Дороги. ЮКО и окрестности

7 Авг 2017 12:11
Количество просмотров: 1007

 В 2017 году на реализацию проектов государственной программы развития инфраструктуры выделено 356,2 млрд. тенге. Это, не считая привлеченных средств международных финансовых институтов, которые кредитуют строительство казахстанского участка транспортного коридораЗападная Европа — Западный Китай.

Мухит Ахметов: — МБРР и Правительство РК финансировали два проекта: усовершенствование и реконструкция участков транспортного коридора в Кызылординской (за исключением обхода г. Кызылорды) и Актюбинской областях. Проект позволил существенно повысить качество дороги, следовательно, и безопасность движения автотранспорта.

«Реконструкция и усовершенствование автодороги из Китая в Россию через города Алматы, Шымкент, Кызылорду и Актобе в рамках создания международного транзитного коридора Западная Европа — Западный Китай протяженностью по Казахстану 2787 км ведется Правительством совместно с международными финансовыми институтами: Азиатским банком развития, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития, Японским банком международного сотрудничества и Международным банком реконструкции и развития, — пояснил директор РГУ «Онтустик жол лаборатория» М. Ахметов. — В частности, МБРР и Правительство РК финансировали два проекта: усовершенствование и реконструкция участков транспортного коридора в Кызылординской (за исключением обхода г. Кызылорды) и Актюбинской областях.

Протяженность участка дороги в Кызылординской области — 788,50 км. Проект позволил существенно повысить качество дороги, следовательно, и безопасность движения автотранспорта. Те, кто помнит, что там было до реконструкции, понимают, о чем речь.

Еще одна часть проекта — реконструкция участка автодороги до Шымкента и обход Кызылорды протяженностью 301 км — завершен в 2014 году. Участок на всем протяжении имеет четыре полосы, двустороннее движение с повышенной безопасностью. Второй участок — от Шымкента до границы Жамбылской области — тоже четырехполосный с двусторонним движением . Работы близятся к завершению. За исключением тоннеля на границе с Жамбылской областью. Строительство было остановлено по вине подрядчика. Сейчас контракт расторгнут и проводится конкурс на завершение строительства тоннеля. Европейский банк реконструкции и развития совместно с Правительством РК профинансировал усовершенствование и реконструкцию 102 км автодороги от границы с Российской Федерацией — Мартук — Актобе. Завершенный участок от границы Южно-Казахстанской области до Тараза протяженностью 114 км был профинансирован Правительством совместно с Азиатским банком развития. Реконструкция участков Актобе — Карабутак — Иргис протяженностью 273 км, Карабутак — граница Кызылординской области (215) км и участок Алматы — Бишкек, 205 км, уже завершена.

Реконструкция 203 км участка Жибек жолы — Шымкент — граница Жамбылской области финансируется Международным банком реконструкции и развития (64 км) и Азиатским банком развития (139 км). Реконструкция участка, финансируемого АБР, была завершена в 2016 году, а участок, финансируемый МБРР, будет достроен до конца текущего года».

Немного о грустном. Правительство РК планирует сделать все эти замечательные новые автодороги платными. Пока деньги взимаются только за проезд по автотрассе Астана — Боровое. Но лиха беда начало. По официальным данным Комитета автодорог республики, реконструкция участка автодороги Тараз — Кордай — Алматы протяженностью 365,70 км профинансирована Азиатским банком развития, Японским банком международного сотрудничества и Правительством РК. Реконструкция участка Алматы — Хоргос, 301 км, завершена в 2016 году, финансировалась за счет займа МБРР. В 2018 году запланировано внедрение системы оплаты за пользование автодорогой при финансовой поддержке МБРР. В марте 2017 года было выпущено приглашение на участие в международном тендере на поставку оборудования и установку системы сбора платы. Так что процесс пошел. И почему-то нет сомнений, что эта работа будет проведена в намеченные сроки и гораздо быстрее, чем, собственно, строительство автодорог.

Российский участок коридора начинается в Санкт — Петербурге и проходит через Москву, Нижний Новгород, Казань, Оренбург до границы с Казахстаном — с. Мартук. По территории Китайской Народной Республики транспортный коридор проходит через Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу и заканчивается в порту Ляньюньган.

Весь китайский участок автотрассы завершен. У северных соседей окончание работ на всех участках до нашей границы планируется в 2018 году. Россияне, вдохновленные нашим примером, собираются сделать часть автодороги платной.

«Главная цель проекта, — говорит руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев, — повышение транспортной проходимости и безопасности дорожного движения на протяжении всего транспортного коридора от Петербурга до Ляньюньгана. Но не только это. Реализация проекта стимулирует ускорение социально-экономического развития, интеграцию и развитие отдаленных районов страны, развитие торговли, так как местные товары смогут транспортироваться в Западную Европу, Китай, Россию. Выход к портам Тихого океана и Балтийского моря значительно расширяет экспортные возможности нашей страны. Новая автотрасса обеспечит повышение безопасности дорожного движения, уменьшение количества ДТП, сокращение времени в пути и связанных с этим затрат. Поскольку она будет международной, увеличится приток иностранной валюты».

 Для ЮКО ввод в эксплуатацию транспортного коридора — это удобные и быстрые автомобильные маршруты по направлениям юг — центр и восток — запад с превращением Шымкента в крупный центр международных перевозок. Параллельно идет активное строительство и реконструкция областных автомобильных дорог.

В 2016 году на проведение строительно-ремонтных работ по 142 объектам на автодорогах ЮКО выделено 24,8 млрд. тенге (на 71,3% больше, чем в предыдущем году):
на строительство шести объектов — 2547,8 млн. тенге, на реконструкцию 16 объектов — 8437,6 млн. тенге, на капитальный ремонт 22 объектов — 9998,5 млн. тенге, на средний ремонт 98 объектов — 3 776,9 млн. тенге.

К концу этого года ожидается полное завершение реконструкции дорог Бейнеу — Актау и Алматы — Талдыкорган. В общей сложности в рамках этих проектов в 2017 году планируется завершение реконструкции и ремонта 602 км дорог.

Всего в Казахстане в 2017 году построено и реконструировано 4,4 тыс. км. Дорожное строительство решает и важную социальную задачу. В работах задействовано более 100 тыс. человек. Не менее 95% используемых материалов — отечественного производства. За счет займов международных финансовых институтов (МБРР, АБР, ЕБРР, ИБР и Эксимбанк КНР) начнется реализация 10 проектов протяженностью 2184 км: Талдыкорган — Усть-Каменогорск, Курты — Бурылбайтал, Мерке — Бурылбайтал, Узынагаш — Отар, Калбатау — Майкапшагай, юго-западный обход города Астаны, Актобе — Кандыагаш, Кандыагаш-Макат, Атырау — Астрахань и Жетыбай — Жанаозен. На сегодняшний день подписано соглашение о займе с АБР по участку автодороги Кандыагаш — Макат. За счет бюджета финансирутся четыре проекта: Бейнеу — Акжигит, Щучинск — Зеренда, Таскескен — Бахты, Ушарал — Достык. Ожидается подведение итогов конкурса по проекту Усть — Каменогорск — Зыряновск — Рахмановские ключи, стартовавшему в этом году. Он финансируется из госбюджета. Идут проектные работы по участку юго-западного обвода Шымкента, пока не решенным остается вопрос строительства объездной дороги в Сарыагаше.

 В ЮКО 786 км автодорог республиканского, 4 330,3 км областного, 2081,3 км районного значения и 13789,9 км улиц населенных пунктов.

Протяженность всего коридора составляет 8445 км, из них 2233 км проходит по территории Российской Федерации и 3425 км по территории Китая.

 

И.Лунин
фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *