А ну, навались!

10 Мар 2022 11:07
Количество просмотров: 889

Еще одна попытка решить проблемы школьного образования в отдельно взятой области

На этот раз применен метод мозгового штурма. Заместитель акима Туркестанской области С. Калкаманов привлек к работе ветеранов и руководителей ведущих школ. Обстановка за круглым столом после рабочих докладов директоров школ-маяков резко перестала быть томной. Аксакалы сосредоточились на бессмысленных и беспощадных реформах, сотрясающих систему образования и странным образом совпадающих с падением качества знаний как учеников, так и учителей. Досталось, разумеется, и ЕНТ, превратившему выпускников школ в зубрилок, и последней (по времени, а не вообще) новации Министерства образования и науки — принудительной ротации директоров школ.

Шумим, брат, шумим…

«Меняются министры, — описал ситуацию в образовании ветеран Ж. Азретбергенов. — То железнодорожник придет руководить, то инженер, то экономист. Все ярые реформаторы. Создается видимость бурной деятельности, пока не покинут это кресло. А страдает вся система и в конечном счете дети. Это же не механические процессы! Условия хорошего образования и воспитания подрастающего поколения остаются неизменными: хороший директор — хороший учитель — хороший ученик. Их никакими реформами не отменить. Теперь придумали совсем непонятную схему: менять директоров школ в обязательном порядке. Зачем директора из Сайрама в Сауран гнать? Трудно представить ротацию в сельской местности, где всего от силы одна-две школы. Неэффективным директорам придется переезжать в другую местность? Как эту новацию материально обеспечить? Как их будут обеспечивать жильем? Была бы у администрации школ достойная зарплата, чтобы с семьей переезжать…

При ротации получится так: эффективный директор всю жизнь будет работать на результат, а неэффективный — переходить из школы в школу и пользоваться налаженной кем-то системой. Зареформировались вконец! Теперь выясняется, что не хватает учителей русского языка, географии… Выпускники педагогических вузов, придя в школы, демонстрируют слабую профессиональную подготовку. В результате родители вынуждены нанимать репетиторов, чтобы дотянуть учеников до уровня требований ЕНТ».

Ак жол

Руководители областного образования, признавая отдельные, все еще имеющиеся в системе недостатки, с тотальной критикой не согласны. Они считают, что идем мы верной дорогой, проводники пункт назначения знают, а в конце пути уже маячит светлое будущее.

«То, что вне профессионального сообщества, почему-то называется реформами, — говорит заместитель начальника управления развития человеческого потенциала Туркестанской области А. Садыкова, — на самом деле правильно было бы называть совершенствованием системы.

Реформа у нас прошла в 90-ые, когда Казахстан перешел с советской системы среднего образования на международную — Болонскую, заменили экзамены на ЕНТ. Это дало положительный эффект. Прежде всего антикоррупционный. Дальше пошла и продолжается разработка нормативных актов, обеспечивающих функционирование системы. Это касается и ротации директоров школ.

Нормативная документация МОН утверждена. Проводятся анализ и поиск оптимальных форм реализации. Пока в массовом порядке ротация не проводилась. Будет внедряться поэтапно — по районам, категориям школ. Вопросов много. У нас есть предложения по изменениям. Сейчас ротацию предполагается проводить в рамках только одного сельского округа.

Мы хотим расширить ее до масштабов всей страны и распространить на все категории руководителей школ и педагогов. Хотели бы иметь возможность обмена директорами, завучами, учителями с другими областями. Для руководителей из малонаселенных регионов с небольшим количеством школ это возможность карьерного и профессионального роста. Хороший директор сегодня обязан совмещать качества профессионального педагога и менеджера.

К сожалению, такое сочетание встречается нечасто. Хотя наш директорский корпус укрепился благодаря изменению системы назначения на должность. Эту функцию из районных отделов передали в область и теперь кандидат на должность директора школы проходит многоступенчатую систему отбора. Она включает тестирование, согласование с попечительским советом, защиту стратегии развития школы на три года, проверку антикоррупционной службой, собеседование. Личность кандидата и документы изучает авторитетная кадровая комиссия.

Все это, как и создание при школах попечительских советов, активизация деятельности родительских советов, постоянное совершенствование законодательной и

методической баз, работает на развитие нашей системы образования».

Приехали…

Взгляд сверху понятен, и доводы в пользу продолжающихся в образовании реформ-нереформ убедительны. Внизу же, на уровне отношений «школа-родители», оценки не столь однозначны и гораздо менее оптимистичны. Здесь внедренную вместо старой доброй советской системы образования Болонскую называют «болонкой». И отнюдь не в уменьшительно-ласкательном значении.

Совмещающая в себе позиции матери двоих школьников и педагога с приличным стажем Е. Мавнукова реформаторский зуд чиновников от образования считает имитацией активности, наносящей непоправимый вред детям.

«Есть такая мудрая мысль, — говорит Елена, — если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Заставляет задуматься, правда? И где они, такие учителя? Остались ли? Что происходит в сфере образования? Почему нынешние педагоги не ставят своей целью научить, объяснить, открыть дорогу в мир знаний. Любят ли они детей, которых по долгу службы учат и воспитывают? И как можно воспитывать не любя? Цель современного учителя — дать задание, не объяснив, и спрашивать, спрашивать, спрашивать.

Школьная программа заставляет его давать как можно больше заданий, не принимая во внимание ни возраст, ни умственные способности ребенка, ни психологические факторы. Цель — помочь ребенку — перед ним не стоит. Есть цель потопить, дав как можно большее количество несоразмерных возрастным возможностям восприятия заданий. По факту не детям, а родителям. Весь процесс обучения превратился в бесконечную гонку за необъятными знаниями, которые закидываются в голову, словно мусор в корзину, и никак не осмысливаются. Учитель ставит галочку: задание сдано. Усвоено ли оно — никого не интересует.
По работе, сталкиваясь с учителями из разных школ, все больше и больше убеждаюсь в том, что эта специальность находится на грани исчезновения. Теряются грамотность, квалификация, человечность, теряется любовь к детям. Учителя вместо того чтобы учить, печатают тонны отчетов, планов, мониторингов, заполняют журналы и осваивают цифровые технологии, то и дело дающие сбои и доводящие их до умоисступления и депрессии.

А что же ученики? Они погрязли в мире цифровых технологий, компьютерных игр. Ушли в виртуальную реальность. Для них здесь и сейчас означает находиться в игре или переписываться с кем-то в интернете. Они не мыслят своей жизни без телефонов, смартфонов, планшетов и прочих цифровых примочек. Самое худшее наказание для них — лишиться их ненаглядного гаджета. Лучшая награда — покупка электронной игрушки круче, чем у соседа по парте. Это поколение не читает книг, не стремится что-то узнать или как-то развиваться в жизни. Они живут играми, не думают о будущем и не делают выводов из прошлого. Многие заточены лишь на то, чтобы качать права и кайфовать. Они усвоили потребительский, а на самом деле растительный образ жизни.

А что же родители? Родители выбиваются из сил, пытаясь разорваться между работой, домом (уборка, стирка, огород, ремонты, гости, праздники, завтраки-обеды-ужины, походы по магазинам, личные занятия, отдых, общение, совместное времяпрепровождение), дополнительными секциями для ребенка и выполнением домашних заданий с ним. Новая система требует от ребенка феноменальной памяти. Он обязан запоминать все с первого раза. Не может — начинаются нешуточные проблемы.

С учетом дистанционного «образования» родитель должен качественно и грамотно излагать тот материал, которому учителя-предметники учились четыре года в институте и преподают много лет. Контролировать все домашние задания и помогать выполнять «Билимлэнд», где задания составлены для учащихся высших учебных заведений. И работать, работать и еще раз работать!!! Чтобы заработать деньги на жизнь. А учителя должны только спрашивать «полученные» от них знания и гордиться результатами».

Куда заведет нас все это, говорит Е. Мавнукова, непонятно. Куда мы пришли, видно невооруженным глазом по нашим детям, когда их удается изредка извлечь из виртуального мира. Драйва учителям и родителям добавляют набирающая обороты приватизация школ и алчный оскал частного капитала, ринувшегося на освоение бюджетных средств подушевого финансирования.

Попытка что-то исправить, не затрагивая основ системы образования, предпринятая в Туркестане, как бы ни оценивать ее шансы на успех, все-таки попытка сделать что-то реальное, а не очередная говорильня. То, как активно включились в работу ветераны, учителя с большим стажем и жизненным опытом, делает ее не безнадежной.

 

 

Игорь Лунин

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *