик оперирует печатями, которые председатель СПК поставил под договором, где оговорена его аренда на 49 лет. Члены СПК, а это и жители села Саркырама, возмутились такими действиями председателя сельского производственного кооператива. По их мнению, он не только самовольно принял решение, но и проигнорировал мнение членов кооператива, которые, в свою очередь, вряд ли дали бы согласие на выделение этого участка под строительство. Вот и ссорятся они по сей день с руководителем, считая, что их права грубо нарушены, а подписанный договор не имеет законной силы.
Инициативная группа.
Насколько верны расчеты
Начало канала Кыдыр находится неподалеку от села Мадани. Старую плотину смыло 15 лет назад. Раньше часто проводились субботники по ее укреплению. В них участвовали все жители сел, кто получал воду благодаря ей. Сегодня на ее месте находится дамба со шлюзом, откуда по трубе вода из реки Аксу поступает в канал Кыдыр. Его общая протяженность составляет 12 км 300 метров. Чуть выше установлен еще один шлюз, через который вода распределяется по небольшим каналам в села Жанажол, Янгиел и дачный поселок Сайрамского района, а это без малого 600 семей, которые обрабатывают землю на 150 гектарах.
А теперь представьте: канал Кыдыр, ежегодно с 2008-го недополучающий нужный объем воды из реки Аксу по естественным причинам, теперь должен будет поставлять воду для малой ГЭС в объеме восемь кубов в секунду. Откуда взять такой объем и за счет чего застройщик планирует поднять ее уровень? Местные жители шутят по этому поводу: мол, это под силу лишь одному Аллаху. При этом по проекту для укладки труб будет использовано русло старого канала, берега которого в обрывистых местах часто осыпаются и ежегодно укрепляются. Вряд ли они выдержат тяжесть многотонных труб, которые хотят уложить непосредственно в русле. Все это может привести не только к проблемам, связанным с экологией, но и лишить жителей четырех сел, а это примерно 10 тыс. человек, возможности поливать свои участки.
Согласно данным специалистов водного хозяйства Сайрамского района, жители вышеназванных сел, получавшие ранее поливную воду ежедневно на протяжении всего поливного сезона, из-за понижения уровня воды в реке Аксу теперь получают ее лишь четыре дня в неделю. Со строительством малой ГЭС даже этот график подачи воды, по прогнозу специалистов, они вряд ли смогут выдерживать, что приведет к дефициту влаги летом.
Быть или не быть?
Не дождавшись ответа на свои вопросы, участники инициативной группы не собираются отступать. Записавшись на прием к новому акиму Толебийского района, они не теряют надежды, что Е. Алимкулов, изучив проблему жителей села Саркырама, все-таки сможет поддержать сельчан и найдет единственно правильное решение.
«Мы не против прогресса, — говорят сельчане. — Но делать это надо разумно, с любовью к родной земле и с уважением к людям. Не надо забывать, что от нас зависит, на какой земле жить нашим детям завтра. Как говорится, чтобы не нашла коса на камень, надо с самого начала все делать по букве закона».
«ЮК» обещает продолжить эту тему и знакомить читателей с дальнейшим развитием событий вокруг строительства малой ГЭС на реке Аксу в Верхне-Аксуском сельском округе Толебийского района.
Берик Монтаев
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram . Подписывайтесь!
')">